Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2012 ПО ДЕЛУ N А26-10704/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2012 г. по делу N А26-10704/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии: от заявителя: представителя Виноградовой Г.Д. по доверенности от 07.12.2011
от ответчика: представителя Бокша А.М. по доверенности от 10.02.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8306/2012) ЗАО "Интеркамень" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2012 по делу N А26-10704/2011 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Интеркамень"
к МИФНС N 10 по Республике Карелия
о признании недействительным решения N 39 от 06.10.2011

установил:

закрытое акционерное общество "Интеркамень" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Интрекамень") (ОГРН: 1021001118808, место нахождения: 185525, Республика Карелия, п. Деревянка) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - инспекция, налоговый орган) на основании которого обществу предложено уплатить: доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 906 088 руб., штрафные санкции, наложенные в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 68 754 руб., пени в сумме 220 011 руб. 10 коп.
Решением от 16.03.2012 в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, полезным ископаемым, подлежащим обложению налогом на добычу полезных ископаемых, признаются блоки из габбро-диабаза, качество которых соответствует требованиям ГОСТ 9479-98 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий". Блоки, имеющие трещины, пятна с учетом требований п. 4.4. ГОСТа с указанием в товарных накладных "некондиция", имеют более низкую сортность, но соответствуют требованиям определенной группы государственного стандарта, в связи с чем также должны признаваться полезным ископаемым.
Кроме того, суд первой инстанции неправомерно согласился с методом налогового органа расчета спорного налога, т.к. инспекция при исчислении добытого полезного ископаемого применила косвенный метод с использованием данных технического проекта (объем добытых блоков рассчитан как произведение объема добытой горной массы на проектный процент выхода блоков (10%). Также, налоговая инспекция в расчет количества добытого полезного ископаемого не включает блоки-заготовки, указанные обществом как "некондиция", что противоречит используемому налогоплательщиком прямому методу исчисления, согласно которому каждый добытый блок замеряется линейкой и в конце месяца объемы отдельных блоков суммируются по группам и сортам и фиксируются в производственном отчете.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель налогового органа с апелляционной жалобой не согласился, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия проведена выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества "Интеркамень" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2009 г., в ходе которой был выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 03.08.2011 года N 31.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом письменных возражений общества, инспекцией принято решение N 39 от 06.10.2011 года о привлечении заявителя к ответственности, в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ на общую сумму 68 754 руб.
Указанным решением обществу предлагалось уплатить доначисленные суммы налога на добычу полезных ископаемых в размере 906 088 руб., соответствующие пени в сумме 220 011,10 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм послужили установленные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки нарушения Обществом, требований подпункта 1 пункта 1 статьи 336, пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ. При определении налогооблагаемой базы, с января 2008 года по декабрь 2009 года, заявитель включал в качестве объекта налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых некондиционные блоки-заготовки, в результате чего произошло занижение стоимости единицы добытого полезного ископаемого, и как следствие, занижение налога на добычу полезных ископаемых на сумму 135 597 рублей. Также инспекцией установлено, что в проверяемом периоде ЗАО "Интеркамень", в нарушение пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации при определении количества добытого полезного ископаемого не учитывало фактические потери полезного ископаемого, что привело к занижению налога на добычу полезных ископаемых на 770 491 рубль.
Апелляционная жалоба Общества на данное решение Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия оставлена без удовлетворения (решение Управления ФНС России по РК от 24.11.2011 г. N 07-08/11357).
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия) (пункт 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого либо в случае, если такая реализация отсутствует, - из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (пункт 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Как установлено из материалов дела, Обществом в проверяемом периоде осуществлялась добыча полезных ископаемых - блоков-заготовок из габбро-диабаза на проявлении "Другорецкое-3". Для разработки месторождения габбро-диабазов разработан технический проект, которым утверждена схема добычи блоков на карьере блочного камня (габбро-диабаза) "Другорецкий-3", включающая следующие операции: отделение монолита от массива с помощью взрывных работ и его дезинтеграция; разделка крупных блоков на блоки-заготовки и блоки; пассировка блоков; погрузка блоков и окола.
Лицензия на право пользования недрами ПТЗ 00346 ТЭ от 04.08.1997, выданная обществу предусматривает добычу полезных ископаемых: 1) блоков, соответствующих требованиям ГОСТа 9479-98 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий"; 2) блоков-заготовок, соответствующих требованиям стандарта предприятия СП-002-2002 "Блоки-заготовки из габбро-диабаза, полученного по ТУ 5711-001-46713099-2002".
