Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 июня 2005 года Дело N А21-9222/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Балтрыбстрой" Синициной Е.И. (доверенность от 02.06.05), рассмотрев 09.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.05 по делу N А21-9222/04-С1 (судья Сергеева И.С.),
Открытое акционерное общество "Балтрыбстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду, правопреемником которой после реорганизации стала Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду (далее - инспекция), о признании недействительным ее решения от 26.10.04 N 193.
В порядке, установленном статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, инспекция предъявила встречный иск о взыскании с общества 179094,76 руб. налоговых санкций по оспариваемому решению за неуплату земельного налога за 2001 и 2002 годы.
Решением суда от 25.01.05 заявленные обществом требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и удовлетворить встречный иск. По мнению налогового органа, при расчете земельного налога за 2001 и 2002 годы общество неправомерно применило ставку земельного налога в размере 4,72 руб. за кв.м, утвержденную Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248, в то время как следовало применять в 2001 году ставку 5,66 руб., утвержденную решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 14.06.00 N 194, а в 2002 году - 11,32 руб., утвержденную решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 09.01.02 N 6.
Налоговая инспекция извещена о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах - своевременности перечисления и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, результаты которой отразила в акте от 30.09.04 N 295/1. На основании акта проверки инспекцией принято решение от 26.10.04 N 193. Согласно решению инспекции от 26.10.04 N 193 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 179095 руб. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить доначисленный налог на землю за 2001 и 2002 годы в размере 895473,74 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на землю в размере 227637,15 руб.
Из материалов дела также следует, что общество обладает правом постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 11,8763 га под существующей производственной базой в городе Калининграде.
Проверкой установлено, что расчет земельного налога по представленным обществом 21.07.03 уточненным налоговым декларациям по земельному налогу за 2001 и 2002 годы произведен по заниженной ставке земельного налога 4,72 руб. за квадратный метр, установленной решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248, в то время как следовало применить ставки 5,66 руб. и 11,32 руб. соответственно, утвержденные решениями городского Совета депутатов г. Калининграда от 16.06.00 N 194 и от 09.01.02 N 6.
Общество не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При этом, согласно пункту 2 этой же нормы, земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248 утверждены дифференцированные ставки земельного налога в Калининграде на 1999 год. Для общества установленная ставка земельного налога составляла согласно решению 4,72 руб. за кв.м.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 14.06.00 N 194 Об утверждении "Порядка взимания земельного налога в городе Калининграде" утверждены дифференцированные ставки земельного налога на 2000 год.
Однако судебными актами по делу N А21-4918/02-С1 установлено, что решение Горсовета от 14.06.00 N 194 не могло применяться в 2000 году в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ, так как было официально опубликовано лишь 05.07.00.
Как правильно указал суд первой инстанции, судебные акты по вышеназванному делу имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Следовательно, в 2000 году подлежали применению ставки, установленные решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248 на 1999 год, то есть 4,72 руб. за кв.метр.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 21.02.01 N 80 установлено, что в 2001 году для всех категорий земель применяются ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году. Названное решение принято на основании статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и не устанавливает новые ставки налогов, поэтому, по мнению кассационной инстанции, подлежит применению в 2001 году.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что при исчислении земельного налога за 2001 год общество правомерно воспользовалось ставками налога, утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 07.07.99 N 248, действовавшими в 2000 году.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 09.01.02 N 6 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога в городе Калининграде на 2002 год" установлены новые ставки земельного налога на 2002 год. Однако указанное решение официально опубликовано только 17.01.02 и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ не могло применяться в 2002 году, поскольку налоговым периодом по земельному налогу является год.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2002 год общество правомерно воспользовалось ставкой налога, действовавшей в 2001 году, поскольку иных законно установленных ставок в указанный период на территории г. Калининграда не было, то есть ставкой в размере 4,72 руб. за кв.м, установленной решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление налогоплательщика и признал недействительным решение налогового органа от 26.10.04 N 193, поскольку у налоговой инспекции не имелось оснований для доначисления обществу земельного налога по ставкам, превышающим размер ставки, утвержденной решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.05 по делу N А21-9222/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2005 N А21-9222/04-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2005 года Дело N А21-9222/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Балтрыбстрой" Синициной Е.И. (доверенность от 02.06.05), рассмотрев 09.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.05 по делу N А21-9222/04-С1 (судья Сергеева И.С.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Балтрыбстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду, правопреемником которой после реорганизации стала Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду (далее - инспекция), о признании недействительным ее решения от 26.10.04 N 193.
