Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.02.2009 N 3-6/09

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2009 г. N 3-6/09



Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 статьи 2(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 г. N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Приморского края от 8 ноября 2007 г. N 147-КЗ),
установил:

27 ноября 2003 г. Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций", который опубликован 28 ноября 2003 г. в сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" и 29 ноября 2003 г. в газете "Утро России". 27 октября 2004 г. принят закон Приморского края "О внесении изменений в Закон Приморского края "О налоге на имущество организаций", которым Закон N 82-КЗ дополнен статьей 2(1) "Налоговые льготы".
Законом Приморского края от 8 ноября 2007 г. N 147-КЗ "О внесении изменений в статью 2(1) Закона Приморского края "О налоге на имущество организаций", опубликованным 14 ноября 2007 г. в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края N 47, статья 2(1) Закона изложена в новой редакции.
Прокурор Приморского края просит признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия пункт 1 ст. 2(1) Закона Приморского края N 82-ФЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона от 8 ноября 2007 г. N 147-КЗ, согласно которому освобождаются от налогообложения российские рыбохозяйственные организации, имеющие в собственности имущество на территории Приморского края, в отношении промыслового флота, при условии, что их выручка от производственной деятельности по выращиванию, вылову и переработке рыбы и морепродуктов составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) и если суммы средств, причитающиеся к зачислению в бюджет от налога на имущество организаций по промысловому флоту, в полном объеме или частично в текущем налоговом периоде направлены на строительство промыслового флота на судостроительных предприятиях Приморского края.
Определение указанной категории налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от налога на имущество организаций, создает дискриминационные условия деятельности судостроительных предприятий, не находящихся на территории Приморского края, и, как следствие, имеет своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Введение такой налоговой льготы ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, не находящихся на территории Приморского края и осуществляющих деятельность в области судостроения, поскольку размещение у них заказов на строительство промыслового флота для рыбохозяйственных организаций не влечет освобождения от налогообложения.
Однако согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги не могут иметь дискриминационный характер. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от места происхождения капитала, налоги, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" установление такой налоговой льготы не является регулированием отношений в сфере инвестиций.
В судебном заседании прокурор С. поддержала заявление по указанным основаниям, при этом уточнила заявленные требования: просила признать пункт 1 статьи 2(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 г. N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Приморского края от 8 ноября 2007 г. N 147-КЗ) противоречащим закону и недействующим только в части слов "...и если суммы средств, причитающиеся к зачислению в бюджет от налога на имущество организаций по промысловому флоту, в полном объеме или частично в текущем налоговом периоде направлены на строительство промыслового флота на судостроительных предприятиях Приморского края" со дня вступления в силу решения суда.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края К. с заявлением не согласилась и пояснила, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со ст. 12, 14 части первой Налогового кодекса, статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, доходы от которого полностью поступают в бюджет субъекта Российской Федерации. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Установление налога субъекта Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налога, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.
Закон Приморского края "О налоге на имущество организаций" был принят в 2003 г., первоначально в нем отсутствовала статья, предусматривающая предоставление льгот по налогу на имущество. Статья 2(1) была введена дополнительно в 2004 г.
Несмотря на громоздкость и определенную сложность для восприятия пункта 1 статьи 2(1) Закона Приморского края "О налоге на имущество организаций" ее суть сводится к предоставлению налоговой льготы в форме полного освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций определенной категории налогоплательщиков, а именно российским рыбохозяйственным организациям.
Предоставление указанной льготы не создает дискриминационные условия для деятельности судостроительных предприятий, расположенных за пределами территории Приморского края. Предоставление более благоприятных условий в области налогообложения отдельной категории налогоплательщиков не ущемляет и тем более не создает дискриминационные условия для других налогоплательщиков, на которых действие льготы не распространяется.
Статья 15 Федерального закона "О защите конкуренции" определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области антимонопольного законодательства. Данная правовая норма не распространяется на законы субъектов Российской Федерации, относящиеся к законодательству о налогах и сборах, к которым относится Закон Приморского края "О налоге на имущество организаций". Налоговый кодекс РФ императивно закрепил требование о том, что налоговые льготы могут предоставляться исключительно нормативными правовыми актами, относящимися к законодательству о налогах и сборах.
Закон Приморского края от 28 ноября 2003 г. N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" полностью отвечает требованиям, предъявляемым к актам законодательства о налогах и сборах.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Б. поддержал заявление прокурора и пояснил, что доводы разработчиков оспариваемой нормы, что такой особый режим может устанавливаться в целях привлечения инвестиций, не основан на нормах федерального законодательства.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрета для представительных органов субъектов Российской Федерации устанавливать в законодательном порядке льготы по региональным налогам. Однако, установление в законе Приморского края "О налоге на имущество организаций" 100% льготы на налог на имущество для рыбохозяйственных организаций, имеющих в собственности имущество на территории Приморского края, в отношении промыслового флота нарушает пункт 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" в части принятия актов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке судостроения (строительства промыслового флота) на территории Российской Федерации. Ограничение конкуренции состоит в том, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области судостроения и не находящиеся на территории Приморского края, после введения 100% льготы на налог на имущество для рыбохозяйственных организаций, имеющих в собственности имущество на территории Приморского края, в отношении промыслового флота являются менее привлекательными для размещения этими рыбохозяйственными организациями заказов на строительство промыслового флота, поскольку в случае размещения заказов у "неместных" судостроителей, рыбохозяйственные организации не получат льготу.
