Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 мая 2005 г. Дело N А40-18608/05-118-201
Резолютивная часть Решения объявлена 23.05.2005, решение в полном объеме изготовлено 26.05.2005.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи К.Е.В., протокол ведет судья, при участии: от истца - Е., дов. от 05.10.2004, А., дов. от 08.04.05, от ответчика - Б., дов. от 11.04.05, от третьего лица - К.Л.В., дов. от 28.02.05, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Севергазпром" к МРИ ФНС по КН N 2 о признании незаконным бездействия,
иск заявлен ООО "Севергазпром" к МРИ ФНС по КН N 2 о признании незаконным бездействия МРИ ФНС по КН N 2, выраженного в неосуществлении возврата сумм налога на прибыль за 2001 год, а также сумм пени, и об обязании возвратить на расчетный счет налог на прибыль в размере 129777079 руб. и сумму пени по налогу на прибыль в размере 14500031 руб.
Истец обосновал свои требования следующим. 18 января 2005 года в инспекцию был подан уточненный расчет (декларация) по налогу на прибыль за 2001 год. Одновременно с уточненной декларацией истцом было направлено ответчику заявление о возврате на расчетный счет суммы излишне уплаченного налога на прибыль и пеней по налогу на прибыль (исх. номер N 27-243 от 17.01.05).
17 февраля 2005 года ответчиком в ответ на заявление истца (исх. номер N 27-243 от 17.01.05) направлено письмо (исх. номер N 53-07-10/1386 от 17.02.2005), в соответствии с которым заявление истца и уточненный расчет (декларация) по налогу на прибыль оставлены без рассмотрения.
Причиной оставления без рассмотрения заявления истца и уточненного расчета (декларации) по налогу на прибыль послужило следующее: "Заявление и уточненная декларация подписана зам. генерального директора Р. и зам. главного бухгалтера Л. Полномочия Р. на представление интересов ООО "Севергазпром" в налоговых органах, в том числе с правом представления документов, подписи заявлений, писем, налоговых деклараций, документально не подтверждены. Доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. N 637/04 от 01.10.2004, выданная на 1 год, не предоставляет право подписи от имени общества заявлений, писем, налоговых деклараций и иных документов при представлении общества в отношениях с налоговыми органами" - текст письма от 17.01.05 N 27-243.
ООО "Севергазпром" считает указанные доводы налогового органа незаконными и не основанными на фактических обстоятельствах.
Доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. N 637/04 от 01.10.2004, выданная на 1 год, уполномочивает представлять интересы истца в отношениях с налоговыми органами в части права предоставления и получения документов, связанных с исчислением налоговых платежей, расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, подписывать от имени истца акты, заявления, протоколы и иные документы, связанные с расчетами с бюджетными фондами по налоговым платежам.
Доверенность заместителя генерального директора Р. N 656/04 от 11.10.2004, выданная на 1 год, уполномочивает подписывать налоговые документы, в том числе налоговые декларации, письма, заявления, акты сверок, запросы и т.д.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Ответчиком не вынесено решения по данному заявлению и не произведено возврата излишне уплаченных сумм налога на прибыль в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Истец считает, что указанное бездействие налогового органа является незаконным и нарушающим права ООО "Севергазпром", предусмотренные статьями 21, 78 Налогового кодекса РФ.
Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 1, л. д. 126), а именно: ответчик указывает, что заявление и уточненная декларация подписана зам. генерального директора Р. и зам. главного бухгалтера Л., полномочия Р. на представление интересов ООО "Севергазпром" в налоговых органах, в том числе с правом представления документов, подписи заявлений, писем, налоговых деклараций, документально не подтверждены, доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. N 637/04 от 01.10.2004, выданная на 1 год, не предоставляет право подписи от имени общества заявлений, писем, налоговых деклараций и иных документов при представлении общества в отношениях с налоговыми органами. Ответчиком также представлены письменные пояснения.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебное заседание истец представил подлинники вышеперечисленных документов, обосновывающих исковые требования, заверенные копии которых приобщены к материалам дела.
