Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 сентября 2004 года Дело N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации завода сборного железобетона N 1" (далее - ООО "УМЗСЖ N 1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.01.2004 суд первой инстанции частично удовлетворил требования ООО "УМЗСЖ N 1" и признал недействительным решение налоговой инспекции от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП в части взыскания с заявителя налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4520 руб., не полностью уплаченного налога на землю в сумме 281491 руб. и пеней в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, подлежала применению ставка земельного налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского горсовета от 06.02.2002 N 452, в размере 15 рублей за кв. м в год, что не было учтено ни заявителем при исчислении земельного налога на 2003 год согласно уточненной декларации, ни налоговым органом при вынесении обжалуемого решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004 решение суда первой инстанции изменено.
Решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения ООО "УМЗСЖ N 1" к налоговой ответственности в виде штрафа и предложения его уплатить, предложения уплатить земельный налог в сумме 618870 руб. и пени, за исключением пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки по налогу 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении заявления ООО "УМЗСЖ N 1" в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ООО "УМЗСЖ N 1", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - о признании недействительным решения налоговой инспекции в полном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что судом не указаны мотивы, по которым суд отклонил доказательства и не применил законы, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Судом не приняты во внимание аргументы заявителя о незаконности решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции по доначислению земельного налога за 2003 год в размере 517776 руб. и суммы пеней в размере 4825 руб. 09 коп. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При этом налоговая инспекция полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ однозначно определил, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Кроме этого налоговая инспекция считает, что расчет пеней ими составлен в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
ООО "УМЗСЖ N 1" в дополнении к кассационной жалобе опровергает доводы кассационной жалобы налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу ООО "УМЗСЖ N 1" отмечает несостоятельность изложенных в ней доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "УМЗСЖ N 1" налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год и уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, по результатам которой вынесено решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 60324 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период. Указанным решением ООО "УМЗСЖ N 1" доначислена сумма земельного налога за 2003 год в размере 776665 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4826 руб.
На основании указанного решения налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования от 22.10.2003 N 11102 и от 21.10.2003 N 11103 о добровольной уплате указанных сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которым в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 17 в размере 15 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (ставка налога по 17 оценочной зоне составляла 4,32 руб. за кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Следовательно, обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
Апелляционной инстанцией установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения у налогоплательщика имелась недоимка лишь с 15.09.2003 в сумме 157795 руб.
Следовательно, как обоснованно отменил суд апелляционной инстанции, с заявителя указанным решением подлежали взысканию пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции от 02.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-775/03 (А-210/04) оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 13 сентября 2004 года Дело N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации завода сборного железобетона N 1" (далее - ООО "УМЗСЖ N 1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.01.2004 суд первой инстанции частично удовлетворил требования ООО "УМЗСЖ N 1" и признал недействительным решение налоговой инспекции от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП в части взыскания с заявителя налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4520 руб., не полностью уплаченного налога на землю в сумме 281491 руб. и пеней в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, подлежала применению ставка земельного налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского горсовета от 06.02.2002 N 452, в размере 15 рублей за кв. м в год, что не было учтено ни заявителем при исчислении земельного налога на 2003 год согласно уточненной декларации, ни налоговым органом при вынесении обжалуемого решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004 решение суда первой инстанции изменено.
Решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения ООО "УМЗСЖ N 1" к налоговой ответственности в виде штрафа и предложения его уплатить, предложения уплатить земельный налог в сумме 618870 руб. и пени, за исключением пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки по налогу 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении заявления ООО "УМЗСЖ N 1" в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ООО "УМЗСЖ N 1", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - о признании недействительным решения налоговой инспекции в полном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что судом не указаны мотивы, по которым суд отклонил доказательства и не применил законы, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Судом не приняты во внимание аргументы заявителя о незаконности решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции по доначислению земельного налога за 2003 год в размере 517776 руб. и суммы пеней в размере 4825 руб. 09 коп. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При этом налоговая инспекция полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ однозначно определил, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Кроме этого налоговая инспекция считает, что расчет пеней ими составлен в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
ООО "УМЗСЖ N 1" в дополнении к кассационной жалобе опровергает доводы кассационной жалобы налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу ООО "УМЗСЖ N 1" отмечает несостоятельность изложенных в ней доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "УМЗСЖ N 1" налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год и уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, по результатам которой вынесено решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 60324 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период. Указанным решением ООО "УМЗСЖ N 1" доначислена сумма земельного налога за 2003 год в размере 776665 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4826 руб.
На основании указанного решения налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования от 22.10.2003 N 11102 и от 21.10.2003 N 11103 о добровольной уплате указанных сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которым в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 17 в размере 15 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (ставка налога по 17 оценочной зоне составляла 4,32 руб. за кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Следовательно, обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
Апелляционной инстанцией установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения у налогоплательщика имелась недоимка лишь с 15.09.2003 в сумме 157795 руб.