Оспариваемая норма противоречит п. 2 ст. 380 Налогового кодекса РФ, который предусматривает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговое законодательство не предусматривает предоставление льгот по налогам с установлением каких-либо условий их предоставления.
Выслушав прокурора С., представителя Законодательного Собрания Приморского края К., представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 3 части 1 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
В то же время статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает установление и использование льгот по налогам и сборам. Льготами по налогам и сборам законодателем признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В силу ст. 372 части второй Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом. Он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Пункт 3 статьи 56 части первой Налогового кодекса РФ также устанавливает, что льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Закон Приморского края от 28 ноября 2003 г. N 82-КЗ "О налоге на имущество" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает и вводит на территории Приморского края налог на имущество организаций, определяет налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, устанавливает налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Законом Приморского края от 9 ноября 2004 г. N 152-КЗ в Закон N 82-КЗ введена статья 2(1), предусматривающая налоговые льготы.
Согласно пункту 1 статьи 2(1) Закона Приморского края "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Приморского края от 8 ноября 2007 г. N 147-КЗ) от налогообложения освобождаются российские рыбохозяйственные организации, имеющие в собственности имущество на территории Приморского края, в отношении промыслового флота (добывающего, обрабатывающего, транспортного), при условии, что их выручка от производственной деятельности по выращиванию, вылову и переработке рыбы и морепродуктов составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) и если суммы средств, причитающиеся к зачислению в бюджет от налога на имущество организаций по промысловому флоту, в полном объеме или частично в текущем налоговом периоде направлены на строительство промыслового флота на судостроительных предприятиях Приморского края, при этом в случае, если сумма налога, исчисленная по промысловому флоту, не в полном объеме направляется на строительство промыслового флота судостроительному предприятию края, то льгота предоставляется в размере суммы, направленной судостроительному предприятию края.
Сравнительный анализ оспариваемой нормы и налогового законодательства в области предоставления льгот по налогам позволяет сделать вывод, что оспариваемая норма не противоречит ни статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ни статьям 3, 12, 56, 380, 381 Налогового кодекса РФ, ни статье 1 Гражданского кодекса РФ.
По мнению прокурора и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю оспариваемая норма противоречит подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Однако из текста пункта 1 статьи 2(1) Закона Приморского края "О налоге на имущество организаций" не следует, что законодателем субъекта Российской Федерации устанавливаются запреты или вводятся ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров. Также оспариваемая норма не устанавливает необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно судостроительными предприятиями.
Право выбора судостроительного предприятия с целью строительства промыслового флота остается за рыбохозяйственными предприятиями. Они вправе исходя из экономической целесообразности (выгоды) своего предприятия направить денежные средства на строительство промыслового флота на находящиеся на территории Приморского края судостроительные предприятия, получив при этом освобождение от уплаты налога на имущество, или же на предприятия, находящиеся за пределами Приморского края, не получая освобождения от уплаты налога.
Пункт 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Таким образом, установленные правила о предоставлении налоговой льготы не создают дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов - судостроительных предприятий, и не имеют своим результатом допущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов указанных хозяйствующих субъектов.
Оспариваемой нормой также не нарушается единое экономическое пространство Российской Федерации, поскольку не устанавливается прямое или косвенное ограничение возможности рыбохозяйственных предприятий осуществлять свои права по свободному перемещению товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства.
Нельзя согласиться и с мнением представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, что оспариваемая норма предоставляет налоговую льготу под условием, что не предусмотрено налоговым законодательством.
На основании п. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ субъект Российской Федерации, предусматривая налоговые льготы, вправе предусматривать и основания для их использования налогоплательщиками.
Оспариваемая норма как раз и содержит основание для освобождения российских рыбохозяйствующих предприятий, имеющих имущество на территории Приморского края, от уплаты налога на имущество организаций - направление выручки от производственной деятельности на строительство промыслового флота на судостроительных предприятиях Приморского края.
Освобождение от уплаты налога по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Такая правовая позиция высказана в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации", от 28 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", от 19 июня 2002 г. по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поэтому суд приходит к выводу, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 статьи 2(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 г. N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Приморского края от 8 ноября 2007 г. N 147-КЗ) отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.
Председательствующий
И.Н.МИШАНИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)