18 января 2005 года в адрес ответчика от ООО "Севергазпром" (Истец) поступила уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2001 год. С декларацией поступило заявление Истца, в котором организация уведомила инспекцию об основаниях произведенных уточнений и уменьшении налоговых обязательств, а также потребовала возвратить на расчетный счет организации излишне уплаченную сумму налога на прибыль в размере 129777079 рублей.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. При этом законным представителем налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации согласно п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
В соответствии с п. 10.7 Устава ООО "Севергазпром", утвержденного решением участника - ОАО "Газпром" - от 10.10.2003 N 35, правом действия без доверенности от имени общества (Истца) наделен лишь генеральный директор, который в свою очередь вправе выдавать доверенности на право представительства от имени общества.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя с приложением печати этой организации.
Из вышеуказанных норм следует, что представленная налогоплательщиком декларация должна быть подписана либо руководителем организации, либо лицом, действующим по доверенности, выданной руководителем общества (Истца). Аналогичное требование в силу п. 7 ст. 78 НК РФ относится и к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога.
В данном случае декларация и заявление подписаны лицом - Р., полномочия которого на представление интересов Истца в налоговых органах документально не подтверждены.
В заявлении, поданном в Арбитражный суд г. Москвы, Истец ссылается на доверенность от 11.10.2004 N 656/04, которая предоставляет Р. соответствующие полномочия. Однако документов, подтверждающих представление доверенности в налоговый орган, обществом не представлено. Доверенность выдается для представления ее в качестве подтверждения полномочий представителя. Данная доверенность в налоговый орган не представлялась, в связи с чем ответчик был лишен возможности удостовериться в полномочиях одного из лиц, подписавших декларацию и заявление.
Доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. от 01.10.2004 N 637/04, выданная на 1 год, не предоставляет права подписи от имени Истца заявлений, писем, налоговых деклараций и иных документов при представлении общества (Истца) в отношении с налоговыми органами.
Данные обстоятельства не позволили налоговому органу принять к рассмотрению представленную декларацию и соответствующее заявление, т.е. были расценены ответчиком как не поданные, о чем налогоплательщик был уведомлен письмом от 17.02.2005 N 53-07-10/1386. Данное письмо Истцом не оспаривалось.
Судом также установлено следующее.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) сумм процентов по кредитному договору с ООО "Газпромбанком" от 27.02.2001 N 30/01-Р является неправомерным.
Согласно п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства от 05.08.1992 N 552, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Пп. "с" п. 2 Положения N 552 предусматривает включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов).
Из совокупности указанных норм следует, что отнесение на себестоимость затрат по оплате процентов по кредитам банков возможно лишь в случае использования кредита в производственных целях. На это также ссылается Истец в исковом заявлении.
Представленный кредитный договор (п. 1.2) предусматривает предоставление кредита с целью приобретения векселей ООО "Газпромбанка".
В соответствии с условиями кредитного договора ООО "Севергазпром" приобрело у ООО "Газпромбанка" простой вексель номинальной стоимостью равной сумме полученного кредита - 52 млн. рублей (договор от 28.02.2001 N 102-19/2001). Далее данный вексель был возвращен банку в обмен на вексель третьего лица (договор от 02.03.2001 N 76-08/00).
Суд считает, что приобретение долгового обязательства банка (векселя) нельзя расценивать как деятельность, связанную с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Дальнейшее движение векселей также не связано с производственной деятельностью предприятия.
Таким образом, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль сумм процентов по кредиту, использование которого не связано с производством и реализацией продукции, является неправомерным.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) сумм процентов по реструктурированной задолженности по налогам и сборам является неправомерным.
В соответствии с решением Инспекции МНС России по г. Ухте от 12.07.2001 N 1 ООО "Севергазпром" предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам. Согласно данному решению общая сумма реструктурированной задолженности составила 2250744550,0 руб., в том числе по налогам - 1042528950,0 руб.
Пунктом 8 Правил по применению в 2001 году порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам..., утвержденных Приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности.
В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца квартала уплачиваются проценты исходя из одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка.
Таким образом, правовая природа данных платежей равнозначна пени, которая представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет налогоплательщиком в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Отнесение на себестоимость сумм пени Положением о составе затрат N 552 не предусмотрено. Из этого следует, что и проценты по реструктуризированной задолженности не подлежат включению в себестоимость.