Следовательно, как обоснованно отменил суд апелляционной инстанции, с заявителя указанным решением подлежали взысканию пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции от 02.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-775/03 (А-210/04) оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2004 N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 сентября 2004 года Дело N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации завода сборного железобетона N 1" (далее - ООО "УМЗСЖ N 1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.01.2004 суд первой инстанции частично удовлетворил требования ООО "УМЗСЖ N 1" и признал недействительным решение налоговой инспекции от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП в части взыскания с заявителя налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4520 руб., не полностью уплаченного налога на землю в сумме 281491 руб. и пеней в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, подлежала применению ставка земельного налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского горсовета от 06.02.2002 N 452, в размере 15 рублей за кв. м в год, что не было учтено ни заявителем при исчислении земельного налога на 2003 год согласно уточненной декларации, ни налоговым органом при вынесении обжалуемого решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004 решение суда первой инстанции изменено.
Решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения ООО "УМЗСЖ N 1" к налоговой ответственности в виде штрафа и предложения его уплатить, предложения уплатить земельный налог в сумме 618870 руб. и пени, за исключением пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки по налогу 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении заявления ООО "УМЗСЖ N 1" в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ООО "УМЗСЖ N 1", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - о признании недействительным решения налоговой инспекции в полном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что судом не указаны мотивы, по которым суд отклонил доказательства и не применил законы, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Судом не приняты во внимание аргументы заявителя о незаконности решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции по доначислению земельного налога за 2003 год в размере 517776 руб. и суммы пеней в размере 4825 руб. 09 коп. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При этом налоговая инспекция полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ однозначно определил, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Кроме этого налоговая инспекция считает, что расчет пеней ими составлен в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
ООО "УМЗСЖ N 1" в дополнении к кассационной жалобе опровергает доводы кассационной жалобы налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу ООО "УМЗСЖ N 1" отмечает несостоятельность изложенных в ней доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "УМЗСЖ N 1" налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год и уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, по результатам которой вынесено решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 60324 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период. Указанным решением ООО "УМЗСЖ N 1" доначислена сумма земельного налога за 2003 год в размере 776665 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4826 руб.
На основании указанного решения налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования от 22.10.2003 N 11102 и от 21.10.2003 N 11103 о добровольной уплате указанных сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которым в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 17 в размере 15 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (ставка налога по 17 оценочной зоне составляла 4,32 руб. за кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Следовательно, обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
Апелляционной инстанцией установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения у налогоплательщика имелась недоимка лишь с 15.09.2003 в сумме 157795 руб.
Следовательно, как обоснованно отменил суд апелляционной инстанции, с заявителя указанным решением подлежали взысканию пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 02.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-775/03 (А-210/04) оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 сентября 2004 года Дело N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации завода сборного железобетона N 1" (далее - ООО "УМЗСЖ N 1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.01.2004 суд первой инстанции частично удовлетворил требования ООО "УМЗСЖ N 1" и признал недействительным решение налоговой инспекции от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП в части взыскания с заявителя налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4520 руб., не полностью уплаченного налога на землю в сумме 281491 руб. и пеней в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, подлежала применению ставка земельного налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно ставка налога, установленная решением Омского горсовета от 06.02.2002 N 452, в размере 15 рублей за кв. м в год, что не было учтено ни заявителем при исчислении земельного налога на 2003 год согласно уточненной декларации, ни налоговым органом при вынесении обжалуемого решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004 решение суда первой инстанции изменено.
Решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения ООО "УМЗСЖ N 1" к налоговой ответственности в виде штрафа и предложения его уплатить, предложения уплатить земельный налог в сумме 618870 руб. и пени, за исключением пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки по налогу 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении заявления ООО "УМЗСЖ N 1" в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ООО "УМЗСЖ N 1", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - о признании недействительным решения налоговой инспекции в полном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что судом не указаны мотивы, по которым суд отклонил доказательства и не применил законы, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Судом не приняты во внимание аргументы заявителя о незаконности решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции по доначислению земельного налога за 2003 год в размере 517776 руб. и суммы пеней в размере 4825 руб. 09 коп. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При этом налоговая инспекция полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ однозначно определил, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Кроме этого налоговая инспекция считает, что расчет пеней ими составлен в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
ООО "УМЗСЖ N 1" в дополнении к кассационной жалобе опровергает доводы кассационной жалобы налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу ООО "УМЗСЖ N 1" отмечает несостоятельность изложенных в ней доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "УМЗСЖ N 1" налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год и уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, по результатам которой вынесено решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 60324 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период. Указанным решением ООО "УМЗСЖ N 1" доначислена сумма земельного налога за 2003 год в размере 776665 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4826 руб.
На основании указанного решения налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования от 22.10.2003 N 11102 и от 21.10.2003 N 11103 о добровольной уплате указанных сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которым в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 17 в размере 15 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (ставка налога по 17 оценочной зоне составляла 4,32 руб. за кв. м в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Следовательно, обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
Апелляционной инстанцией установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения у налогоплательщика имелась недоимка лишь с 15.09.2003 в сумме 157795 руб.
Следовательно, как обоснованно отменил суд апелляционной инстанции, с заявителя указанным решением подлежали взысканию пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки 157795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 02.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-775/03 (А-210/04) оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)