Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 октября 2006 года Дело N Ф03-А24/06-2/3462
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Камчатгазпром", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 14.04.2006, постановление от 28.06.2006 по делу N А24-215/06-08 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Камчатгазпром" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании частично недействительным решения.
Открытое акционерное общество "Камчатгазпром" (далее - ОАО "Камчатгазпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (далее - инспекция) N 06-22/27689 от 22.12.2005. Уточнив требования, просило признать решение недействительным в части доначисления:
- - налога на прибыль 798915,58 руб., соответствующую сумму пеней и штрафа - 159783,12 руб.;
- - налога на пользователей автомобильных дорог - 243843 руб., пени и штрафа - 48768,60 руб.;
- - налога на добавленную стоимость - 3376373 руб., пени, штрафа - 675274,6 руб.;
- - акциза - 496002 руб., пени, штрафа - 99200 руб.
Кроме того, обществом оспаривается вывод налогового органа о зачете суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 1299317 руб. в счет погашения недоимки.
Решением суда от 14.04.2006 заявленные требования удовлетворены частично. В удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о занижении налоговой базы при исчислении акциза на природный газ в сумме 454158 руб. ОАО "Камчатгазпром" отказано.
В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2006 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ЗАО "Камчатгазпром" и МИФНС России N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу подали кассационные жалобы, полагая, что судом в оспариваемых частях неправильно применены нормы материального права.
ОАО "Камчатгазпром" в кассационной жалобе оспаривает вывод суда о правомерности доначисления налоговым органом акциза на природный газ, добытый в 2001 году, а оплаченный в 2002 году с применением ставки акциза в размере 15 процентов в сумме 454158 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа. Заявитель полагает, что независимо от даты реализации в отношении добытого природного газа до 01.01.2002 ставка акциза должна составлять 0 процентов, что следует из Постановления Правительства N 1042 от 30.12.2000 и ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000.
Налоговый орган в своей кассационной жалобе оспаривает выводы суда в части начисления налога на прибыль за 2003 год, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафов, а также акциза на природный газ в размере 41844 руб., пени и штраф по этой позиции.
При этом налоговый орган полагает, что обществом неправомерно не учитывался доход от оказания услуг по организации строительства (в сумме 24384308,92 руб.), полученный за счет денежных средств федерального бюджета, поступивших по договорам на финансирование и строительство газопровода.
Кроме того, по мнению налогового органа, полученный доход от оказания услуг по организации строительства является выручкой от реализации услуг, поэтому ОАО "Камчатгазпром" обязано было уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог и налог на добавленную стоимость.
Налоговый орган не согласен также и с выводами суда о признании недействительным решения инспекции в части доначисления акциза на природный газ за 2002 - 2003 годы в сумме 41844 руб. и соответствующие этой сумме пени и штрафа в связи с использованием обществом природного газа на собственные технологические нужды, поскольку нормативы по использованию газа на эти цели не утверждены в установленном порядке. Оснований для освобождения таких операции от налогообложения, считает налоговый орган, не имеется.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв.
Изучив доводы кассационных жалоб, материалы дела, выслушав возражения по доводам лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для изменения судебных актов не установил.
Судом полно и всестороннее исследованы обстоятельства дела и правильно применено законодательство.
Все доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения спора, и им дана правильная правовая оценка.
Как установлено арбитражным судом, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу N 06-22/27689 от 22.12.2005 ОАО "Камчатгазпром" привлечено к налоговой ответственности, доначислены налоги, акцизы, пени.
ОАО "Камчатгазпром" оспаривает в арбитражном суде решение налогового органа в части доначисления:
- - налога на прибыль за 2003 год в размере 798915,58 руб., пени - 634917,79 руб., штрафа - 159783,12 руб.;
- - налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год в размере 243843 руб., пени - 45057,94 руб., штрафа - 48768,60 руб.;
- - налога на добавленную стоимость за 2002 - 2003 годы в размере 3445243 руб., пени - 73207 руб., штрафа - 689049 руб.;
- - акцизов за 2002 - 2003 годы в размере 496002 руб., пени - 619139 руб., штрафа - 99200 руб.
Кроме того, оспаривается зачет имеющейся переплаты НДС в сумме 1299317 руб. в счет установленной налоговым органом недоимки.
