Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бомштейн В.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия) Монгуш Айзана Александровича (доверенность от 14.01.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года по делу N А58-1512/11 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Арктическое морское пароходство" (далее - общество, ОАО "Судоходная компания "Арктическое морское пароходство") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 555 911 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в размере 444 689 рублей, по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107 рублей 91 копейка, налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 рублей, по страховым взносам, пеням, штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 17 019 рублей 69 копеек и взносам, пеням, штрафам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553 рубля 96 копеек, обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченные налоги, пени и штрафы, в возврате которых отказано обжалуемыми действиями.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены частично. Действия инспекции, выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 019 рублей 69 копеек признаны незаконными, на инспекцию возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 019 рублей 69 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) налогов, пени и штрафов, отказано. На инспекцию возложена обязанность возвратить излишне уплаченные суммы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 555 911 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в размере 444 689 рублей, по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107 рублей 91 копейка, по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 рублей, по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553 рубля 96 копеек.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами сделан неверный вывод о начале течения срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды с момента получения актов сверок.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между обществом и инспекцией проведена сверка расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09.11.2010, по результатам которой составлена справка N 5121 о состоянии расчетом по налогам, сборам, взносам, выданная налоговой инспекцией 11.11.2010.
По данным указанной справки общество имеет переплату по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 555 911 рублей, по транспортному налогу в сумме 4 062 рубля, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в сумме 444 689 рублей, по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 2 107 рублей 91 копейка, налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 10 180 рублей, по страховым взносам, пени и штрафам в пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 17 019 рублей 69 копеек, по взносам, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения в сумме 31 553 рубля 96 копеек.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 06.12.2010 N 13 о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога, сбора, согласно которому просило вернуть излишне уплаченные (взысканные) суммы, в том числе по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 555 911 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в сумме 444 689 рублей, по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 2 107 рублей 91 копейка, налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 10 180 рублей, недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 17 019 рублей 69 копеек и недоимку, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения в сумме 31 553 рубля 96 копеек, по транспортному налогу в сумме 4 062 рубля.
Из отзыва инспекции от 07.04.2011 N 02-10 следует, что указанное заявление общества от 06.12.2010 N 13 получено налоговым органом 29.12.2010.
18.01.2011 года налоговая инспекция письмом N 481 отказала в возврате излишне уплаченных сумм, сообщив обществу о том, что истек срок возврата со дня уплаты налога, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете и возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Общество, не согласившись с действиями налоговой инспекции по отказу в возврате, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования общества, исходил из того, что обществом не пропущен трехлетний срок подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионного страхование в сумме 17 019 рублей 69 копеек. В отношении остальных сумм налогов, пени, штрафов трехлетний срок с момента уплаты обществом пропущен, в связи с чем инспекция правомерно в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации отказала в их возврате. Основанием для удовлетворения требований об обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченную сумму налогов, пени, штрафов послужил вывод суда о соблюдении обществом срока исковой давности на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм, наличие которых подтверждается актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пунктов 6, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, поданного налогоплательщиков в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О разъяснил, что применению положений пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Вопрос о том, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению судом с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела конкретных обстоятельств.
Для реализации налогоплательщиком указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется соответствующий акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая данное обстоятельство, суды исходили из того, что получение обществом акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие у него соответствующих сумм переплаты по налогам, должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, обратного налоговой инспекцией не доказано.
Суды двух инстанций правомерно признали началом течения давностного срока дату подписания акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 155, налоговой инспекцией - 22.08.2008, обществом - 24.09.2008.
Учитывая, что пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налоговой инспекции сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговой инспекции факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта, налоговая инспекция обязана был представить суду доказательства такой информации.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция констатировала невозможность представления доказательств, подтверждающих направление обществу извещения о наличии переплаты сумм налогов, суды правомерно исчислили начало течения срока для защиты нарушенного права налогоплательщика с момента составления акта сверки расчетов по налогам, сборам N 155 по состоянию на 1 августа 2008 года.
