Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2006, 20.11.2006 N 09АП-14837/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-42440/06-111-214

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


13 ноября 2006 г. Дело N 09АП-14837/2006-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2006.
Полный текст постановления изготовлен 20.11.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.С.Н., судей - С., К.М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М., при участии: от истца (заявителя) - К.В.В. по доверенности от 30.12.2005 N 02-1/16681, от ответчика (заинтересованного лица) - О. по доверенности от 21.06.2006 N 53-04-13/01078, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ по КН N 2 на решение от 04.09.2006 по делу N А40-42440/06-111-214 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Б., по иску (заявлению) ООО "Лентрансгаз" к МИФНС РФ по КН N 2 о признании недействительными решения и требования,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными ненормативных актов МИФНС РФ по КН N 2, а именно:
- - решения от 06.03.2006 N 50 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- - требования об уплате налога N 63 по состоянию на 06.03.2006.
Решением суда от 04.09.2006 заявленные ООО "Лентрансгаз" требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что правовая позиция налогового органа не соответствует представленным в материалы дела доказательствам и законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
МИФНС РФ по КН N 2 не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, в удовлетворении требований ООО "Лентрансгаз" отказать.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны изложенным в оспариваемом по делу решении налогового органа.
ООО "Лентрансгаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель надлежащим образом подтвердил правомерность своих требований, а решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 20.12.2005 ООО "Лентрансгаз" представило в МИФНС РФ по КН N 2 налоговую декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье - природный газ за ноябрь 2005 года, согласно которой сумма акциза исчисленная к уплате в бюджет составила 76692 руб.
По результатам камеральной проверки МИФНС РФ по КН N 2 вынесено решение от 06.03.2006 N 50 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислена сумма акциза в размере 76692 руб. и соответствующие суммы пени - 1932,24 руб.
Указанное решение Инспекции мотивировано тем, что заявитель при исчислении суммы акциза согласно указанной налоговой декларации в нарушение Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" применил не налоговую ставку в размере 30%, действующую на момент отгрузки природного газа (до 01.01.2001), а ставку в размере 15%, действующую в момент оплаты природного газа. При этом Инспекция указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Акцизы" распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001, в связи с чем применение ставки 15% по отношению к природному газу, отгруженному до 01.01.2001, в период действия ставки 30%, а оплаченной в 2005 году, неправомерно.
Также в адрес ООО "Лентрансгаз" выставлено требование об уплате налога N 63 по состоянию на 06.03.2006.
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемые по делу ненормативные акты налогового органа незаконными и необоснованными.
Так, порядок исчисления и уплаты акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться заявителем в соответствии с требованиями главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Акцизы", которая вступила в силу с 1 января 2001 года и действовала в момент формирования налоговой базы по акцизу.
На основании положений статей 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, к налоговой базе, исчисленной в соответствующий налоговый период, может быть применена только налоговая ставка, действующая в период исчисления налоговой базы.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (в редакции, действующей на момент отгрузки природного газа), плательщики уплачивают сумму акциза ежемесячно исходя из налоговой базы, определяемой на основании фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц.
При этом датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу (пункт 5 статьи 5 Закона). Согласно последующих редакций Закона об акцизах, дата реализации в отношении природного газа определялась как дата его оплаты.
Как усматривается из материалов дела, природный газ, оплаченный в ноябре 2005 года, был отгружен заявителем своим контрагентам в течение марта 1997 года.
В связи с непоступлением в адрес заявителя денежных средств за поставленный контрагентам природный газ в течение действия Закона "Об акцизах" - то есть до 01.01.2001, у заявителя до указанного момента не было оснований для исчисления суммы акциза по соответствующей налоговой ставке (в том числе в размере 30%), установленной для природного газа Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии положениями Закона об акцизах, ввиду отсутствия в этот период у заявителя объекта налогообложения и налоговой базы по данному налогу в отношении природного газа.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате сумм акциза за природный газ за ноябрь 2005 года не могла возникнуть ранее 01.01.2001, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что к указанной обязанности не должны применяться положения Закона об акцизах и принятые в соответствии с ним Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие соответствующие ставки акциза (в том числе 30%), на которые ссылается Инспекция.
Учитывая изложенное, заявитель правомерно и обоснованно применил в ноябре 2005 года при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный в марте 1997 года природный газ налоговую ставку, установленную нормами главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 182 Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, действующей до 01.01.2004), объектом обложения акцизами признавались операции по реализации природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пункту 1 статьи 188 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, за вычетом налога на добавленную стоимость.
Пунктом 2 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ), установлено, что сумма акциза по подакцизному минеральному сырью, в отношении которого установлены процентные налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187, 191 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, в силу положений статьи 193 Кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2004), в отношении природного газа установлена налоговая ставка в размере 15 процентов.
Согласно пункту 5 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004), следовало исчислять акциз по подакцизному минеральному сырью в том налоговом периоде, к которому относится дата его реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, действующей до 01.01.2004), дата реализации подакцизного минерального сырья (в том числе природного газа) определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения, как операции по реализации природного газа, возникшего у заявителя в июле 2005 года с сумм оплаты за природный газ, должен осуществляться с учетом положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункта 16 пункта 1 статьи 182, пункта 1 статьи 188, статьи 193, пунктов 2, 4 статьи 194, пункта 1 статьи 195 Кодекса (в редакции, действовавшей непосредственно до 01.01.2004), согласно которым налогоплательщик, реализующий природный газ, должен исчислить сумму акциза как соответствующую налоговой ставке 15 процентов долю налоговой базы, определенной в том налоговом периоде, к которому относится дата реализации подакцизного минерального сырья (природного газа) - дата его оплаты.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что изменяя ставку налога с 30 до 15 процентов, законодатель не предусмотрел специальных положений о необходимости применения налогоплательщиками прежней ставки налога к случаям, когда газ отгружен в период действия прежней ставки, но оплачен в период действия новой ставки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что при оплате заявителю природного газа потребители (покупатели) не уплачивали в составе цены акциз, поскольку заявитель не предъявлял его к оплате. Указанный вывод основывается на том, что заявитель не выставлял покупателям газа счета-фактуры, поскольку указывал стоимость газа в платежных требованиях. Иного налоговым органом в порядке статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
В силу указанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Лентрансгаз" требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2006 по делу N А40-42440/06-111-214 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)