Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2003 N А14-2961-02/105/25

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 12 февраля 2003 г. Дело N А14-2961-02/105/25


Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ФГУП Концерн "Росэнергоатом" на Решение от 16.09.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 18.11.2002 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-2961-02/105/25,
УСТАНОВИЛ:

ГП Нововоронежская АЭС обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Управлению МНС РФ по Воронежской области о признании недействительным ее Решения от 05.04.2002 в части привлечения к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 10231186 руб., доначисления налога на прибыль 19637703 руб., НДС в сумме 17372815 руб., земельного налога на сумму 76772 руб., платы за пользование недрами 42098 руб., пени по налогу на прибыль 5678555 руб., пени по НДС 4307246 руб., пени по земельному налогу 12324 руб., пени по плате за право пользования недрами при добыче пресных вод 20747 руб., доначисленных дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 1847784 руб.
Поскольку 23.08.2002 регистрирующим органом зарегистрировано прекращение деятельности ГП Нововоронежская АЭС путем реорганизации в форме присоединения к ГП Концерн "Росэнергоатом" на правах филиала, суд, руководствуясь ст. 48 АПК РФ, произвел замену - истца на ГП Концерн "Росэнергоатом" в лице его филиала Нововоронежская АЭС.
Решением от 16.09.2002 Арбитражного суда Воронежской области исковые требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Управления МНС РФ по Воронежской области от 05.04.2002 в части доначисления налога на прибыль в сумме 10203219 руб., пени - 2768875 руб., дополнительных платежей по налогу на прибыль - 836393 руб., штрафа в сумме 2095358 руб., в части НДС в сумме 6988966 руб., пени - 1301496 руб., штрафа 1397793 руб., в части платы за право пользования недрами при добыче подземных вод в сумме 42098 руб., пени - 20747 руб., штрафа - 8420 руб.
В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции этого же арбитражного суда от 18.11.2002 Решение от 16.09.2002 оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты об отказе в иске о признании недействительным Решения УМНС РФ по Воронежской области от 05.04.2002 в части доначисления налога на прибыль в сумме 9616583 руб., дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 833160 руб., пени - 2804355 руб., штрафа - 2087259 руб.; в части доначисления НДС в сумме 372312 руб., пени - 1083942 руб., штрафа - 2548487 руб. и в этой части исковые требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене.
Как видно из материалов дела, истцу по результатам налоговой проверки доначислен налог на прибыль в связи с неправильным включением в себестоимость средств, начисленных по платежам в целевые внебюджетные фонды, но фактически не перечисленных в эти фонды (фонд конверсии, фонд НИОКР, фонд социальной защиты населения и развития инфраструктуры, фонд социальной защиты населения, проживающего в 30-километровой зоне вокруг действующих АЭС).
Оспаривая в суде доначисление налога на прибыль и соответственно дополнительных платежей по налогу на прибыль, пени и налоговой санкции по этому налогу, примененной в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, налогоплательщик сослался на то, что отнесение отчислений во внебюджетные фонды на себестоимость в целях налогообложения должно производиться по методу начисления, то есть по общему правилу формирования себестоимости, сформулированному в п. 12 Положения о составе затрат, согласно которому затраты принимаются на себестоимость в том периоде, к которому они относятся, вне зависимости от времени их фактической оплаты предварительной или последующей.
Разрешая данный спор, Арбитражный суд Воронежской области исходил из следующего.
В соответствии с Законом РФ "О финансировании особо радиационно - опасных и ядерно - опасных производств и объектов" Постановлением Правительства РФ от 28.01.97 N 97 утверждены Положение о формировании централизованных средств и использовании их для финансирования работ по конверсии оборонных производств на особо радиационно - опасных и ядерно - опасных производствах и объектах, Положение о формировании централизованных средств и использовании их для финансирования научно - исследовательских работ, выполняемых в целях совершенствования технологии и повышения безопасности функционирования особо радиационно - опасных и ядерно - опасных производств и объектов. Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 N 289 утверждено Положение о формировании и использовании централизованных средств на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к особо радиационно - опасным и ядерно - опасным производствам и объектам, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры этих территорий.
Указанными Положениями предусмотрены добровольные отчисления особо опасных объектов в размере 3% (по фонду конверсии), 1,5% (по фонду НИОКР), 1% (по фонду социальной защиты населения) от себестоимости реализуемой продукции с включением сумм отчисленных средств в себестоимость продукции. В случае, если отчисления отнесены на себестоимость, но не перечислены в установленном размере, организация несет ответственность согласно налоговому законодательству РФ.
Поскольку право налогоплательщика на включение отчислений во внебюджетные фонды установлено вышеуказанными постановлениями Правительства, что не противоречит пп. "я" п. 2 Положения о составе затрат, суд посчитал, что отнесение данных отчислений на себестоимость также должно осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным данными постановлениями.
