Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2004 N А48-3351/03-8

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 2 апреля 2004 г. Дело N А48-3351/03-8

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2003 по делу N А48-3351/03-8,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Орловский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод имени Медведева" (далее по тексту - ОАО "Орловский завод имени Медведева") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла от 12.09.2003 N 14 (с учетом уточненных требований).
Инспекция МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла предъявила к ОАО "Орловский завод имени Медведева" встречное требование о взыскании налога на прибыль в сумме 405100 руб., пени за несвоевременную его уплату в размере 214566 руб. и штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 81020 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2003 заявленные требования ОАО "Орловский завод имени Медведева" удовлетворены. В удовлетворении встречного заявления отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ОАО "Орловский завод имени Медведева" по вопросу правомерности использования льготы по налогу на прибыль в части затрат предприятия на содержание жилищного фонда, находящегося на его балансе, за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 19.08.2003 N 96. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 12.09.2003 N 14, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 405100 руб., дополнительные платежи в бюджет по данному налогу, скорректированные на учетную ставку Центрального банка РФ, в сумме 25400 руб., пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 214566 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 81020 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль, дополнительных платежей по данному налогу, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о неправильном применении обществом льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку ОАО "Орловский завод имени Медведева" уменьшало налогооблагаемую прибыль на сумму коммунальных расходов, в частности, расходов на электроэнергию, теплоэнергию, на уборку мусора, не относящихся к затратам на содержание жилищного фонда, а также на суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, израсходованным на содержание непроизводственной сферы.
Считая, что Решение Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла нарушает права и законные интересы общества, ОАО "Орловский завод имени Медведева" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества и отказывая в удовлетворении заявления инспекции, суд исходил из того, что ОАО "Орловский завод имени Медведева" правильно применена льгота, установленная пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в порядке, предусмотренном указанной нормой, рассматриваются все затраты, направленные на надлежащее содержание жилищного фонда в пределах нормативов, согласованных с органами местного самоуправления, в связи с чем общество правомерно уменьшало налогооблагаемую прибыль на суммы затрат на электроэнергию, теплоэнергию, уборку мусора.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда является недостаточно обоснованным, так как им не исследованы существенные по делу обстоятельства.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшим в спорный период) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Таким образом, применение указанной льготы возможно при соблюдении ряда условий, в том числе необходимо, чтобы предприятие фактически понесло затраты и расходы на содержание находящихся на их балансе вышеуказанных объектов и учреждений, и они должны быть произведены за счет прибыли, оставшейся в его распоряжении.
Вместе с тем суд, делая вывод об обоснованности использования ОАО "Орловский завод имени Медведева" упомянутой льготы в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы затрат, направленных на содержание жилищного фонда (а именно на суммы расходов на электроэнергию, теплоэнергию, уборку мусора), не проверил соблюдение обществом всех условий, дающих право на ее применение, в частности, не выяснил, была ли у предприятия в спорный период нераспределенная прибыль, оставшаяся в его распоряжении. При этом в материалах дела отсутствует форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" ОАО "Орловский завод имени Медведева" за 2000 - 2001 гг.
Учитывая, что в решении налоговый орган ссылался на то, что понесенные обществом затраты по коммунальным платежам (частично за электроэнергию, полностью за отопление и уборку мусора) являются целевыми и должны возмещаться квартиросъемщиками, суд не исследовал доказательства инспекции по этому вопросу и не привел мотивы, по которым отклонены эти доводы инспекции.
Между тем данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
Кроме того, судом признано недействительным Решение Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла от 12.09.2003 N 14 в полном объеме.
Однако в мотивировочной части решения суд не дал оценки обоснованности доначисления инспекцией налога на прибыль, пени, применения штрафных санкций в связи с уменьшением обществом налогооблагаемой прибыли на суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, израсходованным на содержание непроизводственной сферы.
Учитывая, что решение вынесено судом в нарушение процессуальных требований и материальных норм, оно является незаконным и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные нарушения, исследовать все обстоятельства спора в полном объеме, дать им оценку в их взаимной связи и, применив нормы действующего законодательства, вынести решение по существу спора.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2003 по делу N А48-3351/03-8 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 2 апреля 2004 г. Дело N А48-3351/03-8