Приказами общества N 63 от 29.12.2007 г., N 84 от 31.12.2008 г., на 2008 и 2009 годы утвержден прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, с использованием следующих измерительных средств: линейки измерительные металлические ГОСТ 427-75, угольники поверочные 90 градусов ГОСТ 3749-77, рулетки измерительные металлические ГОСТ 7502-98, линейки поверочные ГОСТ 8026-93. Указанными приказами, утверждено, что оценка стоимости добытого полезного ископаемого определяется исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого; налоговая база определяется исходя из сложившейся средней стоимости отгруженных блоков и количества добытых блоков, соответствующих утвержденному стандарту; объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых являются блоки-заготовки, имеющие объем вписанного параллелепипеда не менее 0,4 куб. м.
Техническим проектом утвержден стандарт предприятия СП-002-2002, согласно которому блоки-заготовки, в зависимости от геометрической формы, по объему и качеству разделяются на четыре группы. При этом, блоку-заготовке присваивается второй сорт, в случае наличия двух и более сквозных трещин, превышающих 1/3 размера камня в плоскости трещин, а также при высоте выступов и глубине впадин более 200 мм. На каждой заготовке должна быть нанесена несмываемой краской маркировка, включающая в себя: 1) индекс заготовки (первая буква наименования месторождения и порядковый номер заготовки, объем заготовки в метрах кубических, 2) линейные размеры заготовки (длина, ширина, высота в метрах), 3) масса заготовки брутто в тоннах.
Согласно подпункту 5.5 пункта 5 стандарта предприятия СП-002-2002 каждая отгружаемая партия блоков-заготовок должна сопровождаться документом о качестве установленной формы, в которой указываются: условное обозначение заготовки, наименование и адрес предприятия-изготовителя, номер и дата выдачи документа, объем и масса заготовок, номер партии и наименование месторождения, физико-механические показатели заготовок по результатам геологической разведки или регулярных испытаний горной массы, обозначение стандарта предприятия. Согласно пункту 6 стандарта предприятия для контроля размеров блоков-заготовок применяют измерительные инструменты.
Инспекцией при проверке установлено, что обществом в проверяемый период реализовывались и были учтены в качестве объекта налогообложения некондиционные блоки-заготовки, не соответствующие требованиям ГОСТа 9479-98, стандарта предприятия СП-002-2002, на блоках отсутствовала предусмотренная вышеуказанными стандартами маркировка, передача некондиционных блоков оформлялась товарными накладными, в которых в части наименования товара указывалось - некондиция.
Некондиционные блоки-заготовки маркировались Обществом как "н/к", измерения некондиционных блоков с помощью измерительных средств не проводились, приемка некондиции велась визуально без составления первичных документов и в журнале учета блоков-заготовок с первой по четвертую группу не учитывались.
Довод Общества, что налоговым органом при исключении из налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых некондиционных блоков-заготовок, не учтен тот факт, что несмотря на то, что качество блоков-заготовок имеет более низкую оценку (меньший объем, сквозные трещины), блоки соответствует государственному стандарту, а в стандарте предприятия предусмотрена группа Б, к которой и относятся некондиционные блоки, отклоняется апелляционным судом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 18.12.2007 N 64 разъяснил, что при применении пункта 1 статьи 337 НК РФ судам надлежит исходить из того, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В связи с этим, при определении объекта НДПИ судам следует иметь в виду: поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
В данном случае судами установлено и подтверждается материалами дела, что согласно лицензионному соглашению, дополнительному соглашению к лицензии на право пользования недрами ПТЗ 00346 ТЭ от 01.08.1997 общество в проверяемый период осуществляло добычу и реализацию блоков-заготовок из габбро-диабаза 1 - 4 групп, то есть продукцию, качество которой соответствует требованиям ГОСТа 9479-98 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий", а также требованиям стандарта предприятия СП-002-2002 "Блоки-заготовки из габбро-диабаза, полученного по ТУ 5711-001-46713099-2002".
В ходе судебного разбирательства представители заявителя уточнили, что некондиционные блоки это окол, вывозимый в отвал.
Однако, государственные стандарты, стандарты отрасли, региональные и международные стандарты, а также стандарты общества на такую продукцию как некондиция (окол), которые бы действовали в проверяемый период, отсутствуют.