Как следует из решения налогового органа, основанием для доначисления налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и НДС явилось то, что ОАО "Камчатгазпром" не учитывало доход от оказания услуг по организации строительства в сумме 24384308,92 руб., полученный за счет средств федерального бюджета, поступивших по договорам на финансирование и строительство газопровода из Соболевского района до г. Петропавловска-Камчатского, которые для целей налогообложения могут расцениваться в качестве целевого финансирования при условии целевого использования денежных средств и соблюдения условий, предусмотренных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Оспаривая судебные акты, налоговый орган в кассационной жалобе указал, что средства целевого финансирования должны расходоваться в соответствии с их целевым назначением и относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования.
Расходование средств не по коду бюджетной классификации, по которому произведено финансирование, подтверждает нецелевое использование выделенных из федерального бюджета средств.
Судом установлено, что газопровод из Соболевского района до г. Петропавловска-Камчатского является объектом для федеральных государственных нужд и включен в перечень объектов федеральной адресной программы.
Постановлением Правительства РФ N 714 от 11.10.2001 утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (в перечень включено ОАО "Камчатгазпром").
Суд, правильно применив законодательство, обоснованно пришел к выводу о том, что строительство газопровода осуществлялось за счет средств, поступивших на увеличение уставного капитала, то есть за счет собственных средств. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 714 от 11.10.2001 финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета по стройкам и объектам, включенным в перечень объектов для федеральных государственных нужд, осуществляется посредством участия в уставном капитале негосударственных коммерческих организаций, являющихся заказчиками-застройщиками, а материалами дела подтверждается, что на всю сумму поступивших денежных средств (в том числе и на сумму 24384308,82 руб.) были выпущены акции и переданы в федеральную собственность и собственность субъекта, оснований для иного вывода не имеется.
В части отказа в удовлетворении требований ОАО "Камчатгазпром" о признании недействительным решения налогового органа о доначислении акциза в сумме 454158 руб. вывод суда также является правильным. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1042 "Об утверждении Перечня организаций, для которых установлена нулевая ставка акциза на природный газ, добываемый ими на территории Российской Федерации и реализуемый на территории Российской Федерации и в республику Белоруссия" установлена, в том числе и для ОАО "Камчатгазпром", нулевая ставка акциза на природный газ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесеним изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", на природный газ, добываемый на территории РФ организациями, для которых на дату вступления в силу настоящего Федерального закона Правительством РФ была установлена нулевая ставка акциза, и реализуемый этими организациями на территории РФ и в Республику Белоруссия, нулевая ставка акциза сохраняется до 1 января 2002 года.
Отказывая в удовлетворении требований по этой позиции, суд правомерно исходил из правил определения налоговой базы при реализации природного газа, установленных Налоговым кодексом РФ, действовавших в спорный период и с учетом п. 1 ст. 195 НК РФ.
Установив, что датой реализации природного газа является 2002 год, а следовательно и обязанность по уплате акциза возникла после 01.01.2002, суд признал правомерным начисление акциза по ставке 15 процентов.
Оснований для признания незаконными судебных актов в этой части не имеется.
Спорным является и вывод суда о признании неправомерным доначисление акциза на природный газ, начисленный за 2002 - 2003 годы в сумме 41844 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
В кассационной жалобе налоговый орган указал, что нормативы по использованию природного газа на собственные технологические нужды не утверждены, поэтому и оснований для освобождения от налогообложения не имеется.
Вместе с тем налоговым органом не учтено, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 НК РФ не подлежат налогообложению операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды" Минэнерго России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации было предписано разработать и утвердить нормативы использования природного газа на собственные нужды вышеуказанных организаций.
Однако судом установлено, что ОАО "Камчатгазпром" был использован природный газ на собственные технологические нужды в пределах количества, обусловленного технологическим процессом. Нормы расхода газа на технологические нужды при добыче и подготовке и нормы расхода газа на технологические нужды при транспортировке газа согласованы с Камчатской областной горнотехнической инспекцией, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления акциза.
Доказательств тому, что обществом допускалось превышение пределов норм расхода природного газа, обусловленного технологиями подготовки и транспортировки газа, налоговым органом не представлено.
Учитывая изложенное, судебные акты признаются законными и обоснованными.
