Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 сентября 2003 года Дело N А56-12563/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии от акционерного общества открытого типа "Торгбыттранс" Овчинниковой Г.К. (доверенность от 10.03.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 19.06.03), рассмотрев 02.09.03 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга и акционерного общества открытого типа "Торгбыттранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.03 по делу N А56-12563/03,
Акционерное общество открытого типа "Торгбыттранс" (далее - АООТ "Торгбыттранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 03.04.03 N 19 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2001 - 2002 годы и об обязании инспекции зачесть 1098472,82 руб. излишне уплаченного налога в счет уплаты земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 26.05.03 требование налоговой инспекции об уплате налога признано недействительным, а заявление о зачете удовлетворено частично.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
В кассационных жалобах налоговая инспекция и АООТ "Торгбыттранс" просят отменить принятый по данному делу судебный акт, указывая на неправильное применение арбитражным судом норм материального права.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при расчете земельного налога за 2001 - 2002 годы АООТ "Торгбыттранс" использовало последовательно повышающие налоговую ставку коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральных бюджетах на 1999, 2000, 2001 годы. Считая, что применение одновременно со ставкой всех повышающих коэффициентов привело к излишней уплате земельного налога, АООТ "Торгбыттранс" направило в налоговую инспекцию заявление от 21.02.03 о зачете 1098472,82 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу за 2003 год. Однако налоговая инспекция направила АООТ "Торгбыттранс" требование от 03.04.03 N 19 об уплате недоимки по земельному налогу за 2001 - 2002 годы на предъявленную к зачету сумму. Арбитражным судом установлено и платежными документами подтверждается, что это требование является незаконным, поскольку спорная сумма налогоплательщиком была уплачена. Поэтому решение арбитражного суда о признании требования налоговой инспекции от 03.04.03 N 19 недействительным является законным и обоснованным.
На основании статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" ставки земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году применялись с коэффициентом "2,688". Поэтому арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что за 2002 год сумма излишне уплаченного АООТ "Торгбыттранс" земельного налога составила 528607,48 руб.
Доводы налоговой инспекции об изменении ставок земельного налога путем введения коэффициентов законами о федеральном бюджете суд кассационной инстанции считает неправильными. По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в определенный финансовый год. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Действие названного закона также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм. Поскольку нормами закона о бюджете регулируются отношения по формированию бюджета на определенный финансовый год, такие нормы являются срочными и их действие прекращается в последний день календарного года.
Поскольку налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления, корректировка ставки земельного налога на конкретный год бюджетным законом Санкт-Петербурга не противоречит налоговому законодательству. При этом не нарушаются интересы федерального бюджета, поскольку коэффициент, установленный Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", выше коэффициента, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
В части зачета излишне уплаченного земельного налога за 2001 год арбитражным судом ошибочно применен к ставке земельного налога поправочный коэффициент "1,2". Такой коэффициент к ставке земельного налога на 2001 год не установлен ни федеральным бюджетным законом, ни бюджетным законом Санкт-Петербурга. Поэтому АООТ "Торгбыттранс" правомерно требует зачесть излишне уплаченный в 2001 году земельный налог, исчисляя его сумму году по ставке, предусмотренной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", без применения повышающего коэффициента. В судебном заседании кассационной инстанции стороны не смогли произвести сверку расчета земельного налога без учета коэффициента, поэтому дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела стороны обязаны представить суду расчет земельного налога с учетом выводов, указанных в данном постановлении.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.03 по делу N А56-12563/03 отменить.
Дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2003 N А56-12563/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2003 года Дело N А56-12563/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В., при участии от акционерного общества открытого типа "Торгбыттранс" Овчинниковой Г.К. (доверенность от 10.03.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 19.06.03), рассмотрев 02.09.03 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга и акционерного общества открытого типа "Торгбыттранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.03 по делу N А56-12563/03,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество открытого типа "Торгбыттранс" (далее - АООТ "Торгбыттранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 03.04.03 N 19 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2001 - 2002 годы и об обязании инспекции зачесть 1098472,82 руб. излишне уплаченного налога в счет уплаты земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 26.05.03 требование налоговой инспекции об уплате налога признано недействительным, а заявление о зачете удовлетворено частично.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
В кассационных жалобах налоговая инспекция и АООТ "Торгбыттранс" просят отменить принятый по данному делу судебный акт, указывая на неправильное применение арбитражным судом норм материального права.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при расчете земельного налога за 2001 - 2002 годы АООТ "Торгбыттранс" использовало последовательно повышающие налоговую ставку коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральных бюджетах на 1999, 2000, 2001 годы. Считая, что применение одновременно со ставкой всех повышающих коэффициентов привело к излишней уплате земельного налога, АООТ "Торгбыттранс" направило в налоговую инспекцию заявление от 21.02.03 о зачете 1098472,82 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу за 2003 год. Однако налоговая инспекция направила АООТ "Торгбыттранс" требование от 03.04.03 N 19 об уплате недоимки по земельному налогу за 2001 - 2002 годы на предъявленную к зачету сумму. Арбитражным судом установлено и платежными документами подтверждается, что это требование является незаконным, поскольку спорная сумма налогоплательщиком была уплачена. Поэтому решение арбитражного суда о признании требования налоговой инспекции от 03.04.03 N 19 недействительным является законным и обоснованным.
На основании статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" ставки земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году применялись с коэффициентом "2,688". Поэтому арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что за 2002 год сумма излишне уплаченного АООТ "Торгбыттранс" земельного налога составила 528607,48 руб.
Доводы налоговой инспекции об изменении ставок земельного налога путем введения коэффициентов законами о федеральном бюджете суд кассационной инстанции считает неправильными. По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в определенный финансовый год. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Действие названного закона также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм. Поскольку нормами закона о бюджете регулируются отношения по формированию бюджета на определенный финансовый год, такие нормы являются срочными и их действие прекращается в последний день календарного года.
Поскольку налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления, корректировка ставки земельного налога на конкретный год бюджетным законом Санкт-Петербурга не противоречит налоговому законодательству. При этом не нарушаются интересы федерального бюджета, поскольку коэффициент, установленный Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", выше коэффициента, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
В части зачета излишне уплаченного земельного налога за 2001 год арбитражным судом ошибочно применен к ставке земельного налога поправочный коэффициент "1,2". Такой коэффициент к ставке земельного налога на 2001 год не установлен ни федеральным бюджетным законом, ни бюджетным законом Санкт-Петербурга. Поэтому АООТ "Торгбыттранс" правомерно требует зачесть излишне уплаченный в 2001 году земельный налог, исчисляя его сумму году по ставке, предусмотренной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", без применения повышающего коэффициента. В судебном заседании кассационной инстанции стороны не смогли произвести сверку расчета земельного налога без учета коэффициента, поэтому дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела стороны обязаны представить суду расчет земельного налога с учетом выводов, указанных в данном постановлении.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.03 по делу N А56-12563/03 отменить.
Дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)