Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2005 N 10АП-2284/05-АК ПО ДЕЛУ N А41-К2-663/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 13 декабря 2005 г. Дело N 10АП-2284/05-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей - И., Ч., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., при участии в заседании: от истца (заявителя) - К., юрисконсульт по доверенности от 20.02.2005; от ответчика - Т., ведущий специалист по правовым вопросам юридического отдела (уд. УР N 014231 от 21.06.2005) по доверенности N 03-274 от 17.01.2005 на 1 год, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Зеленое Золото" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2005 г. по делу N А41-К2-663/05, принятое судьей Д., по иску (заявлению) ЗАО "Зеленое Золото" к МРИ МНС РФ N 10 по Московской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Зеленое золото" (ЗАО "Зеленое Золото") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 10 по Московской области (правопреемник - МРИ ФНС России N 10 по МО) о признании недействительным решения N 118 от 16.12.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2005 года заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение N 118 от 16.12.2004 в части привлечения ЗАО "Зеленое Золото" к налоговой ответственности за правонарушение, ответственность за которое связана с применением ст. 9 Закона МО "О плате за землю".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Зеленое Золото" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение изменить в части частичного отказа в удовлетворении заявления в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять решение о полном удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ЗАО "Зеленое Золото" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МРИ ФНС России N 10 по Московской области против удовлетворения жалобы возражала по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает судебный акт подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Зеленое Золото" на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок площадью 3,0 га (свидетельство N 884 от 26.01.1998 - л. д. 42).
15.12.2004 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год (л. д. 13 - 14).
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении ЗАО "Зеленое Золото" по представленной налоговой декларации, заместитель руководителя МРИ МНС РФ N 10 по Московской области приняла решение N 118 от 16.12.2004 (л. д. 5 - 6), которым общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 70740 руб.; обществу предложено уплатить указанные налоговые санкции, а также не полностью уплаченный земельный налог за 2004 год в размере 353600 руб. и пени в размере 16153 руб.
Как следует из текста решения, ЗАО "Зеленое Золото" неправомерно занижена ставка земельного налога за счет неприменения при ее расчете двух повышающих коэффициентов: 2,5 - за земли городов, установленного ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" с последующими дополнениями и изменениями, и 1,5 - установленного ст. 9 Закона.
Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО "Зеленое Золото" обратилось в арбитражный суд.
При вынесении оспариваемого решения N 118 от 16.12.2004 налоговый орган исходил из ставки земельного налога 16,08 рублей, утвержденной решением Совета депутатов Орехово-Зуевского района N 71/10 от 26.12.2003 (л. д. 39 - 40); общая сумма налога, подлежащая уплате, исходя из указанной ставки, должна была составить 482400 рублей.
ЗАО "Зеленое Золото" уплатило земельный налог за 2004 год в общей сумме 128700 рублей, что подтверждается платежными поручениями:
- - N 320 от 20.09.2004 (л. д. 7);
- - N 326 от 27.09.2004 (л. д. 8);
- - N 365 от 04.11.2004 (л. д. 9);
- - N 369 от 12.11.2004 (л. д. 10);
- - N 409 от 15.12.2004 (л. д. 11).
Порядок исчисления ЗАО "Зеленое Золото" земельного налога представлен в материалы дела (л. д. 75); обществом применена расчетная ставка 4,29 руб./кв. м с учетом коэффициента 1,1 согласно ст. 16 Закона Московской области N 128/2003-ОЗ от 17.10.2003 "Об областном бюджете на 2004 год".
В соответствии с пп. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Формулировка этих законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03).
Законом РФ "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий власти субъектов РФ (ст. ст. 3, 4, 5, 13, 17). Таким образом, определяя средние ставки, ФЗ установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Как следует из материалов дела (ответ Совета депутатов Муниципального образования "Орехово-Зуевский район Московской области" от 25.11.2005 N 19-исх-8/2 (л. д. 86) на запрос Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2005 (л. д. 79), установленная решением Совета депутатов Орехово-Зуевского района Московской области N 71/10 от 26.12.2003 за городские земли (г. Куровское) ставка земельного налога за 2004 год в размере 16,08 рублей рассчитана с учетом коэффициента 1,1 согласно ст. 16 Закона Московской области N 128/2003-ОЗ от 17.10.2003 "Об областном бюджете на 2004 год", а также с учетом коэффициентов 2,5 и 1,5 в соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ от 16.06.1995 "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Московской области) применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю":
- - за земли городов - 2,5;
- - за земли других территорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В таблице 2 приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога за земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение "курортного района" и "зоны отдыха". В силу ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Под курортным регионом понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны. Согласно ст. 3 данного Закона признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Как следует из письма Управления архитектуры и градостроительства Орехово-Зуевского района N 583 от 06.06.2005 (л. д. 41), земельный участок 3,0 га, занимаемый ЗАО "Зеленое Золото", не относится к курортной зоне.
Кроме того, земли города Куровское в установленном порядке не признаны курортом, границы курорта не определены; следовательно, применение коэффициента 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в городе Куровское, недопустимо.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Инспекцией не представлено доказательств отнесения земель ЗАО "Зеленое Золото" к курортным районам или зонам отдыха, поэтому применение коэффициента 2,5 при исчислении суммы налога в данном случае неправомерно.
Ссылка налогового органа в отзыве на жалобу на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2005 N УГ04-57 не принимается судом апелляционной инстанции. Данным определением подтверждена правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (курортные зоны и зоны отдыха).
В части признания недействительным решения инспекции N 118 от 16.12.2004 в части привлечения ЗАО "Зеленое Золото" к налоговой ответственности за правонарушение, ответственность за которое связана с применением ст. 9 Закона МО "О плате за землю" (применение коэффициента 1,5), решение Арбитражного суда Московской области не обжалуется. Доводы отзыва и возражений представителя МРИ ФНС России N 10 по Московской области в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы сводятся к вопросу применения коэффициента 2,5 (расчет земельного налога ЗАО "Зеленое Золото", представленный налоговым органом, - л. д. 74).
Таким образом, обязательства ЗАО "Зеленое Золото" по уплате земельного налога за 2004 год составляют 128700 рублей, исходя из размера земельного участка 30000 кв. м и ставки земельного налога 4,29 руб./кв. м.
Руководствуясь ст. ст. 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2005 г. по делу N А41-К2-663/05 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Московской области от 16 декабря 2004 г. за N 118 о привлечении ЗАО "Зеленое Золото" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Выдать ЗАО "Зеленое Золото" справку на возврат госпошлины в сумме 1000 рублей.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)