Кроме того, ссылка Истца на пп. "т" п. 2 Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) N 552 является неправомерной, поскольку, данная норма предусматривает включение в себестоимость продукции процентов по бюджетным ссудам.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
ООО "Севергазпром" не является участником бюджетного процесса и не может являться субъектом получения бюджетной ссуды.
Согласно ст. 76 Бюджетного кодекса РФ юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, может быть предоставлен бюджетный кредит. Однако его предоставление осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
У Истца отсутствуют также основания отождествлять понятия бюджетной ссуды и налогового кредита, поскольку согласно ст. 65 НК РФ налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии одного из следующих оснований:
- причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия и иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом госзаказа;
- угроза банкротства.
Кроме того, налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором. Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам в Порядке, установленном Постановлением Правительства от 03.09.1999 N 1002, не соответствует указанным требованиям Налогового кодекса.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.11.2004 N 5665/04 условия реструктуризации кредиторской задолженности в Порядке, установленном Постановлением N 1002 иные, нежели предусмотренные указанными выше положениями Бюджетного кодекса РФ. В данном случае имеет место задолженность перед бюджетом, то есть долг, образовавшийся вследствие неправомерного неисполнения обществом обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы процентов по реструктуризации, является неправомерным.
Поданным 18 января 2005 года уточненным расчетом (декларацией) налога от фактической прибыли за 2001 год общество заявило право на применение льгот, предусмотренных подпунктами "б", "в", "з" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы взносов на благотворительные цели.
Подпунктом "з" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития.
Законом РФ от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрен следующий порядок применения льгот, установленных в пп. "б", "в", "з" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В части взносов на благотворительные цели льгота применяется в размере не более 3% от облагаемой налогом прибыли.
В части расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы льгота применяется в размере не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона РФ от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговые льготы, установленные пунктами 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 статьи 6 указанного Закона РФ, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50 процентов.
Истец ссылается на ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которой объектом обложения налогом является валовая прибыль, представляющая собой "сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям".
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) "определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)".
Истец указал, что под понятием "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" в целях налогообложения налогом на прибыль необходимо понимать показатель нераспределенной прибыли предприятия, сформированный без учета таких расходов.
Показатель строки 190 отчета о прибылях и убытках за 2001 год (нераспределенная прибыль) сформирован за вычетом льготируемых расходов, которые отражены по строкам 020, 130 отчета о прибылях и убытках. Льготируемые расходы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2001 г.
Истцом была увеличена налогооблагаемая база по налогу на прибыль на величину расходов на содержание объектов социальной сферы, благотворительности и проведение НИОКР. Истцом заявлено, что в результате вышеизложенного, им была допущена переплата налога на прибыль на сумму 119133637 руб. и пеней по налогу на прибыль в сумме 14500031 руб.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2002 года УМНС РФ по Республике Коми по результатам дополнительной проверки ООО "Севергазпром" расчетов с бюджетом по налогу на прибыль за 2001 год вынесено решение от 24.07.2002 N 72 о доначислении налога на прибыль за 2001 год в размере 119107015 руб., начислений пени за просрочку платежей в размере 13420092 руб. и привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде начисления штрафа в размере 23821403 руб. Данное решение вынесено по результатам проверки обоснованности применения льготы по налогу на прибыль предусмотренной п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" за 2001 год.
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2004 по делу N А29-6459/02А требования ООО "Севергазпром" о признании недействительным решения Управления МНС по Республике Коми от 24.07.2002 N 72 были оставлены без удовлетворения.
Как следует из решения суда и постановления апелляционной инстанции АС Республики Коми от 09.08.2004 из акта проверки следует, что сумма нераспределенной прибыли общества в 2001 году составила 107495000 руб., а сумма расходов на финансирование заявленных льгот - 448013000 руб.
Судом 1-й инстанции установлено, что по данным отчета о прибылях и убытках по форме N 2 за 2001 год чистая прибыль (нераспределенная прибыль) ООО "Севергазпром" составила 107495000 руб. На эту сумму прибыли льгота была предоставлена.
Апелляционной инстанцией была отклонена ссылка общества на то, что используемое в Законе РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" не является тождественным понятию "нераспределенная прибыль" по строке 190 отчета о прибылях и убытках.