Оснований для их изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 14.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 по делу N А24-215/06-08 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2006, 11.10.2006 N Ф03-А24/06-2/3462 ПО ДЕЛУ N А24-215/06-08
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 октября 2006 года Дело N Ф03-А24/06-2/3462
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Камчатгазпром", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу на решение от 14.04.2006, постановление от 28.06.2006 по делу N А24-215/06-08 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Камчатгазпром" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу о признании частично недействительным решения.
Открытое акционерное общество "Камчатгазпром" (далее - ОАО "Камчатгазпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу (далее - инспекция) N 06-22/27689 от 22.12.2005. Уточнив требования, просило признать решение недействительным в части доначисления:
- - налога на прибыль 798915,58 руб., соответствующую сумму пеней и штрафа - 159783,12 руб.;
- - налога на пользователей автомобильных дорог - 243843 руб., пени и штрафа - 48768,60 руб.;
- - налога на добавленную стоимость - 3376373 руб., пени, штрафа - 675274,6 руб.;
- - акциза - 496002 руб., пени, штрафа - 99200 руб.
Кроме того, обществом оспаривается вывод налогового органа о зачете суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость в размере 1299317 руб. в счет погашения недоимки.
Решением суда от 14.04.2006 заявленные требования удовлетворены частично. В удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о занижении налоговой базы при исчислении акциза на природный газ в сумме 454158 руб. ОАО "Камчатгазпром" отказано.
В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2006 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ЗАО "Камчатгазпром" и МИФНС России N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу подали кассационные жалобы, полагая, что судом в оспариваемых частях неправильно применены нормы материального права.
ОАО "Камчатгазпром" в кассационной жалобе оспаривает вывод суда о правомерности доначисления налоговым органом акциза на природный газ, добытый в 2001 году, а оплаченный в 2002 году с применением ставки акциза в размере 15 процентов в сумме 454158 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа. Заявитель полагает, что независимо от даты реализации в отношении добытого природного газа до 01.01.2002 ставка акциза должна составлять 0 процентов, что следует из Постановления Правительства N 1042 от 30.12.2000 и ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000.
Налоговый орган в своей кассационной жалобе оспаривает выводы суда в части начисления налога на прибыль за 2003 год, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафов, а также акциза на природный газ в размере 41844 руб., пени и штраф по этой позиции.
При этом налоговый орган полагает, что обществом неправомерно не учитывался доход от оказания услуг по организации строительства (в сумме 24384308,92 руб.), полученный за счет денежных средств федерального бюджета, поступивших по договорам на финансирование и строительство газопровода.
Кроме того, по мнению налогового органа, полученный доход от оказания услуг по организации строительства является выручкой от реализации услуг, поэтому ОАО "Камчатгазпром" обязано было уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог и налог на добавленную стоимость.
Налоговый орган не согласен также и с выводами суда о признании недействительным решения инспекции в части доначисления акциза на природный газ за 2002 - 2003 годы в сумме 41844 руб. и соответствующие этой сумме пени и штрафа в связи с использованием обществом природного газа на собственные технологические нужды, поскольку нормативы по использованию газа на эти цели не утверждены в установленном порядке. Оснований для освобождения таких операции от налогообложения, считает налоговый орган, не имеется.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв.
Изучив доводы кассационных жалоб, материалы дела, выслушав возражения по доводам лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для изменения судебных актов не установил.
Судом полно и всестороннее исследованы обстоятельства дела и правильно применено законодательство.
Все доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения спора, и им дана правильная правовая оценка.
Как установлено арбитражным судом, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатской области и Корякскому автономному округу N 06-22/27689 от 22.12.2005 ОАО "Камчатгазпром" привлечено к налоговой ответственности, доначислены налоги, акцизы, пени.
ОАО "Камчатгазпром" оспаривает в арбитражном суде решение налогового органа в части доначисления:
- - налога на прибыль за 2003 год в размере 798915,58 руб., пени - 634917,79 руб., штрафа - 159783,12 руб.;
- - налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год в размере 243843 руб., пени - 45057,94 руб., штрафа - 48768,60 руб.;
- - налога на добавленную стоимость за 2002 - 2003 годы в размере 3445243 руб., пени - 73207 руб., штрафа - 689049 руб.;
- - акцизов за 2002 - 2003 годы в размере 496002 руб., пени - 619139 руб., штрафа - 99200 руб.
Кроме того, оспаривается зачет имеющейся переплаты НДС в сумме 1299317 руб. в счет установленной налоговым органом недоимки.
