Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2005 N Ф04-6776/2005(15285-А46-6)

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 3 октября 2005 года Дело N Ф04-6776/2005(15285-А46-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2005 по делу N 10-56/05 по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска о признании незаконными решения и требования,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Омский речной порт" (далее - ОАО "Омский речной порт") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 07.02.2005 N 02-02-41/2336 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и признании недействительным требования N 20712 об уплате налога по состоянию на 07.02.2005.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.06.2005 заявленные требования ОАО "Омский речной порт" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Омский речной порт". По мнению заявителя кассационной жалобы, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ОАО "Омский речной порт" просили оставить без изменения решение арбитражного суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 25.11.2004 ОАО "Омский речной порт" представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2004 года.
По результатам проверки представленной декларации налоговым органом вынесено решение N 02-02-41/233 от 07.02.2005 о привлечении ОАО "Омский речной порт" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК Российской Федерации, в результате неправильного исчисления НДПИ в виде штрафа в сумме 2710 руб. ОАО "Омский речной порт" предложено уплатить НДПИ в сумме 13550 руб., пени в размере 401 руб. 08 коп.
В соответствии с принятым решением ОАО "Омский речной порт" направлено требование N 20712 об уплате налога по состоянию на 07.02.2005. В добровольном порядке указанное требование не исполнено.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Омский речной порт" требования, арбитражный суд принял правильное решение.
Согласно статье 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию, полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
В силу статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого (что свидетельствует об отсутствии возможности осуществить оценку способами, перечисленными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи) следует применять оценку исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2001 N 921, которым утверждены Правила утверждения нормативных потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации. Обязательное согласование нормативов потерь с Госгортехнадзором Российской Федерации предусмотрено также Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2002 N 224-р и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2002 N 783. Более того, в пунктах 12 и 13 Регламента, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2002 N 783, указано, что после утверждения нормативов потерь они направляются на согласование в Госгортехнадзор Российской Федерации и только после согласования направляются в МНС Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что для утверждения нормативов потерь песка на 2004 год ОАО "Омский речной порт" начало с представления пакетов документов в территориальный орган Федерального горного и промышленного надзора России - Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России в порядке, предусмотренном вышеуказанной Инструкцией, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (далее - Инструкция).
По результатам рассмотрения обращения ОАО "Омский речной порт" Управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России составлен протокол N 25 от 26.02.2004, которым были утверждены нормативы потерь на 2004 год по месторождениям, разрабатываемым ОАО "Омский речной порт", в составе годовых планов развития горных пород.
Упомянутые планы затем были представлены заявителем для согласования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Омской области (далее - ГУПР МПР России по Омской области).
Рассмотрев указанные документы, ГУПР МПР России по Омской области вынесло экспертное заключение N 6 от 18.03.2004, в пункте 8 раздела 4 которого согласовало нормативы потерь песка для ОАО "Омский речной порт", утвержденные управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России.
Таким образом, как обоснованно указано арбитражным судом, использование ОАО "Омский речной порт" в целях налогообложения нормативов потерь, утвержденных на 2004 год Управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России и согласованных с ГУПР МПР России по Омской области, является правомерным.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2004 N 636 Департаменту государственной политики и регулирования в области природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации было указано организовать рассмотрение и подготовку к утверждению материалов по нормативам потерь и уточненных нормативов потерь по твердым полезным ископаемым при их добыче. Этим же Приказом отменен Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2002 N 783, в том числе Регламент работы вышеуказанной Комиссии при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
В период обращения ОАО "Омский речной порт" в ГУПР МПР России по Омской области с необходимой документацией (в марте 2004 года) Министерство природных ресурсов Российской Федерации приостановило свою работу по утверждению нормативов потерь и рекомендовало использовать прежний порядок такого утверждения через территориальные органы Госгортехнадзора России.