Согласно пункту 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н (в редакции Приказа от 24.03.00 N 31н) в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
В силу пункта 49 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года N 60н, в группе статей "Нераспределенная прибыль отчетного года" в течение отчетного года показывается нераспределенная прибыль отчетного периода в сумме нетто, исчисляемая как разница между выявленными на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (в том числе по расчетам с государственными внебюджетными фондами), за счет прибыли. Из содержания ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" следует, что одним из оснований для получения льготы организацией по итогам отчетного периода должен быть положительный финансовый результат хозяйственной деятельности - прибыль, остаток которой после расчетов с бюджетом может покрыть фактически произведенные расходы, предусмотренные п. 1 ст. 6 Закона. В силу п. 2 ст. 8 Закона предприятия исчисляют сумму налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом. Следовательно, для целей предоставления льготы должны приниматься во внимание фактически льготируемые затраты и расходы в текущем налоговом (отчетном периоде), которые произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в том же налоговом периоде. Понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия", налоговым законодательством не определено, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно определяется правилами бухгалтерского учета и совпадает с суммой нераспределенной прибыли (пункты 49 и 93 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н).
Таким образом, у общества "Севергазпром" в бухгалтерской отчетности по строке 190 Формы N 2 отчета о прибылях и убытках и по строке 470 бухгалтерского баланса за 2001 год сумма нераспределенной прибыли была указана в размере 107495000,00 руб., а льгота по налогу на прибыль за 2001 год была заявлена в размере 448013000,00 руб.
При таких обстоятельствах довод Истца о наличии переплаты налога на прибыль на сумму 119133637 руб. и пени по налогу на прибыль в сумме 14500031 руб. следует признать необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170, 171, 201 АПК РФ, суд
в иске ООО "Севергазпром" о признании незаконным бездействия Межрегиональной ИФНС по КН N 2, выраженного в неосуществлении возврата сумм налога на прибыль за 2001 год, а также сумм пени, и об обязании возвратить на расчетный счет налог на прибыль в размере 129777079 руб. и сумму пени по налогу на прибыль в размере 14500031 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 23.05.2005 ПО ДЕЛУ N А40-18608/05-118-201
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2005 г. Дело N А40-18608/05-118-201
Резолютивная часть Решения объявлена 23.05.2005, решение в полном объеме изготовлено 26.05.2005.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи К.Е.В., протокол ведет судья, при участии: от истца - Е., дов. от 05.10.2004, А., дов. от 08.04.05, от ответчика - Б., дов. от 11.04.05, от третьего лица - К.Л.В., дов. от 28.02.05, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Севергазпром" к МРИ ФНС по КН N 2 о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен ООО "Севергазпром" к МРИ ФНС по КН N 2 о признании незаконным бездействия МРИ ФНС по КН N 2, выраженного в неосуществлении возврата сумм налога на прибыль за 2001 год, а также сумм пени, и об обязании возвратить на расчетный счет налог на прибыль в размере 129777079 руб. и сумму пени по налогу на прибыль в размере 14500031 руб.
Истец обосновал свои требования следующим. 18 января 2005 года в инспекцию был подан уточненный расчет (декларация) по налогу на прибыль за 2001 год. Одновременно с уточненной декларацией истцом было направлено ответчику заявление о возврате на расчетный счет суммы излишне уплаченного налога на прибыль и пеней по налогу на прибыль (исх. номер N 27-243 от 17.01.05).
17 февраля 2005 года ответчиком в ответ на заявление истца (исх. номер N 27-243 от 17.01.05) направлено письмо (исх. номер N 53-07-10/1386 от 17.02.2005), в соответствии с которым заявление истца и уточненный расчет (декларация) по налогу на прибыль оставлены без рассмотрения.
Причиной оставления без рассмотрения заявления истца и уточненного расчета (декларации) по налогу на прибыль послужило следующее: "Заявление и уточненная декларация подписана зам. генерального директора Р. и зам. главного бухгалтера Л. Полномочия Р. на представление интересов ООО "Севергазпром" в налоговых органах, в том числе с правом представления документов, подписи заявлений, писем, налоговых деклараций, документально не подтверждены. Доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. N 637/04 от 01.10.2004, выданная на 1 год, не предоставляет право подписи от имени общества заявлений, писем, налоговых деклараций и иных документов при представлении общества в отношениях с налоговыми органами" - текст письма от 17.01.05 N 27-243.