Довод заявителя о том, что некондиция (окол) как готовая продукция может быть отнесен к государственному стандарту ГОСТ 9479-98, отклоняется апелляционным судом, т.к. заявителем не представлено каких-либо доказательств, что направляемая обществом в отвал некондиция (окол) отвечает по своим параметрам, характеристикам блокам-заготовкам, отраженным в этом стандарте.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу, что полезным ископаемым, подлежащим обложению НДПИ, для закрытого акционерного общества "Интеркамень" должны быть признаны блоки-заготовки из габбро-диабаза 1 - 4 групп, качество которых соответствует требованиям ГОСТа 9479-98, стандарта предприятия СП-002-2002, а не весь объем добытой горной массы. Некондиционные блоки-заготовки не соответствуют качественным характеристикам стандарта предприятия на добываемое полезное ископаемое СП-002-2002, государственному стандарту ГОСТ 9479-98 и обществом в отношении некондиционных блоков не соблюден технологический процесс.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 2008, 2009 годы в сумме 770 491 руб. послужило, установленное инспекцией в ходе проверки нарушение обществом учета фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого.
Довод Общества, что инспекцией при исчислении добытого полезного ископаемого применен косвенный метод с использованием данных технического проекта, а что нормативы содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства для месторождения блочного камня обществом не утверждались, так как отходы горнодобывающего производства не содержат полезных ископаемых и соответственно подпункт 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ не подлежит применению, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, приказами общества N 63 от 29.12.2007 г., N 84 от 31.12.2008 г., на 2008 и 2009 годы утвержден прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, с использованием следующих измерительных средств: линейки измерительные металлические ГОСТ 427-75, угольники поверочные 90 градусов ГОСТ 3749-77, рулетки измерительные металлические ГОСТ 7502-98, линейки поверочные ГОСТ 8026-93.
Согласно пункту 3 статьи 339 НК РФ если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количество фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Учет фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого косвенным методом нормами главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен. При косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные его содержания в минеральном сырье.
Согласно статье 341 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц. При этом применение нулевой ставки НДПИ, установленной в отношении нормативных потерь, должно подтверждаться документально оформленными расчетами фактических потерь, которые учитываются при формировании налоговой базы по НДПИ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Как установлено судами из материалов дела, проектом разработки карьера блочного камня (габбро-диабаз) "Другорецкий-3" предусмотрены эксплуатационные (нормативные) потери полезного ископаемого 0,5% (потери при ведении взрывных работ 0,25% и потери на транспортных путях 0,25%). Маркшейдерские измерения выполняются по договору с ООО "Карельская горная компания", которые производятся ежеквартально, результаты замеров подтверждены справками маркшейдерских замеров, что отражено в оспариваемом решении инспекции.
Измерение количества добытого минерального сырья осуществлялось обществом по итогам квартала, и было произведено в налоговых периодах апрель 2008 года, июнь 2008 года, сентябрь 2008 года, декабрь 2008 года, апрель 2009 года, июнь 2009 года, сентябрь 2009 года, декабрь 2009 года.
Так как данные маркшейдерские замеры содержат информацию о количестве добытого минерального сырья за квартал, инспекцией правомерно расчетное количество добытого полезного ископаемого по его содержанию в добытом минеральном сырье определено поквартально.
В соответствии с протоколом ТКЗ N 3-00 от 27.01.2000 г. содержание полезного ископаемого в добытом минеральном сырье составляет 24%. Согласно техническому проекту, технологическая схема добычи блоков на карьере "Другорецкий-3" предусматривает выход блочного камня 10%.
Ссылка Общества на письмо проектной организации ООО "Берг-проект" в котором указано, что величина выхода блоков является средним показателем для всего месторождения в целом, на весь срок разработки и в различные периоды времени и на различных участках месторождения годовой выход может изменяться в зависимости от конкретных горно-геологических условий залегания массива, отклоняется апелляционным судом.
Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, и не оспаривается Обществом, что, несмотря на выход блоков-заготовок ниже утвержденного процента, геологические работы с целью подтверждения фактического процента выхода полезного ископаемого в проверяемом периоде не проводились.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Инспекцией, при расчете фактических потерь полезных ископаемых, использованы данные общества о количестве фактически добытого полезного ископаемого, определенного прямым путем с применением измерительных устройств и отраженных в актах выпуска товарной продукции на карьере "Другорецкий-3", с учетом утвержденных в соответствующем порядке потерь полезного ископаемого в размере 0,5%, а также данные о количестве фактически добытого минерального сырья, которое определялось маркшейдерскими замерами, проводимыми ежеквартально, результаты которых отражены в отчетах формы 5-гр "Сведения о состоянии и измерении запасов твердых полезных ископаемых" и Приложении N 2 к данному отчету ТЕП5ГР.
Таким образом, ежемесячное (в данном случае ежеквартальное) измерение фактических потерь полезного ископаемого является необходимым условием для применения в каждом отчетном налоговом периоде нулевой налоговой ставки в отношении нормативных потерь этого полезного ископаемого.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что налоговый орган не применял косвенный метод, определяя фактические потери полезного ископаемого, а исходил из документов самого Общества.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе Общество не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2012 по делу N А26-10704/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА

Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)