Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 03 августа 2005 года Дело N Ф03-А37/05-2/2161
Резолютивная часть постановления от 27 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области на решение от 28.03.2005 по делу N А37-218/5-5 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению ОАО "Ола-Автотранс" к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество "Ола-Автотранс" с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области от 10.12.2004 N 12/89, которым было отменено ранее вынесенное решение Инспекции МНС России N 2 по г. Магадану от 23.10.2001 N 14, предоставившее предприятию право на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Решением от 28.03.2005 N А37-218/05-5 требование ОАО "Ола-Автотранс" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Магаданской области предлагает состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ОАО "Ола-Автотранс" в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы налоговый орган сослался на следующие обстоятельства.
Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Следовательно, изменение срока уплаты налога на доходы физических лиц на более поздний срок, осуществляемое в соответствии с главой 9 НК РФ, в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита производится только физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, в случае их обращения в органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной главой.
Вместе с тем обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в соответствующий бюджет возложена согласно ст. 226 НК РФ на налоговых агентов.
Поскольку юридические лица - налоговые агенты не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а на них лишь возложена обязанность по удержанию и перечислению данного налога в бюджет, то, по мнению налогового органа, порядок предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита по налогу на доходы физических лиц на налоговых агентов не распространяется.
В отзыве на жалобу ОАО "Ола-Автотранс" доводы заявителя жалобы отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, 22.10.2001 ОАО "Ола-Автотранс" обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в общей сумме 7026000 руб., в том числе 1126000 руб. задолженность и штрафы по налогу на доходы физических лиц. Указанная задолженность возникла в связи с неперечислением налоговым агентом ОАО "Ола-Автотранс" суммы налога, удержанного у налогоплательщиков - работников организации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и Правилам по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденным Приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию ГСМ, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также пени и штрафы за несвоевременную уплату данных налогов.
Запрет на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на доходы физических лиц указанный Порядок не содержит.
Довод заявителя жалобы о том, что задолженность по налогу на доходы является в данном случае задолженностью не налогового агента, а физических лиц, является несостоятельным.
Согласно положению п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика - физического лица по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Следовательно, недоимка по налогу, удержанному у физических лиц, но не перечисленному в бюджет, является задолженностью налогового агента - организации и подлежит реструктуризации на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 28.03.2005 по делу N А37-218/5-5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 03.08.2005, 27.07.2005 N Ф03-А37/05-2/2161 ПО ДЕЛУ N А37-218/5-5
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 03 августа 2005 года Дело N Ф03-А37/05-2/2161
Резолютивная часть постановления от 27 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области на решение от 28.03.2005 по делу N А37-218/5-5 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению ОАО "Ола-Автотранс" к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество "Ола-Автотранс" с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области от 10.12.2004 N 12/89, которым было отменено ранее вынесенное решение Инспекции МНС России N 2 по г. Магадану от 23.10.2001 N 14, предоставившее предприятию право на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Решением от 28.03.2005 N А37-218/05-5 требование ОАО "Ола-Автотранс" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Магаданской области предлагает состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ОАО "Ола-Автотранс" в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы налоговый орган сослался на следующие обстоятельства.
Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Следовательно, изменение срока уплаты налога на доходы физических лиц на более поздний срок, осуществляемое в соответствии с главой 9 НК РФ, в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита производится только физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, в случае их обращения в органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной главой.
Вместе с тем обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в соответствующий бюджет возложена согласно ст. 226 НК РФ на налоговых агентов.
Поскольку юридические лица - налоговые агенты не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а на них лишь возложена обязанность по удержанию и перечислению данного налога в бюджет, то, по мнению налогового органа, порядок предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита по налогу на доходы физических лиц на налоговых агентов не распространяется.
В отзыве на жалобу ОАО "Ола-Автотранс" доводы заявителя жалобы отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, 22.10.2001 ОАО "Ола-Автотранс" обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в общей сумме 7026000 руб., в том числе 1126000 руб. задолженность и штрафы по налогу на доходы физических лиц. Указанная задолженность возникла в связи с неперечислением налоговым агентом ОАО "Ола-Автотранс" суммы налога, удержанного у налогоплательщиков - работников организации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и Правилам по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденным Приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию ГСМ, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также пени и штрафы за несвоевременную уплату данных налогов.
Запрет на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на доходы физических лиц указанный Порядок не содержит.
Довод заявителя жалобы о том, что задолженность по налогу на доходы является в данном случае задолженностью не налогового агента, а физических лиц, является несостоятельным.
Согласно положению п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика - физического лица по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Следовательно, недоимка по налогу, удержанному у физических лиц, но не перечисленному в бюджет, является задолженностью налогового агента - организации и подлежит реструктуризации на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.03.2005 по делу N А37-218/5-5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)