Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2005 ПО ДЕЛУ N А21-911/2005-С1

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2005 г. по делу N А21-911/2005-С1


Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.К.Зайцевой
судей М.Л.Згурской, М.А.Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.В.Кузнецовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5137/2005) Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.04.05 г. по делу N А21-911/2005 (судья Карамышева Л.П.),
по иску (заявлению) ОАО "Калининградская городская типография"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду
о признании недействительным уведомления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)

установил:

Открытое акционерное общество "Калининградская городская типография" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду (далее - Инспекция, налоговый орган) N 111 от 15.12.04 г. о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.05 г.
Решением суда первой инстанции от 13.04.05 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение отменить, полагая, что судом допущено нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации при соблюдении прочих условий, оговоренных в данной статье, не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанной выше нормой напрямую разделено долевое участие организаций в уставном капитале организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения. Акционерные общества, являясь коммерческими организациями, наделены имуществом, которое разделено на акции. Поэтому на них напрямую следует распространять действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо даже от того, что их акционерами со 100 процентами акций является Российская Федерация.
Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Калининградской области от 28.04.2004 г. N 116-р федеральное издательско-полиграфическое государственное предприятие "Калининградская городская типография" была приватизирована путем преобразования в открытое акционерное общество "Калининградская городская типография" с уставным капиталом 1870000 руб. Единственным учредителем со стопроцентным размещением акций является Российская Федерация.
29.11.2004 г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2005 г. В качестве объекта налогообложения Общество выбрало "доходы за минусом расходов". В ответ на это заявление налоговым органом в адрес общества было направлено уведомление от 15.12.2004 г. N 111 "О невозможности применения упрощенной системы налогообложения" по тем основаниям, что Общество является организацией, в котором доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Не согласившись с доводами налогового органа и, посчитав, что действия налогового органа нарушают права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления налогового органа недействительным.
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выслушав позиции сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об ошибочности позиции налогового органа, поскольку Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, имеющие вклады в акционерные общества и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие "организация" в целях применения норм Налогового кодекса РФ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, считая, что суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" дополнил раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 94 того же Закона по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением случаев передачи акций, находящихся в государственной собственности в доверительное управление или в уставный капитал унитарных предприятий.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданского права, наряду с физическими и юридическими лицами. При учреждении акционерного общества в процессе приватизации федерального государственного предприятия от имени Российской Федерации выступает соответствующий государственный орган, в данном случае, Министерство имущественных отношений России, в лице Территориального управления по Калининградской области.
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Так понятие "организации" означает юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Поскольку Российская Федерация не подпадает под понятие организации в том смысле, как этот термин используется в Налоговом кодексе, а государственные органы не являются учредителями (акционерами) акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных унитарных предприятий, так как выступают от имени Российской Федерации и представляют интересы государства, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит препятствий для применения упрощенной системы налогообложения акционерными обществами, в которых доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 25 процентов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.04.05 г. по делу N А21-911/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.К.ЗАЙЦЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
М.А.ШЕСТАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)