Как следует из решения налогового органа, основанием для доначисления налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и НДС явилось то, что ОАО "Камчатгазпром" не учитывало доход от оказания услуг по организации строительства в сумме 24384308,92 руб., полученный за счет средств федерального бюджета, поступивших по договорам на финансирование и строительство газопровода из Соболевского района до г. Петропавловска-Камчатского, которые для целей налогообложения могут расцениваться в качестве целевого финансирования при условии целевого использования денежных средств и соблюдения условий, предусмотренных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Оспаривая судебные акты, налоговый орган в кассационной жалобе указал, что средства целевого финансирования должны расходоваться в соответствии с их целевым назначением и относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования.
Расходование средств не по коду бюджетной классификации, по которому произведено финансирование, подтверждает нецелевое использование выделенных из федерального бюджета средств.
Судом установлено, что газопровод из Соболевского района до г. Петропавловска-Камчатского является объектом для федеральных государственных нужд и включен в перечень объектов федеральной адресной программы.
Постановлением Правительства РФ N 714 от 11.10.2001 утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (в перечень включено ОАО "Камчатгазпром").
Суд, правильно применив законодательство, обоснованно пришел к выводу о том, что строительство газопровода осуществлялось за счет средств, поступивших на увеличение уставного капитала, то есть за счет собственных средств. Учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 714 от 11.10.2001 финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета по стройкам и объектам, включенным в перечень объектов для федеральных государственных нужд, осуществляется посредством участия в уставном капитале негосударственных коммерческих организаций, являющихся заказчиками-застройщиками, а материалами дела подтверждается, что на всю сумму поступивших денежных средств (в том числе и на сумму 24384308,82 руб.) были выпущены акции и переданы в федеральную собственность и собственность субъекта, оснований для иного вывода не имеется.
В части отказа в удовлетворении требований ОАО "Камчатгазпром" о признании недействительным решения налогового органа о доначислении акциза в сумме 454158 руб. вывод суда также является правильным. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1042 "Об утверждении Перечня организаций, для которых установлена нулевая ставка акциза на природный газ, добываемый ими на территории Российской Федерации и реализуемый на территории Российской Федерации и в республику Белоруссия" установлена, в том числе и для ОАО "Камчатгазпром", нулевая ставка акциза на природный газ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесеним изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", на природный газ, добываемый на территории РФ организациями, для которых на дату вступления в силу настоящего Федерального закона Правительством РФ была установлена нулевая ставка акциза, и реализуемый этими организациями на территории РФ и в Республику Белоруссия, нулевая ставка акциза сохраняется до 1 января 2002 года.
Отказывая в удовлетворении требований по этой позиции, суд правомерно исходил из правил определения налоговой базы при реализации природного газа, установленных Налоговым кодексом РФ, действовавших в спорный период и с учетом п. 1 ст. 195 НК РФ.
Установив, что датой реализации природного газа является 2002 год, а следовательно и обязанность по уплате акциза возникла после 01.01.2002, суд признал правомерным начисление акциза по ставке 15 процентов.
Оснований для признания незаконными судебных актов в этой части не имеется.
Спорным является и вывод суда о признании неправомерным доначисление акциза на природный газ, начисленный за 2002 - 2003 годы в сумме 41844 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
В кассационной жалобе налоговый орган указал, что нормативы по использованию природного газа на собственные технологические нужды не утверждены, поэтому и оснований для освобождения от налогообложения не имеется.
Вместе с тем налоговым органом не учтено, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 183 НК РФ не подлежат налогообложению операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды" Минэнерго России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации было предписано разработать и утвердить нормативы использования природного газа на собственные нужды вышеуказанных организаций.
Однако судом установлено, что ОАО "Камчатгазпром" был использован природный газ на собственные технологические нужды в пределах количества, обусловленного технологическим процессом. Нормы расхода газа на технологические нужды при добыче и подготовке и нормы расхода газа на технологические нужды при транспортировке газа согласованы с Камчатской областной горнотехнической инспекцией, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления акциза.
Доказательств тому, что обществом допускалось превышение пределов норм расхода природного газа, обусловленного технологиями подготовки и транспортировки газа, налоговым органом не представлено.
Учитывая изложенное, судебные акты признаются законными и обоснованными.
Оснований для их изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 по делу N А24-215/06-08 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)