Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.03.2004 N А33-12530/03-С3-Ф02-757/04-С1

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 16 марта 2004 г. Дело N А33-12530/03-С3-Ф02-757/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Земпроект" Козика Э.Р. (доверенность от 09.03.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 10 ноября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12530/03-С3 (суд первой инстанции: Касьянова Л.А.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Земпроект" (далее - ООО "Земпроект") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (далее налоговая инспекция) о признании незаконным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 10 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Земпроект".
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод арбитражного суда о возможности применения организациями, созданными в период с 1 по 31 декабря 2002 года, упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.01.2003, поэтому ее положения не подлежат распространению на организации, вновь созданные в декабре 2002 года.
Также заявитель считает, что обжалуемое уведомление не обладает признаками ненормативного акта, возможность оспаривания которого предусмотрена действующим законодательством.
Как указывает заявитель, оспариваемое уведомление, направленное в адрес ООО "Земпроект", не затрагивает права и интересы организации, так как носит разъяснительный характер. Данное уведомление не содержит запрета на применение организацией упрощенной системы налогообложения, отражает мнение налогового органа о возможности применения данного налогового режима.
ООО "Земпроект" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что обжалуемое уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения нарушает его права и законные интересы. Считает, что организации, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 24.12.2002 N 6820), своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Земпроект" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено арбитражным судом, ООО "Земпроект" было зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе 10.12.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 24 N 002364716. Одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет ООО "Земпроект" было подано заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
20.01.2003 налоговым органом выдано заявителю уведомление N 1169 о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
28 июля 2003 года налоговым органом вручено обществу уведомление без номера и даты о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
ООО "Земпроект" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления незаконным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
При этом суд, отклоняя доводы налоговой инспекции о том, что оспариваемое уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения не может являться предметом спора, правильно указал, что данное уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта: является документом, подписанным заместителем руководителя налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого уведомления является правильным в связи со следующим.
На дату регистрации ООО "Земпроект" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Земпроект", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного налоговая инспекция не имела правовых оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обоснованно признал данный ненормативный акт незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10 ноября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12530/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА

Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 марта 2004 г. Дело N А33-12530/03-С3-Ф02-757/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Земпроект" Козика Э.Р. (доверенность от 09.03.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 10 ноября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12530/03-С3 (суд первой инстанции: Касьянова Л.А.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Земпроект" (далее - ООО "Земпроект") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (далее налоговая инспекция) о признании незаконным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 10 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Земпроект".
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод арбитражного суда о возможности применения организациями, созданными в период с 1 по 31 декабря 2002 года, упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.01.2003, поэтому ее положения не подлежат распространению на организации, вновь созданные в декабре 2002 года.
Также заявитель считает, что обжалуемое уведомление не обладает признаками ненормативного акта, возможность оспаривания которого предусмотрена действующим законодательством.
Как указывает заявитель, оспариваемое уведомление, направленное в адрес ООО "Земпроект", не затрагивает права и интересы организации, так как носит разъяснительный характер. Данное уведомление не содержит запрета на применение организацией упрощенной системы налогообложения, отражает мнение налогового органа о возможности применения данного налогового режима.
ООО "Земпроект" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что обжалуемое уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения нарушает его права и законные интересы. Считает, что организации, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 24.12.2002 N 6820), своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Земпроект" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено арбитражным судом, ООО "Земпроект" было зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе 10.12.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 24 N 002364716. Одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет ООО "Земпроект" было подано заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
20.01.2003 налоговым органом выдано заявителю уведомление N 1169 о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
28 июля 2003 года налоговым органом вручено обществу уведомление без номера и даты о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
ООО "Земпроект" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления незаконным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
При этом суд, отклоняя доводы налоговой инспекции о том, что оспариваемое уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения не может являться предметом спора, правильно указал, что данное уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта: является документом, подписанным заместителем руководителя налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого уведомления является правильным в связи со следующим.
На дату регистрации ООО "Земпроект" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Земпроект", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного налоговая инспекция не имела правовых оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обоснованно признал данный ненормативный акт незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10 ноября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12530/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА

Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)