Налоговый орган в соответствии со статьей 65 Налогового кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что в 2004 году Министерством природных ресурсов Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения и определения указанных нормативов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2005 по делу N 10-56/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 октября 2005 года Дело N Ф04-6776/2005(15285-А46-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2005 по делу N 10-56/05 по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска о признании незаконными решения и требования,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Омский речной порт" (далее - ОАО "Омский речной порт") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 07.02.2005 N 02-02-41/2336 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и признании недействительным требования N 20712 об уплате налога по состоянию на 07.02.2005.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.06.2005 заявленные требования ОАО "Омский речной порт" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Омский речной порт". По мнению заявителя кассационной жалобы, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ОАО "Омский речной порт" просили оставить без изменения решение арбитражного суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 25.11.2004 ОАО "Омский речной порт" представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2004 года.
По результатам проверки представленной декларации налоговым органом вынесено решение N 02-02-41/233 от 07.02.2005 о привлечении ОАО "Омский речной порт" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК Российской Федерации, в результате неправильного исчисления НДПИ в виде штрафа в сумме 2710 руб. ОАО "Омский речной порт" предложено уплатить НДПИ в сумме 13550 руб., пени в размере 401 руб. 08 коп.
В соответствии с принятым решением ОАО "Омский речной порт" направлено требование N 20712 об уплате налога по состоянию на 07.02.2005. В добровольном порядке указанное требование не исполнено.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Омский речной порт" требования, арбитражный суд принял правильное решение.
Согласно статье 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию, полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
В силу статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого (что свидетельствует об отсутствии возможности осуществить оценку способами, перечисленными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи) следует применять оценку исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2001 N 921, которым утверждены Правила утверждения нормативных потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации. Обязательное согласование нормативов потерь с Госгортехнадзором Российской Федерации предусмотрено также Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2002 N 224-р и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2002 N 783. Более того, в пунктах 12 и 13 Регламента, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2002 N 783, указано, что после утверждения нормативов потерь они направляются на согласование в Госгортехнадзор Российской Федерации и только после согласования направляются в МНС Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что для утверждения нормативов потерь песка на 2004 год ОАО "Омский речной порт" начало с представления пакетов документов в территориальный орган Федерального горного и промышленного надзора России - Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России в порядке, предусмотренном вышеуказанной Инструкцией, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (далее - Инструкция).
По результатам рассмотрения обращения ОАО "Омский речной порт" Управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России составлен протокол N 25 от 26.02.2004, которым были утверждены нормативы потерь на 2004 год по месторождениям, разрабатываемым ОАО "Омский речной порт", в составе годовых планов развития горных пород.
Упомянутые планы затем были представлены заявителем для согласования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Омской области (далее - ГУПР МПР России по Омской области).
Рассмотрев указанные документы, ГУПР МПР России по Омской области вынесло экспертное заключение N 6 от 18.03.2004, в пункте 8 раздела 4 которого согласовало нормативы потерь песка для ОАО "Омский речной порт", утвержденные управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России.
Таким образом, как обоснованно указано арбитражным судом, использование ОАО "Омский речной порт" в целях налогообложения нормативов потерь, утвержденных на 2004 год Управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России и согласованных с ГУПР МПР России по Омской области, является правомерным.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2004 N 636 Департаменту государственной политики и регулирования в области природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации было указано организовать рассмотрение и подготовку к утверждению материалов по нормативам потерь и уточненных нормативов потерь по твердым полезным ископаемым при их добыче. Этим же Приказом отменен Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2002 N 783, в том числе Регламент работы вышеуказанной Комиссии при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
В период обращения ОАО "Омский речной порт" в ГУПР МПР России по Омской области с необходимой документацией (в марте 2004 года) Министерство природных ресурсов Российской Федерации приостановило свою работу по утверждению нормативов потерь и рекомендовало использовать прежний порядок такого утверждения через территориальные органы Госгортехнадзора России.




Налоговый орган в соответствии со статьей 65 Налогового кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что в 2004 году Министерством природных ресурсов Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения и определения указанных нормативов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2005 по делу N 10-56/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)