Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Баканова В.В., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаймардановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 декабря 2007 г. по делу N А76-23736/2007 (судья И.В. Костылев), при участии: от открытого акционерного общества "Увельская типография" (заявителя) - Дитятьева Д.Н. (доверенность от 01.10.2007 N 16), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (заинтересованного лица) - Французовой Т.Н. (доверенность от 11.01.2008 N 04-32/165),
открытого акционерного общества "Увельская типография" (далее - ОАО "Увельская типография", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - МР ИФНС N 15 по Челябинской области, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным уведомления от 13.09.2007 N 11-33/26586 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2007 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права - подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая на отсутствие оснований для перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения.
Податель апелляционной жалобы полагает, что, поскольку учредителем общества, которому принадлежит 100% акций, является субъект Российской Федерации - Челябинская область в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, переход заявителя на упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможен в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган считает, что установленное названной нормой ограничение о допустимой доле участия других организаций в образовании имущества юридического лица, изъявившего желание на переход на упрощенную систему налогообложения (не более 25%), распространяется и на Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
ОАО "Увельская типография" представлен отзыв на апелляционную жалобу. Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
В обоснование своих доводов общество ссылается на то, что единственным учредителем общества является Челябинская область в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области. Между тем, по мнению заявителя, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие их участие в отношениях с юридическими лицами, в связи с чем, Челябинская область не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве организации, участвующей в имуществе другой организации. Заявитель считает, что им представлены необходимые документы в обоснование соответствия общества критериям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения заявителя и представителя налогового органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.04.2007 общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 84).
04.05.2007 налоговым органом выдано уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения N 486 (л.д. 5), которым инспекция сообщает о возможности применения обществом с 09.04.2007 упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы".
13.09.2006 уведомлением N 11-33/26586 инспекция сообщила заявителю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, сославшись на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (л.д. 6).
Не согласившись с названным уведомлением, посчитав его незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление не соответствует закону, поскольку единственный акционер ОАО "Увельская типография" - Челябинской области в лице Министерства промышленности и природных ресурсов не является организацией, следовательно, заявитель не подпадает под категорию лиц, неправомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам, материалам дела и законодательству, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Условия и ограничения в переходе на упрощенную систему налогообложения установлены статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и подателем апелляционной жалобы не отрицается, что с момента создания единственным акционером ОАО "Увельская типография" являлась Челябинская область в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
В силу части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 18.12.2003 N 207-ЗО "О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области" от имени Челябинской области права собственника осуществляет, в том числе, Правительство Челябинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области является исполнительным органом государственной власти Челябинской области.
ОАО "Увельская типография" создано 09.04.2007 путем реорганизации в форме преобразования Областного государственного унитарного предприятия "Увельская типография" на основании Постановления Правительства Челябинской области от 19.10.2006 N 245-П "О приватизации областного государственного унитарного предприятия "Увельская типография" (л.д. 9).
Согласно пункту 1.4 устава общества единственным учредителем общества является Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (л.д. 15).
При разрешении спора арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности отнесения субъекта Российской Федерации в целях применения законодательства о налогах и сборах к организациям в смысле, придаваемом пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей применения Налогового кодекса Российской Федерации организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу доктринального толкования названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации не может быть отнесен к организациям в смысле, придаваемом данному понятию пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, доводы подателя апелляционной жалобы в данной части несостоятельны, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Поскольку Челябинская область не является организацией в смысле пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, ограничения, предусмотренные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае применительно к ОАО "Увельская типография" не распространяются.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что обществом представлен полный пакет документов в обоснование соответствия общества критериям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.
Также суд апелляционной инстанции считает недопустимым выставление налоговым органом уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 13.09.2007 N 11-33/26586 после первоначального сообщения от 04.05.2007 N 486, поскольку налоговым органом при этом нарушены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, установленные статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделан верный вывод о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя и его несоответствии закону.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела, решение суда законно и обоснованно.
