Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 ноября 2003 года Дело N А05-4805/03-269/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Кочеровой Л.И., рассмотрев 24.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области на решение от 06.06.2003 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2003 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4805/03-269/11,
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Бонадэа" (далее - ООО "Бонадэа", Общество) 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неведение (отсутствие) карточек по форме N 1-НДФЛ в 2000 - 2001 годах.
Решением от 06.06.2003 суд отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции, указав, что карточка по форме N 1-НДФЛ к первичным бухгалтерским документам не относится.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в январе - феврале 2003 года провела выездную налоговую проверку ООО "Бонадэа" по вопросу правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц, налога на доходы физических лиц за период с 05.12.2000 по 28.01.2003.
В хода проверки установлено, что налоговым агентом - ООО "Бонадэа" не ведутся налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме N 1-НДФЛ.
По результатам проверки составлен акт от 04.02.2003 N 05-5/1-08/110дсп и вынесено решение от 27.02.2003 N 05-5/1-269ДСП о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 15000 руб. штрафа.
Требование N 05/28-54 о добровольной уплате налоговой санкции Обществом не исполнено, поэтому налоговая инспекция обратилась с заявлением о взыскании штрафа в арбитражный суд.
Суд отказал во взыскании штрафа, наложенного на ООО "Бонадэа" на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Ввиду того, что в проверяемый период налогоплательщиком не велись названные карточки, налоговая инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ.
Между тем пунктом 2 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Поскольку глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит понятия первичных документов, кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет понятие "первичные документы", приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
Кроме того, налоговая карточка формы N 1-НДФЛ заполняется налоговым агентом на основании первичных документов бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Таким образом, поскольку совершенное ООО "Бонадэа" налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Правильность такой позиции арбитражных судов подтверждена и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2003 N 4243/03. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. А поскольку законодатель в статье 120 кодекса не указал однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 06.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4805/03-269/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2003 N А05-4805/03-269/11
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2003 года Дело N А05-4805/03-269/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Кочеровой Л.И., рассмотрев 24.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области на решение от 06.06.2003 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2003 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4805/03-269/11,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Бонадэа" (далее - ООО "Бонадэа", Общество) 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неведение (отсутствие) карточек по форме N 1-НДФЛ в 2000 - 2001 годах.
Решением от 06.06.2003 суд отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции, указав, что карточка по форме N 1-НДФЛ к первичным бухгалтерским документам не относится.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в январе - феврале 2003 года провела выездную налоговую проверку ООО "Бонадэа" по вопросу правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц, налога на доходы физических лиц за период с 05.12.2000 по 28.01.2003.
В хода проверки установлено, что налоговым агентом - ООО "Бонадэа" не ведутся налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме N 1-НДФЛ.
По результатам проверки составлен акт от 04.02.2003 N 05-5/1-08/110дсп и вынесено решение от 27.02.2003 N 05-5/1-269ДСП о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 15000 руб. штрафа.
Требование N 05/28-54 о добровольной уплате налоговой санкции Обществом не исполнено, поэтому налоговая инспекция обратилась с заявлением о взыскании штрафа в арбитражный суд.
Суд отказал во взыскании штрафа, наложенного на ООО "Бонадэа" на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Ввиду того, что в проверяемый период налогоплательщиком не велись названные карточки, налоговая инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ.
Между тем пунктом 2 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Поскольку глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит понятия первичных документов, кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет понятие "первичные документы", приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
Кроме того, налоговая карточка формы N 1-НДФЛ заполняется налоговым агентом на основании первичных документов бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Таким образом, поскольку совершенное ООО "Бонадэа" налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Правильность такой позиции арбитражных судов подтверждена и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2003 N 4243/03. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. А поскольку законодатель в статье 120 кодекса не указал однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4805/03-269/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)