Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6999) Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2008 по делу N А21-1297/2008 (судья Гелеверя Т.А.), принятое
по заявлению ОАО "КД авиа"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Малкина Н.В., доверенность от 15.10.2007 N 128
от ответчика (должника): не явился, извещен.
от 3-го лица:
открытое акционерное общество "КД авиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.03.2008 N 389 и N 420.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2008 требования заявителя удовлетворены. Решения Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Калининградской области от 12.03.2008 N 389 и N 420 признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налогоплательщику правомерно доначислен налог на прибыль, поскольку Общество утратило право на применение льготы в 2007 году в связи с тем, что Законом Калининградской области от 12.07.2006 N 32 отменены налоговые льготы для инвесторов с 01.01.2007.
Представитель инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия. Представитель Общества возражал против доводов жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.09.2005 между Администрацией Калининградской области и заявителем было заключено Инвестиционное соглашение, предметом которого является освобождение общества, реализующего инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкции аэропорта "Храброво", от уплаты налога на имущество в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, а также уменьшена ставка налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, на 4 процента ниже основной ставки налога, установленной Налоговым кодексом РФ для зачисления в бюджеты субъектов РФ. Основанием для предоставления льгот по уплате налогов является Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" N 171 от 15.07.2002.
В силу пунктов 2.1, 2.2 и 5.1 Соглашения началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005 со сроком действия 5 лет, и освобождение от уплаты налогов прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот.
26.10.2007 общество направило налоговому органу первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года, в которой отразило льготу по налогу на прибыль в сумме 760 841 руб., зачисляемому в областной бюджет, что составляет 4% ниже основной ставки 17,5%, установленной НК РФ.
12.11.2007 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 6 месяцев 2007 года, заявив в ней налоговую льготу в сумме 640 778 руб.
- Инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом налоговых деклараций, по результатам которой приняты решения от 12.03.2008 N 389 и N 420 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми обществу решением N 389: доначислен налог на прибыль, зачисляемый в областной бюджет в сумме 640 778 руб. (4%), пени по нему в сумме 48 271,46 руб., а также предложено уплатить авансовые платежи в сумме 660 245,46 руб.;
- решением N 420: доначислен налог на прибыль, зачисляемый в областной бюджет в сумме 760 841 руб. (4%), пени по нему в сумме 35 505,88 руб., а также предложено уплатить авансовые платежи в сумме 1 421 086,88 руб.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в 2007 г. льготы по налогу на прибыль, поскольку Законом Калининградской области от 12.07.06 г. N 32 предусмотрено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на: территории Калининградской области", пользуются данными льготами до окончания текущего 2006 года.
Общество, не согласившись с указанными решениями налогового органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "КД авиа" вправе использовать предоставленную ему льготу по налогу на прибыль в течение всего срока, на который эта льгота предоставлена, и у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему налога на прибыль и пени за его неуплату.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив применение норм материального и процессуального права, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно положению пункта 1 статьи 284 НК РФ (действующей с 2002 г.) налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
В соответствии с указанной нормой Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (далее - Закон), были предусмотрены налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, а именно ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, установлена на 4% меньше ставки налога 17,5%, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
В 2005 году налог на прибыль исчислялся по правилам установленным пунктом 1 статьи 284 НК РФ, согласно которому законодательные (представительные) органы субъектов РФ могли предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом Калининградской области от 12.07.2006 N 32 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области" установлено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с вышеназванным Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171, пользуются данными льготами до окончания текущего года.
Вместе с тем вывод Инспекции о том, что общество правомерно пользовалось предоставленной льготой по налогу на прибыль до конца 2006 г., а с 01.01.2007 право на льготу им утрачено является ошибочным.
Из материалов дела следует, что Общество получило льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и пользовалось ей в течение 2005 года.
Использование льготы, предоставленной обществу ранее действующим законодательством на шестидесятимесячный срок, относится к длящимся налоговым правоотношениям, которые выходят за пределы одного налогового периода.
На момент проведения проверок срок, на который предоставлена льгота, не истек.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.07.1999 N 111-0, изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о правомерности использования ОАО "КД авиа" предоставленной ему льготы по налогу на прибыль в течение всего срока, на который эта льгота предоставлена, и как следствие, об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления ему налога на прибыль и пени за его неуплату.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения принятого решения.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ за рассмотрение дела в апелляционной инстанции подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 рублей. Поскольку, при подаче апелляционной жалобы, налоговому органу предоставлена отсрочка уплаты пошлины до рассмотрения дела по существу, с инспекции подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 мая 2008 г. по делу N А21-1297/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2008 ПО ДЕЛУ N А21-1297/2008
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2008 г. по делу N А21-1297/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6999) Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2008 по делу N А21-1297/2008 (судья Гелеверя Т.А.), принятое
по заявлению ОАО "КД авиа"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Малкина Н.В., доверенность от 15.10.2007 N 128
от ответчика (должника): не явился, извещен.