ООО "Севергазпром" считает указанные доводы налогового органа незаконными и не основанными на фактических обстоятельствах.
Доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. N 637/04 от 01.10.2004, выданная на 1 год, уполномочивает представлять интересы истца в отношениях с налоговыми органами в части права предоставления и получения документов, связанных с исчислением налоговых платежей, расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, подписывать от имени истца акты, заявления, протоколы и иные документы, связанные с расчетами с бюджетными фондами по налоговым платежам.
Доверенность заместителя генерального директора Р. N 656/04 от 11.10.2004, выданная на 1 год, уполномочивает подписывать налоговые документы, в том числе налоговые декларации, письма, заявления, акты сверок, запросы и т.д.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Ответчиком не вынесено решения по данному заявлению и не произведено возврата излишне уплаченных сумм налога на прибыль в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Истец считает, что указанное бездействие налогового органа является незаконным и нарушающим права ООО "Севергазпром", предусмотренные статьями 21, 78 Налогового кодекса РФ.
Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 1, л. д. 126), а именно: ответчик указывает, что заявление и уточненная декларация подписана зам. генерального директора Р. и зам. главного бухгалтера Л., полномочия Р. на представление интересов ООО "Севергазпром" в налоговых органах, в том числе с правом представления документов, подписи заявлений, писем, налоговых деклараций, документально не подтверждены, доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. N 637/04 от 01.10.2004, выданная на 1 год, не предоставляет право подписи от имени общества заявлений, писем, налоговых деклараций и иных документов при представлении общества в отношениях с налоговыми органами. Ответчиком также представлены письменные пояснения.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебное заседание истец представил подлинники вышеперечисленных документов, обосновывающих исковые требования, заверенные копии которых приобщены к материалам дела.
18 января 2005 года в адрес ответчика от ООО "Севергазпром" (Истец) поступила уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2001 год. С декларацией поступило заявление Истца, в котором организация уведомила инспекцию об основаниях произведенных уточнений и уменьшении налоговых обязательств, а также потребовала возвратить на расчетный счет организации излишне уплаченную сумму налога на прибыль в размере 129777079 рублей.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. При этом законным представителем налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации согласно п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
В соответствии с п. 10.7 Устава ООО "Севергазпром", утвержденного решением участника - ОАО "Газпром" - от 10.10.2003 N 35, правом действия без доверенности от имени общества (Истца) наделен лишь генеральный директор, который в свою очередь вправе выдавать доверенности на право представительства от имени общества.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя с приложением печати этой организации.
Из вышеуказанных норм следует, что представленная налогоплательщиком декларация должна быть подписана либо руководителем организации, либо лицом, действующим по доверенности, выданной руководителем общества (Истца). Аналогичное требование в силу п. 7 ст. 78 НК РФ относится и к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога.
В данном случае декларация и заявление подписаны лицом - Р., полномочия которого на представление интересов Истца в налоговых органах документально не подтверждены.
В заявлении, поданном в Арбитражный суд г. Москвы, Истец ссылается на доверенность от 11.10.2004 N 656/04, которая предоставляет Р. соответствующие полномочия. Однако документов, подтверждающих представление доверенности в налоговый орган, обществом не представлено. Доверенность выдается для представления ее в качестве подтверждения полномочий представителя. Данная доверенность в налоговый орган не представлялась, в связи с чем ответчик был лишен возможности удостовериться в полномочиях одного из лиц, подписавших декларацию и заявление.
Доверенность на заместителя главного бухгалтера Л. от 01.10.2004 N 637/04, выданная на 1 год, не предоставляет права подписи от имени Истца заявлений, писем, налоговых деклараций и иных документов при представлении общества (Истца) в отношении с налоговыми органами.
Данные обстоятельства не позволили налоговому органу принять к рассмотрению представленную декларацию и соответствующее заявление, т.е. были расценены ответчиком как не поданные, о чем налогоплательщик был уведомлен письмом от 17.02.2005 N 53-07-10/1386. Данное письмо Истцом не оспаривалось.