Доводы налогового органа не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены материалами дела, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа - отказать.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 декабря 2007 г. по делу N А76-23736/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2008 N 18АП-49/2008 ПО ДЕЛУ N А76-23736/2007
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2008 г. N 18АП-49/2008
Дело N А76-23736/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Баканова В.В., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаймардановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 декабря 2007 г. по делу N А76-23736/2007 (судья И.В. Костылев), при участии: от открытого акционерного общества "Увельская типография" (заявителя) - Дитятьева Д.Н. (доверенность от 01.10.2007 N 16), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (заинтересованного лица) - Французовой Т.Н. (доверенность от 11.01.2008 N 04-32/165),
установил:
открытого акционерного общества "Увельская типография" (далее - ОАО "Увельская типография", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - МР ИФНС N 15 по Челябинской области, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным уведомления от 13.09.2007 N 11-33/26586 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2007 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права - подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая на отсутствие оснований для перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения.
Податель апелляционной жалобы полагает, что, поскольку учредителем общества, которому принадлежит 100% акций, является субъект Российской Федерации - Челябинская область в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, переход заявителя на упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможен в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган считает, что установленное названной нормой ограничение о допустимой доле участия других организаций в образовании имущества юридического лица, изъявившего желание на переход на упрощенную систему налогообложения (не более 25%), распространяется и на Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
ОАО "Увельская типография" представлен отзыв на апелляционную жалобу. Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
В обоснование своих доводов общество ссылается на то, что единственным учредителем общества является Челябинская область в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области. Между тем, по мнению заявителя, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие их участие в отношениях с юридическими лицами, в связи с чем, Челябинская область не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве организации, участвующей в имуществе другой организации. Заявитель считает, что им представлены необходимые документы в обоснование соответствия общества критериям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения заявителя и представителя налогового органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.04.2007 общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 84).
04.05.2007 налоговым органом выдано уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения N 486 (л.д. 5), которым инспекция сообщает о возможности применения обществом с 09.04.2007 упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы".
13.09.2006 уведомлением N 11-33/26586 инспекция сообщила заявителю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, сославшись на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (л.д. 6).
Не согласившись с названным уведомлением, посчитав его незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление не соответствует закону, поскольку единственный акционер ОАО "Увельская типография" - Челябинской области в лице Министерства промышленности и природных ресурсов не является организацией, следовательно, заявитель не подпадает под категорию лиц, неправомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам, материалам дела и законодательству, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Условия и ограничения в переходе на упрощенную систему налогообложения установлены статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и подателем апелляционной жалобы не отрицается, что с момента создания единственным акционером ОАО "Увельская типография" являлась Челябинская область в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
В силу части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 18.12.2003 N 207-ЗО "О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области" от имени Челябинской области права собственника осуществляет, в том числе, Правительство Челябинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области является исполнительным органом государственной власти Челябинской области.
ОАО "Увельская типография" создано 09.04.2007 путем реорганизации в форме преобразования Областного государственного унитарного предприятия "Увельская типография" на основании Постановления Правительства Челябинской области от 19.10.2006 N 245-П "О приватизации областного государственного унитарного предприятия "Увельская типография" (л.д. 9).
Согласно пункту 1.4 устава общества единственным учредителем общества является Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (л.д. 15).
При разрешении спора арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности отнесения субъекта Российской Федерации в целях применения законодательства о налогах и сборах к организациям в смысле, придаваемом пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей применения Налогового кодекса Российской Федерации организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу доктринального толкования названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации не может быть отнесен к организациям в смысле, придаваемом данному понятию пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, доводы подателя апелляционной жалобы в данной части несостоятельны, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Поскольку Челябинская область не является организацией в смысле пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, ограничения, предусмотренные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае применительно к ОАО "Увельская типография" не распространяются.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что обществом представлен полный пакет документов в обоснование соответствия общества критериям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.
Также суд апелляционной инстанции считает недопустимым выставление налоговым органом уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 13.09.2007 N 11-33/26586 после первоначального сообщения от 04.05.2007 N 486, поскольку налоговым органом при этом нарушены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, установленные статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделан верный вывод о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя и его несоответствии закону.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела, решение суда законно и обоснованно.
Доводы налогового органа не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены материалами дела, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа - отказать.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 декабря 2007 г. по делу N А76-23736/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
М.В.ТРЕМАСОВА-ЗИНОВА
В.В.БАКАНОВ
М.В.ТРЕМАСОВА-ЗИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)