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2003 по делу N А48-3351/03-8,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Орловский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод имени Медведева" (далее по тексту - ОАО "Орловский завод имени Медведева") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла от 12.09.2003 N 14 (с учетом уточненных требований).
Инспекция МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла предъявила к ОАО "Орловский завод имени Медведева" встречное требование о взыскании налога на прибыль в сумме 405100 руб., пени за несвоевременную его уплату в размере 214566 руб. и штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 81020 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2003 заявленные требования ОАО "Орловский завод имени Медведева" удовлетворены. В удовлетворении встречного заявления отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ОАО "Орловский завод имени Медведева" по вопросу правомерности использования льготы по налогу на прибыль в части затрат предприятия на содержание жилищного фонда, находящегося на его балансе, за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 19.08.2003 N 96. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 12.09.2003 N 14, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 405100 руб., дополнительные платежи в бюджет по данному налогу, скорректированные на учетную ставку Центрального банка РФ, в сумме 25400 руб., пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 214566 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 81020 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль, дополнительных платежей по данному налогу, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о неправильном применении обществом льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку ОАО "Орловский завод имени Медведева" уменьшало налогооблагаемую прибыль на сумму коммунальных расходов, в частности, расходов на электроэнергию, теплоэнергию, на уборку мусора, не относящихся к затратам на содержание жилищного фонда, а также на суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, израсходованным на содержание непроизводственной сферы.
Считая, что Решение Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла нарушает права и законные интересы общества, ОАО "Орловский завод имени Медведева" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества и отказывая в удовлетворении заявления инспекции, суд исходил из того, что ОАО "Орловский завод имени Медведева" правильно применена льгота, установленная пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в порядке, предусмотренном указанной нормой, рассматриваются все затраты, направленные на надлежащее содержание жилищного фонда в пределах нормативов, согласованных с органами местного самоуправления, в связи с чем общество правомерно уменьшало налогооблагаемую прибыль на суммы затрат на электроэнергию, теплоэнергию, уборку мусора.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда является недостаточно обоснованным, так как им не исследованы существенные по делу обстоятельства.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшим в спорный период) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Таким образом, применение указанной льготы возможно при соблюдении ряда условий, в том числе необходимо, чтобы предприятие фактически понесло затраты и расходы на содержание находящихся на их балансе вышеуказанных объектов и учреждений, и они должны быть произведены за счет прибыли, оставшейся в его распоряжении.
Вместе с тем суд, делая вывод об обоснованности использования ОАО "Орловский завод имени Медведева" упомянутой льготы в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы затрат, направленных на содержание жилищного фонда (а именно на суммы расходов на электроэнергию, теплоэнергию, уборку мусора), не проверил соблюдение обществом всех условий, дающих право на ее применение, в частности, не выяснил, была ли у предприятия в спорный период нераспределенная прибыль, оставшаяся в его распоряжении. При этом в материалах дела отсутствует форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" ОАО "Орловский завод имени Медведева" за 2000 - 2001 гг.
Учитывая, что в решении налоговый орган ссылался на то, что понесенные обществом затраты по коммунальным платежам (частично за электроэнергию, полностью за отопление и уборку мусора) являются целевыми и должны возмещаться квартиросъемщиками, суд не исследовал доказательства инспекции по этому вопросу и не привел мотивы, по которым отклонены эти доводы инспекции.
Между тем данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
Кроме того, судом признано недействительным Решение Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла от 12.09.2003 N 14 в полном объеме.
Однако в мотивировочной части решения суд не дал оценки обоснованности доначисления инспекцией налога на прибыль, пени, применения штрафных санкций в связи с уменьшением обществом налогооблагаемой прибыли на суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, израсходованным на содержание непроизводственной сферы.
Учитывая, что решение вынесено судом в нарушение процессуальных требований и материальных норм, оно является незаконным и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные нарушения, исследовать все обстоятельства спора в полном объеме, дать им оценку в их взаимной связи и, применив нормы действующего законодательства, вынести решение по существу спора.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.11.2003 по делу N А48-3351/03-8 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)