Судом также установлено следующее.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) сумм процентов по кредитному договору с ООО "Газпромбанком" от 27.02.2001 N 30/01-Р является неправомерным.
Согласно п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства от 05.08.1992 N 552, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Пп. "с" п. 2 Положения N 552 предусматривает включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов).
Из совокупности указанных норм следует, что отнесение на себестоимость затрат по оплате процентов по кредитам банков возможно лишь в случае использования кредита в производственных целях. На это также ссылается Истец в исковом заявлении.
Представленный кредитный договор (п. 1.2) предусматривает предоставление кредита с целью приобретения векселей ООО "Газпромбанка".
В соответствии с условиями кредитного договора ООО "Севергазпром" приобрело у ООО "Газпромбанка" простой вексель номинальной стоимостью равной сумме полученного кредита - 52 млн. рублей (договор от 28.02.2001 N 102-19/2001). Далее данный вексель был возвращен банку в обмен на вексель третьего лица (договор от 02.03.2001 N 76-08/00).
Суд считает, что приобретение долгового обязательства банка (векселя) нельзя расценивать как деятельность, связанную с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Дальнейшее движение векселей также не связано с производственной деятельностью предприятия.
Таким образом, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль сумм процентов по кредиту, использование которого не связано с производством и реализацией продукции, является неправомерным.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) сумм процентов по реструктурированной задолженности по налогам и сборам является неправомерным.
В соответствии с решением Инспекции МНС России по г. Ухте от 12.07.2001 N 1 ООО "Севергазпром" предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам. Согласно данному решению общая сумма реструктурированной задолженности составила 2250744550,0 руб., в том числе по налогам - 1042528950,0 руб.
Пунктом 8 Правил по применению в 2001 году порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам..., утвержденных Приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности.
В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца квартала уплачиваются проценты исходя из одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка.
Таким образом, правовая природа данных платежей равнозначна пени, которая представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет налогоплательщиком в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Отнесение на себестоимость сумм пени Положением о составе затрат N 552 не предусмотрено. Из этого следует, что и проценты по реструктуризированной задолженности не подлежат включению в себестоимость.
Кроме того, ссылка Истца на пп. "т" п. 2 Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) N 552 является неправомерной, поскольку, данная норма предусматривает включение в себестоимость продукции процентов по бюджетным ссудам.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
ООО "Севергазпром" не является участником бюджетного процесса и не может являться субъектом получения бюджетной ссуды.
Согласно ст. 76 Бюджетного кодекса РФ юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, может быть предоставлен бюджетный кредит. Однако его предоставление осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
У Истца отсутствуют также основания отождествлять понятия бюджетной ссуды и налогового кредита, поскольку согласно ст. 65 НК РФ налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии одного из следующих оснований:
- причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия и иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом госзаказа;
- угроза банкротства.
Кроме того, налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором. Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам в Порядке, установленном Постановлением Правительства от 03.09.1999 N 1002, не соответствует указанным требованиям Налогового кодекса.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.11.2004 N 5665/04 условия реструктуризации кредиторской задолженности в Порядке, установленном Постановлением N 1002 иные, нежели предусмотренные указанными выше положениями Бюджетного кодекса РФ. В данном случае имеет место задолженность перед бюджетом, то есть долг, образовавшийся вследствие неправомерного неисполнения обществом обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы процентов по реструктуризации, является неправомерным.
Поданным 18 января 2005 года уточненным расчетом (декларацией) налога от фактической прибыли за 2001 год общество заявило право на применение льгот, предусмотренных подпунктами "б", "в", "з" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы взносов на благотворительные цели.
Подпунктом "з" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития.
Законом РФ от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрен следующий порядок применения льгот, установленных в пп. "б", "в", "з" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В части взносов на благотворительные цели льгота применяется в размере не более 3% от облагаемой налогом прибыли.
В части расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы льгота применяется в размере не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона РФ от 27.11.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговые льготы, установленные пунктами 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 статьи 6 указанного Закона РФ, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50 процентов.
Истец ссылается на ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которой объектом обложения налогом является валовая прибыль, представляющая собой "сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям".
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) "определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)".
