Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 ноября 2000 года Дело N Ф04/3025-780/А27-2000
Сбербанк России (Кемеровский банк Сбербанка России) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Главному финансовому управлению Администрации Кемеровской области и Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области о возврате из бюджета Кемеровской области излишне уплаченного налога на прибыль за 1998 - 2000 годы в сумме 85724433 руб. 38 коп. и взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 68254894 руб. 15 коп.
Решением суда от 24.07.2000 исковые требования удовлетворены, обязанность по возврату сумм налога с начислением соответствующих сумм процентов суд возложил на Управление МНС России по Кемеровской области. В удовлетворении требований истца к Главному финансовому управлению судом отказано.
Выводы суда мотивированы тем, что в соответствии со статьей 32, пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по возврату сумм излишне уплаченного налога производится налоговым органом.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2000 решение суда изменено. Суд обязал Управление МНС России по Кемеровской области и Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области возвратить из бюджета Кемеровской области АК Сбербанку России (ОАО Кемеровской области) излишне уплаченный налог на прибыль за 1998 год в размере 59060 руб., несвоевременный возврат в сумме 61023180 руб. 12 коп. 345 руб. 38 коп. с начислением процентов за несвоевременный возврат в сумме 61023180 руб. 12 коп., излишне уплаченный налог на прибыль за 1999 год в сумме 12597619 руб. с начислением процентов за несвоевременный возврат в сумме 6523653 руб. 72 коп., излишне уплаченный налог на прибыль за 2000 год в размере 14066469 руб. 72 коп. с начислением процентов за несвоевременный возврат в сумме 708060 руб. 31 коп.
Возлагая обязанность по возврату сумм излишне уплаченных истцом налогов и процентов за несвоевременный возврат, суд исходил из того, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит подробного механизма осуществления возврата вышеуказанных сумм, в связи с чем и на основании пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, Инструкции N 26 данная обязанность должна быть возложена на обоих ответчиков.
В кассационной жалобе Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение от 24.05.2000. При этом заявитель указывает, что выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не указывает в качестве лица, обязанного возвратить сумму излишне уплаченного налога, орган исполнительной власти, каковым является управление. Считает, что зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога производится налоговым органом.
Проверив в соответствии с требованиями статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность решения и постановления арбитражного суда, кассационная инстанция считает необходимым отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение первой инстанции по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в 1998 - 2000 годах имела место переплата истцом налога на прибыль в бюджет Кемеровской области. Сумма возврата составила 122871270 руб. По состоянию на 06.05.2000 Сбербанку России (Кемеровскому банку) частично возвращена сумма излишне уплаченного налога на прибыль за 1998 год из областного бюджета, задолженность областного бюджета по возврату переплаты составила 65063715 руб. 48 коп. За несвоевременное выполнение требований истца о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль истцом произведен расчет процентов за нарушение сроков возврата в сумме 68254894 руб. 15 коп.
Пунктом 5 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, сбора, а также пеней установлен в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, возлагая обязанность по возврату сумм излишне уплаченного налога на налоговый орган, первая инстанция арбитражного суда правильно применила вышеуказанные нормы налогового законодательства.
Ссылка апелляционной инстанции на пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и Инструкцию N 26 как на основание для изменения решения суда не обоснована, так как указанные нормы предусматривают, за счет средств какого бюджета осуществляется возврат сумм излишне уплаченных налогов. Орган, на который возложена обязанность по возврату или зачету сумм излишне уплаченных налогов, определен в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 175, пунктом 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 12.09.2000 по делу N А27-3955/2000-5 отменить.
Оставить в силе решение суда от 24.05.2000.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.11.2000 N Ф04/3025-780/А27-2000
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 22 ноября 2000 года Дело N Ф04/3025-780/А27-2000
Сбербанк России (Кемеровский банк Сбербанка России) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Главному финансовому управлению Администрации Кемеровской области и Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области о возврате из бюджета Кемеровской области излишне уплаченного налога на прибыль за 1998 - 2000 годы в сумме 85724433 руб. 38 коп. и взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 68254894 руб. 15 коп.
Решением суда от 24.07.2000 исковые требования удовлетворены, обязанность по возврату сумм налога с начислением соответствующих сумм процентов суд возложил на Управление МНС России по Кемеровской области. В удовлетворении требований истца к Главному финансовому управлению судом отказано.
Выводы суда мотивированы тем, что в соответствии со статьей 32, пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по возврату сумм излишне уплаченного налога производится налоговым органом.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2000 решение суда изменено. Суд обязал Управление МНС России по Кемеровской области и Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области возвратить из бюджета Кемеровской области АК Сбербанку России (ОАО Кемеровской области) излишне уплаченный налог на прибыль за 1998 год в размере 59060 руб., несвоевременный возврат в сумме 61023180 руб. 12 коп. 345 руб. 38 коп. с начислением процентов за несвоевременный возврат в сумме 61023180 руб. 12 коп., излишне уплаченный налог на прибыль за 1999 год в сумме 12597619 руб. с начислением процентов за несвоевременный возврат в сумме 6523653 руб. 72 коп., излишне уплаченный налог на прибыль за 2000 год в размере 14066469 руб. 72 коп. с начислением процентов за несвоевременный возврат в сумме 708060 руб. 31 коп.
Возлагая обязанность по возврату сумм излишне уплаченных истцом налогов и процентов за несвоевременный возврат, суд исходил из того, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит подробного механизма осуществления возврата вышеуказанных сумм, в связи с чем и на основании пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, Инструкции N 26 данная обязанность должна быть возложена на обоих ответчиков.
В кассационной жалобе Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение от 24.05.2000. При этом заявитель указывает, что выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не указывает в качестве лица, обязанного возвратить сумму излишне уплаченного налога, орган исполнительной власти, каковым является управление. Считает, что зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога производится налоговым органом.
Проверив в соответствии с требованиями статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность решения и постановления арбитражного суда, кассационная инстанция считает необходимым отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение первой инстанции по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в 1998 - 2000 годах имела место переплата истцом налога на прибыль в бюджет Кемеровской области. Сумма возврата составила 122871270 руб. По состоянию на 06.05.2000 Сбербанку России (Кемеровскому банку) частично возвращена сумма излишне уплаченного налога на прибыль за 1998 год из областного бюджета, задолженность областного бюджета по возврату переплаты составила 65063715 руб. 48 коп. За несвоевременное выполнение требований истца о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль истцом произведен расчет процентов за нарушение сроков возврата в сумме 68254894 руб. 15 коп.
Пунктом 5 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, сбора, а также пеней установлен в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, возлагая обязанность по возврату сумм излишне уплаченного налога на налоговый орган, первая инстанция арбитражного суда правильно применила вышеуказанные нормы налогового законодательства.
Ссылка апелляционной инстанции на пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и Инструкцию N 26 как на основание для изменения решения суда не обоснована, так как указанные нормы предусматривают, за счет средств какого бюджета осуществляется возврат сумм излишне уплаченных налогов. Орган, на который возложена обязанность по возврату или зачету сумм излишне уплаченных налогов, определен в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 175, пунктом 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 12.09.2000 по делу N А27-3955/2000-5 отменить.
Оставить в силе решение суда от 24.05.2000.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)