Доводы налоговой инспекции об ином порядке исчисления трехгодичного срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года по делу N А58-1512/11, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2011 ПО ДЕЛУ N А58-1512/11
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. N А58-1512/11
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бомштейн В.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия) Монгуш Айзана Александровича (доверенность от 14.01.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года по делу N А58-1512/11 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Арктическое морское пароходство" (далее - общество, ОАО "Судоходная компания "Арктическое морское пароходство") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Саха (Якутия) (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 555 911 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в размере 444 689 рублей, по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107 рублей 91 копейка, налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 рублей, по страховым взносам, пеням, штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 17 019 рублей 69 копеек и взносам, пеням, штрафам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553 рубля 96 копеек, обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченные налоги, пени и штрафы, в возврате которых отказано обжалуемыми действиями.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены частично. Действия инспекции, выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 019 рублей 69 копеек признаны незаконными, на инспекцию возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 019 рублей 69 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) налогов, пени и штрафов, отказано. На инспекцию возложена обязанность возвратить излишне уплаченные суммы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 555 911 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в размере 444 689 рублей, по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107 рублей 91 копейка, по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 рублей, по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553 рубля 96 копеек.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами сделан неверный вывод о начале течения срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды с момента получения актов сверок.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между обществом и инспекцией проведена сверка расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09.11.2010, по результатам которой составлена справка N 5121 о состоянии расчетом по налогам, сборам, взносам, выданная налоговой инспекцией 11.11.2010.
По данным указанной справки общество имеет переплату по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 555 911 рублей, по транспортному налогу в сумме 4 062 рубля, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в сумме 444 689 рублей, по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 2 107 рублей 91 копейка, налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 10 180 рублей, по страховым взносам, пени и штрафам в пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 17 019 рублей 69 копеек, по взносам, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения в сумме 31 553 рубля 96 копеек.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 06.12.2010 N 13 о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога, сбора, согласно которому просило вернуть излишне уплаченные (взысканные) суммы, в том числе по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 93 609 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 555 911 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в сумме 444 689 рублей, по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 2 107 рублей 91 копейка, налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 10 180 рублей, недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 17 019 рублей 69 копеек и недоимку, пени и штрафы в Государственный фонд занятости населения в сумме 31 553 рубля 96 копеек, по транспортному налогу в сумме 4 062 рубля.
Из отзыва инспекции от 07.04.2011 N 02-10 следует, что указанное заявление общества от 06.12.2010 N 13 получено налоговым органом 29.12.2010.
18.01.2011 года налоговая инспекция письмом N 481 отказала в возврате излишне уплаченных сумм, сообщив обществу о том, что истек срок возврата со дня уплаты налога, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете и возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Общество, не согласившись с действиями налоговой инспекции по отказу в возврате, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования общества, исходил из того, что обществом не пропущен трехлетний срок подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионного страхование в сумме 17 019 рублей 69 копеек. В отношении остальных сумм налогов, пени, штрафов трехлетний срок с момента уплаты обществом пропущен, в связи с чем инспекция правомерно в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации отказала в их возврате. Основанием для удовлетворения требований об обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченную сумму налогов, пени, штрафов послужил вывод суда о соблюдении обществом срока исковой давности на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм, наличие которых подтверждается актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пунктов 6, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, поданного налогоплательщиков в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О разъяснил, что применению положений пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Вопрос о том, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению судом с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела конкретных обстоятельств.
Для реализации налогоплательщиком указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется соответствующий акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая данное обстоятельство, суды исходили из того, что получение обществом акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие у него соответствующих сумм переплаты по налогам, должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, обратного налоговой инспекцией не доказано.
Суды двух инстанций правомерно признали началом течения давностного срока дату подписания акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 155, налоговой инспекцией - 22.08.2008, обществом - 24.09.2008.
Учитывая, что пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налоговой инспекции сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговой инспекции факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта, налоговая инспекция обязана был представить суду доказательства такой информации.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция констатировала невозможность представления доказательств, подтверждающих направление обществу извещения о наличии переплаты сумм налогов, суды правомерно исчислили начало течения срока для защиты нарушенного права налогоплательщика с момента составления акта сверки расчетов по налогам, сборам N 155 по состоянию на 1 августа 2008 года.
Доводы налоговой инспекции об ином порядке исчисления трехгодичного срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года по делу N А58-1512/11, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)