Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.05.2006 N Ф04-1976/2006(22224-А70-32) ПО ДЕЛУ N А70-12096/8-05

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 мая 2006 года Дело N Ф04-1976/2006(22224-А70-32)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда социальной и правовой помощи на решение от 21.12.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-12096/8-05 по заявлению Фонда социальной и правовой помощи к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 2 об оспаривании действий по отказу в применении упрощенной системы налогообложения,
УСТАНОВИЛ:

Фонд социальной и правовой помощи (далее по тексту Фонд) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании действий инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 2 по отказу в применении упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации 08.07.2005.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подано Фондом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно после подачи заявления о государственной регистрации и до постановки его на налоговый учет; заявление носит уведомительный характер и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применять указанную систему.
Решением от 21.12.2005 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение: об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно истолкованы положения пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, так как закон не содержит указания на конкретный временной отрезок, в котором налогоплательщиком должны быть представлены сведения о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, изучив доводы, содержащиеся в жалобе, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Фонд создан в качестве некоммерческой организации решением учредителей от 01.07.2005 N 1.
Учредителем Фонда 04.07.2005 поданы в Инспекцию заявление о его государственной регистрации в качестве юридического лица и заявление о постановке юридического лица на налоговый учет.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 07.07.2005 представлено Фондом в Инспекцию 07.07.2005.
На основании вышеуказанных заявлений 08.07.2005 Инспекцией осуществлена государственная регистрация Фонда в качестве юридического лица за ОГРН 1057200717232, выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 72 N 000303050.
В тот же день 08.07.2005 Фонд поставлен Инспекцией на налоговый учет, что подтверждается свидетельством от 08.07.2005, серия 72 N 000211252.
Инспекцией 19.07.2005 совершены оспариваемые действия по вынесению уведомления N 198, которым со ссылкой на ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд уведомляется о невозможности применения с 11.07.2005 упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что заявление о переходе на указанную систему подано неодновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Считая действия Инспекции незаконными, Фонд обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции и признавая доводы жалобы обоснованными, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, срок подачи заявления Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен, а предоставлено право, которое налогоплательщик использует самостоятельно.
Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2.1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) используется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по форме согласно Приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет, внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации при создании юридического лица.
Поэтому заявления о постановке на учет в налоговый орган организациями не подаются.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается одновременно с пакетом документов, представляемым при государственной регистрации юридического лица. В то же время форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения", утвержденная приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, предусматривает указание в заявлении полного наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет и других данных, которые ему еще неизвестны.
Исходя из этого возможно осуществление перехода на упрощенную систему налогообложения вновь созданными организациями на основании заявления, подаваемого ими после получения свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации. При этом заявление о применении упрощенной системы налогообложения должно быть подано налогоплательщиком в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о постановке на учет, а также до начала ведения предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, Фонд подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после заявления о постановке на налоговый учет. Однако это не противоречит требованиям налогового законодательства и не может служить основанием для отказа заявителю в переходе на специальный налоговый режим, поскольку он приобретает статус налогоплательщика в момент постановки его на налоговый учет. Более того, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения. Не содержится в статье 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации и оснований для отказа налоговым органом в применении заявителем упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, свидетельство о постановке на налоговый учет Фонд получил 08.07.2005, а с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения обратился в Инспекцию 07.07.2005, то есть до получения свидетельства.
При таких обстоятельствах налогоплательщиком соблюдено предусмотренное пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации условие перехода на упрощенную систему налогообложения, а незначительная разница во времени подачи документов на государственную регистрацию юридического лица и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (в несколько дней) не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.
По изложенным мотивам кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Таким образом, исходя из изложенного выше, состоявшиеся судебные акты подлежат отмене.
Учитывая, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, кассационная инстанция считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21.12.2005 Арбитражного суда Тюменской области отменить, кассационную жалобу Фонда социальной и правовой помощи удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 2, выразившиеся в отказе Фонду социальной и правовой помощи в применении упрощенной системы налогообложения со дня государственной регистрации 08.07.2005.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2006 г.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)