от 3-го лица:
установил:
открытое акционерное общество "КД авиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.03.2008 N 389 и N 420.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2008 требования заявителя удовлетворены. Решения Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Калининградской области от 12.03.2008 N 389 и N 420 признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налогоплательщику правомерно доначислен налог на прибыль, поскольку Общество утратило право на применение льготы в 2007 году в связи с тем, что Законом Калининградской области от 12.07.2006 N 32 отменены налоговые льготы для инвесторов с 01.01.2007.
Представитель инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия. Представитель Общества возражал против доводов жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.09.2005 между Администрацией Калининградской области и заявителем было заключено Инвестиционное соглашение, предметом которого является освобождение общества, реализующего инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкции аэропорта "Храброво", от уплаты налога на имущество в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, а также уменьшена ставка налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, на 4 процента ниже основной ставки налога, установленной Налоговым кодексом РФ для зачисления в бюджеты субъектов РФ. Основанием для предоставления льгот по уплате налогов является Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" N 171 от 15.07.2002.
В силу пунктов 2.1, 2.2 и 5.1 Соглашения началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005 со сроком действия 5 лет, и освобождение от уплаты налогов прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот.
26.10.2007 общество направило налоговому органу первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года, в которой отразило льготу по налогу на прибыль в сумме 760 841 руб., зачисляемому в областной бюджет, что составляет 4% ниже основной ставки 17,5%, установленной НК РФ.
12.11.2007 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 6 месяцев 2007 года, заявив в ней налоговую льготу в сумме 640 778 руб.
- Инспекцией проведена камеральная проверка представленных обществом налоговых деклараций, по результатам которой приняты решения от 12.03.2008 N 389 и N 420 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми обществу решением N 389: доначислен налог на прибыль, зачисляемый в областной бюджет в сумме 640 778 руб. (4%), пени по нему в сумме 48 271,46 руб., а также предложено уплатить авансовые платежи в сумме 660 245,46 руб.;
- решением N 420: доначислен налог на прибыль, зачисляемый в областной бюджет в сумме 760 841 руб. (4%), пени по нему в сумме 35 505,88 руб., а также предложено уплатить авансовые платежи в сумме 1 421 086,88 руб.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в 2007 г. льготы по налогу на прибыль, поскольку Законом Калининградской области от 12.07.06 г. N 32 предусмотрено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на: территории Калининградской области", пользуются данными льготами до окончания текущего 2006 года.
Общество, не согласившись с указанными решениями налогового органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "КД авиа" вправе использовать предоставленную ему льготу по налогу на прибыль в течение всего срока, на который эта льгота предоставлена, и у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему налога на прибыль и пени за его неуплату.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив применение норм материального и процессуального права, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно положению пункта 1 статьи 284 НК РФ (действующей с 2002 г.) налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
В соответствии с указанной нормой Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (далее - Закон), были предусмотрены налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, а именно ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, установлена на 4% меньше ставки налога 17,5%, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
В 2005 году налог на прибыль исчислялся по правилам установленным пунктом 1 статьи 284 НК РФ, согласно которому законодательные (представительные) органы субъектов РФ могли предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом Калининградской области от 12.07.2006 N 32 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области" установлено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с вышеназванным Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171, пользуются данными льготами до окончания текущего года.
Вместе с тем вывод Инспекции о том, что общество правомерно пользовалось предоставленной льготой по налогу на прибыль до конца 2006 г., а с 01.01.2007 право на льготу им утрачено является ошибочным.
Из материалов дела следует, что Общество получило льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и пользовалось ей в течение 2005 года.
Использование льготы, предоставленной обществу ранее действующим законодательством на шестидесятимесячный срок, относится к длящимся налоговым правоотношениям, которые выходят за пределы одного налогового периода.
На момент проведения проверок срок, на который предоставлена льгота, не истек.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.07.1999 N 111-0, изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о правомерности использования ОАО "КД авиа" предоставленной ему льготы по налогу на прибыль в течение всего срока, на который эта льгота предоставлена, и как следствие, об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления ему налога на прибыль и пени за его неуплату.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения принятого решения.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ за рассмотрение дела в апелляционной инстанции подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 рублей. Поскольку, при подаче апелляционной жалобы, налоговому органу предоставлена отсрочка уплаты пошлины до рассмотрения дела по существу, с инспекции подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 мая 2008 г. по делу N А21-1297/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ГОРБАЧЕВА О.В.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
ГОРБАЧЕВА О.В.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)