Истец указал, что под понятием "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" в целях налогообложения налогом на прибыль необходимо понимать показатель нераспределенной прибыли предприятия, сформированный без учета таких расходов.
Показатель строки 190 отчета о прибылях и убытках за 2001 год (нераспределенная прибыль) сформирован за вычетом льготируемых расходов, которые отражены по строкам 020, 130 отчета о прибылях и убытках. Льготируемые расходы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2001 г.
Истцом была увеличена налогооблагаемая база по налогу на прибыль на величину расходов на содержание объектов социальной сферы, благотворительности и проведение НИОКР. Истцом заявлено, что в результате вышеизложенного, им была допущена переплата налога на прибыль на сумму 119133637 руб. и пеней по налогу на прибыль в сумме 14500031 руб.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2002 года УМНС РФ по Республике Коми по результатам дополнительной проверки ООО "Севергазпром" расчетов с бюджетом по налогу на прибыль за 2001 год вынесено решение от 24.07.2002 N 72 о доначислении налога на прибыль за 2001 год в размере 119107015 руб., начислений пени за просрочку платежей в размере 13420092 руб. и привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде начисления штрафа в размере 23821403 руб. Данное решение вынесено по результатам проверки обоснованности применения льготы по налогу на прибыль предусмотренной п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" за 2001 год.
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2004 по делу N А29-6459/02А требования ООО "Севергазпром" о признании недействительным решения Управления МНС по Республике Коми от 24.07.2002 N 72 были оставлены без удовлетворения.
Как следует из решения суда и постановления апелляционной инстанции АС Республики Коми от 09.08.2004 из акта проверки следует, что сумма нераспределенной прибыли общества в 2001 году составила 107495000 руб., а сумма расходов на финансирование заявленных льгот - 448013000 руб.
Судом 1-й инстанции установлено, что по данным отчета о прибылях и убытках по форме N 2 за 2001 год чистая прибыль (нераспределенная прибыль) ООО "Севергазпром" составила 107495000 руб. На эту сумму прибыли льгота была предоставлена.
Апелляционной инстанцией была отклонена ссылка общества на то, что используемое в Законе РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" не является тождественным понятию "нераспределенная прибыль" по строке 190 отчета о прибылях и убытках.
Согласно пункту 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н (в редакции Приказа от 24.03.00 N 31н) в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
В силу пункта 49 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года N 60н, в группе статей "Нераспределенная прибыль отчетного года" в течение отчетного года показывается нераспределенная прибыль отчетного периода в сумме нетто, исчисляемая как разница между выявленными на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (в том числе по расчетам с государственными внебюджетными фондами), за счет прибыли. Из содержания ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" следует, что одним из оснований для получения льготы организацией по итогам отчетного периода должен быть положительный финансовый результат хозяйственной деятельности - прибыль, остаток которой после расчетов с бюджетом может покрыть фактически произведенные расходы, предусмотренные п. 1 ст. 6 Закона. В силу п. 2 ст. 8 Закона предприятия исчисляют сумму налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом. Следовательно, для целей предоставления льготы должны приниматься во внимание фактически льготируемые затраты и расходы в текущем налоговом (отчетном периоде), которые произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в том же налоговом периоде. Понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия", налоговым законодательством не определено, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно определяется правилами бухгалтерского учета и совпадает с суммой нераспределенной прибыли (пункты 49 и 93 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н).
Таким образом, у общества "Севергазпром" в бухгалтерской отчетности по строке 190 Формы N 2 отчета о прибылях и убытках и по строке 470 бухгалтерского баланса за 2001 год сумма нераспределенной прибыли была указана в размере 107495000,00 руб., а льгота по налогу на прибыль за 2001 год была заявлена в размере 448013000,00 руб.
При таких обстоятельствах довод Истца о наличии переплаты налога на прибыль на сумму 119133637 руб. и пени по налогу на прибыль в сумме 14500031 руб. следует признать необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170, 171, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в иске ООО "Севергазпром" о признании незаконным бездействия Межрегиональной ИФНС по КН N 2, выраженного в неосуществлении возврата сумм налога на прибыль за 2001 год, а также сумм пени, и об обязании возвратить на расчетный счет налог на прибыль в размере 129777079 руб. и сумму пени по налогу на прибыль в размере 14500031 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)