В порядке, установленном статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, инспекция предъявила встречный иск о взыскании с общества 179094,76 руб. налоговых санкций по оспариваемому решению за неуплату земельного налога за 2001 и 2002 годы.
Решением суда от 25.01.05 заявленные обществом требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и удовлетворить встречный иск. По мнению налогового органа, при расчете земельного налога за 2001 и 2002 годы общество неправомерно применило ставку земельного налога в размере 4,72 руб. за кв.м, утвержденную Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248, в то время как следовало применять в 2001 году ставку 5,66 руб., утвержденную решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 14.06.00 N 194, а в 2002 году - 11,32 руб., утвержденную решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 09.01.02 N 6.
Налоговая инспекция извещена о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах - своевременности перечисления и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, результаты которой отразила в акте от 30.09.04 N 295/1. На основании акта проверки инспекцией принято решение от 26.10.04 N 193. Согласно решению инспекции от 26.10.04 N 193 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 179095 руб. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить доначисленный налог на землю за 2001 и 2002 годы в размере 895473,74 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога на землю в размере 227637,15 руб.
Из материалов дела также следует, что общество обладает правом постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 11,8763 га под существующей производственной базой в городе Калининграде.
Проверкой установлено, что расчет земельного налога по представленным обществом 21.07.03 уточненным налоговым декларациям по земельному налогу за 2001 и 2002 годы произведен по заниженной ставке земельного налога 4,72 руб. за квадратный метр, установленной решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248, в то время как следовало применить ставки 5,66 руб. и 11,32 руб. соответственно, утвержденные решениями городского Совета депутатов г. Калининграда от 16.06.00 N 194 и от 09.01.02 N 6.
Общество не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. При этом, согласно пункту 2 этой же нормы, земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248 утверждены дифференцированные ставки земельного налога в Калининграде на 1999 год. Для общества установленная ставка земельного налога составляла согласно решению 4,72 руб. за кв.м.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 14.06.00 N 194 Об утверждении "Порядка взимания земельного налога в городе Калининграде" утверждены дифференцированные ставки земельного налога на 2000 год.
Однако судебными актами по делу N А21-4918/02-С1 установлено, что решение Горсовета от 14.06.00 N 194 не могло применяться в 2000 году в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ, так как было официально опубликовано лишь 05.07.00.
Как правильно указал суд первой инстанции, судебные акты по вышеназванному делу имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Следовательно, в 2000 году подлежали применению ставки, установленные решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248 на 1999 год, то есть 4,72 руб. за кв.метр.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 21.02.01 N 80 установлено, что в 2001 году для всех категорий земель применяются ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году. Названное решение принято на основании статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и не устанавливает новые ставки налогов, поэтому, по мнению кассационной инстанции, подлежит применению в 2001 году.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что при исчислении земельного налога за 2001 год общество правомерно воспользовалось ставками налога, утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 07.07.99 N 248, действовавшими в 2000 году.
Решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 09.01.02 N 6 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога в городе Калининграде на 2002 год" установлены новые ставки земельного налога на 2002 год. Однако указанное решение официально опубликовано только 17.01.02 и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ не могло применяться в 2002 году, поскольку налоговым периодом по земельному налогу является год.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2002 год общество правомерно воспользовалось ставкой налога, действовавшей в 2001 году, поскольку иных законно установленных ставок в указанный период на территории г. Калининграда не было, то есть ставкой в размере 4,72 руб. за кв.м, установленной решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление налогоплательщика и признал недействительным решение налогового органа от 26.10.04 N 193, поскольку у налоговой инспекции не имелось оснований для доначисления обществу земельного налога по ставкам, превышающим размер ставки, утвержденной решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 07.07.99 N 248.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.05 по делу N А21-9222/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)