Учитывая, что Постановлениями Правительства прямо предусмотрено, что отнесение на себестоимость отчислений в целевые внебюджетные фонды может иметь место только при условии перечисления этих средств в эти фонды, следует признать, что действия инспекции по исключению сумм отчислений из себестоимости, фактически не оплаченных истцом, соответствуют требованиям приведенного законодательства, в связи с чем суд на законных основаниях отказал истцу в удовлетворении этой части иска.
Налоговым органом установлено, что ГП Нововоронежская АЭС расчеты за полученное ядерное топливо от ОАО "ТВЭЛ" проводила через посредников с использованием векселей третьих лиц и договоров об уступке права требования.
При этом возмещение НДС из бюджета истцом производилось в 2000 - 2001 гг. в момент передачи векселя поставщику, несмотря на то, что задолженность по полученному ранее векселю была погашена значительно позже даты передачи векселя поставщику. В связи с тем, что приобретенные у посредников векселя не были оплачены своевременно, инспекция, применив п. 5 ст. 1 Закона РФ от 02.01.2000 N 36-ФЗ, не приняла к зачету НДС в сумме 5308517 руб. до момента платежа по векселю.
По мнению истца позиция налогового органа не основана на законе, поскольку расчеты производились с использованием векселей третьих лиц, а не собственных векселей налогоплательщика, поэтому предприятие правомерно возместило НДС с момента расчета за поставленные товары векселями третьих лиц, являющихся уже их собственностью, в силу чего не согласно с доначислением НДС в сумме 205266 руб., пени и штрафа по этому налогу соответственно в суммах 405183 руб. и 687770 руб.
Налоговой проверкой охвачен период с 01.01.2000 по 30.06.2001, когда рассматриваемые правоотношения регулировались в 2000 г. нормами Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", а с 01.01.2001 - главой 21 НК Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции ФЗ от 02.01.2000 N 36-ФЗ) при использовании в расчетах за поставленные товары векселей суммы НДС подлежат возмещению после оплаты векселей.
Порядок применения налоговых вычетов по НДС при использовании в расчетах векселей третьих лиц предусмотрен п. 2 ст. 172 НК Российской Федерации.
Данным пунктом установлено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
При использовании налогоплательщиком - векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы,услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком - векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.
Отказывая в удовлетворении иска, суд, сославшись на приведенные выше положения Закона, действовавшие до 01.01.2001, мотивировал тем, что при передаче векселей третьих лиц НДС может считаться уплаченным только в размере средств, уплаченных налогоплательщиком при приобретении данных векселей.
Принятое в этой части решение нельзя признать обоснованным, поскольку оно базируется на неполно выясненных обстоятельствах дела.
Судом не исследованы и не изложены обстоятельства приобретения векселей у посредников, как это указано в решении инспекции, то есть не выяснено, в силу каких обстоятельств истцом получались векселя третьих лиц, использованные в расчетах с поставщиками (приобретение векселей третьих лиц за денежные средства, в обмен на собственный вексель, получение векселей третьих лиц авансом в счет предстоящей поставки продукции или другие основания) и в связи с чем задолженность погашена (оплата произведена) по приобретенным векселям несвоевременно.
Без исследования и оценки представленных доказательств невозможно сделать вывод о том, можно ли рассматривать приобретенные векселя третьих лиц как долговую расписку или как вид имущества (ценную бумагу), на которое могут быть распространены любые вещные права, например, право собственности.
Из содержания п. 2 ст. 172 НК РФ следует, что при использовании налогоплательщиком в расчетах с продавцом собственного имущества (в том числе векселя третьего лица как ценной бумаги) сумма налога, уплаченная продавцу, исчисляется исходя из балансовой стоимости переданного имущества. Однако суд не выяснил, была ли истцом сформирована балансовая стоимость полученных векселей, перешло ли истцу право собственности по ним и в связи с этим имело ли право предприятие принять к вычету НДС по приобретенным материалам при расчете за которые истец использовал векселя третьих лиц.
При рассмотрении спора о доначислении НДС в сумме 167046 руб., пени - 678759 руб., штрафа - 1860717 руб., суд не дал правовой оценки доводу истца о том, что по векселям, полученным в рамках временной финансовой помощи на возвратной основе от ГП Концерн "Росэнергоатом" как инвестора под обеспечение реализации "Программы подготовки к продлению срока службы энергоблоков N 3 и N 4", после получения указаний ГП Концерн "Росэнергоатом" от 03.11.2000 N 327 в декабре 2000 г. была представлена уточненная декларация, где был восстановлен ранее принятый к возмещению НДС и уплачена недостающая сумма налога.
При новом рассмотрении дела суду надлежит при установлении факта налогового правонарушения выяснить основания начисления штрафа по НДС в размере 1860717 руб., наличие вины налогоплательщика, соблюдение им при подаче уточненной декларации условий, предусмотренных п. 4 ст. 81 НК Российской Федерации.
При принятии решения учесть требования к содержанию резолютивной части решения, указанные в ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.09.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 18.11.2002 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-2961-02/105/25 отменить в части отказа в иске о признании недействительным Решения УМНС РФ по Воронежской области от 05.04.2002 в части доначисления НДС в сумме 372312 руб., пени по этому налогу - 1083942 руб. и штрафа - 2548487 руб. и в этой части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию в ином составе этого же арбитражного суда.
В остальном принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)