Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 мая 2007 года Дело N Ф08-2706/2007-1109А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии" и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2007 по делу N А63-4228/2006-С4, установил следующее.
ОАО "Невинномысская ГРЭС" (правопреемник - ОАО "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии", далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 09.02.2006 N 7.
Решением от 17.05.2006 суд признал незаконным решение налоговой инспекции от 09.02.2006 N 7. Суд исходил из того, что налоговая инспекция необоснованно отнесла дополнительные платежи по налогу на прибыль к сумме основной задолженности. Увеличение платежей в графике погашения основной задолженности на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль приведет к существенному нарушению прав и законных интересов общества, согласившегося на определенные условия ее погашения. Кроме того, при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на сумму дополнительных платежей начисляются проценты, в результате чего дополнительные платежи, по своей природе представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2007 решение суда от 17.05.2006 отменено. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 09.02.2006 N 7 в части пункта 3 о перерасчете процентов за пользование отсрочкой с момента предоставления обществу права на реструктуризацию задолженности. В остальной части требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что дополнительные платежи по налогу на прибыль по признакам, указанным в Законе Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не относятся ни к основной задолженности по налогу на прибыль, ни к задолженности по пеням и штрафам, поэтому они не подлежат списанию при реструктуризации.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. По мнению заявителя, график реструктуризации задолженности должен быть исполнен в полном объеме, в том числе в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль. Заявитель ссылается на соответствие занятой правовой позиции Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2006 N 8599/06 и от 12.12.2006 N 8599/06.
В отзыве на жалобу налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, отклонив кассационную жалобу общества.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности юридических лиц по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление от 03.09.99 N 1002) и согласно заявлению налогоплательщика о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности приняла решение от 08.11.2001 N 16-10/10358 о проведении реструктуризации задолженности общества по состоянию на 01.11.2001, утвердила графики погашения задолженности по налогам и сборам в течение 5 лет, начиная со второго года с момента принятия решения о реструктуризации, по пеням и штрафам в течение 4 лет.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2005 по делу N А63-2602/2005-С4, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в отказе внести изменения в график погашения реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам общества. Суд обязал налоговую инспекцию внести изменения в график погашения реструктуризированной задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам общества в части включения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 23551048 рублей 25 копеек, в том числе федеральный бюджет - 9471479 рублей 26 копеек, краевой бюджет - 8714557 рублей 69 копеек, местный бюджет - 5365011 рублей 30 копеек, в графики погашения задолженности по пеням и штрафам и исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из графиков погашения задолженности по федеральным налоговым платежам.
С момента принятия решения о реструктуризации общество перечислило в счет погашения реструктуризированной задолженности по налогам и сборам 193245974 рубля 03 копейки, в том числе в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль - 22327472 рубля 99 копеек, включенных в графики погашения задолженности по федеральным налоговым платежам.
Решением налоговой инспекции от 12.09.2005 N 48-12/25336 произведено списание дополнительных платежей по налогу на прибыль в связи с досрочным погашением сумм основной задолженности.
9 февраля 2006 года налоговая инспекция вынесла решение N 7 об отмене решения от 12.09.2005 N 48-12/25336, восстановила в карточках лицевого счета общества неоплаченный остаток дополнительных платежей по налогу на прибыль с даты списания в сумме 1223576 рублей 20 копеек, предложила обществу добровольно уплатить 1223576 рублей 20 копеек - неоплаченный остаток дополнительных платежей по налогу на прибыль - и проценты за пользование отсрочкой. Пунктом 3 решения налоговая инспекция произвела перерасчет процентов за пользование отсрочкой с момента предоставления обществу права на реструктуризацию задолженности.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало указанное решение в арбитражный суд.
Пунктом 1 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, установлены условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
В период принятия налоговым органом решения о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2005 по делу N А63-2602/2005-С4 суд обязал налоговую инспекцию внести изменения в график погашения реструктурированной задолженности в части включения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 23551048 рублей 25 копеек в графики погашения задолженности по пеням и штрафам и исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из графиков погашения задолженности по федеральным налоговым платежам.
Следовательно, график реструктуризации задолженности после признания в судебном порядке незаконным бездействия налоговой инспекции и обязания налоговой инспекции включить дополнительные платежи по налогу на прибыль в графики погашения задолженности по пеням и штрафам должен быть исполнен налоговой инспекцией в полном объеме, в том числе в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм налогового законодательства.
Решение суда от 17.05.2006 следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2007 по делу N А63-4228/2006-С4 отменить. Решение от 17.05.2006 оставить в силе.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю в пользу ОАО "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии" 1 тыс. рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2007 N Ф08-2706/2007-1109А ПО ДЕЛУ N А63-4228/2006-С4
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 мая 2007 года Дело N Ф08-2706/2007-1109А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии" и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2007 по делу N А63-4228/2006-С4, установил следующее.
ОАО "Невинномысская ГРЭС" (правопреемник - ОАО "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии", далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 09.02.2006 N 7.
Решением от 17.05.2006 суд признал незаконным решение налоговой инспекции от 09.02.2006 N 7. Суд исходил из того, что налоговая инспекция необоснованно отнесла дополнительные платежи по налогу на прибыль к сумме основной задолженности. Увеличение платежей в графике погашения основной задолженности на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль приведет к существенному нарушению прав и законных интересов общества, согласившегося на определенные условия ее погашения. Кроме того, при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на сумму дополнительных платежей начисляются проценты, в результате чего дополнительные платежи, по своей природе представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2007 решение суда от 17.05.2006 отменено. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 09.02.2006 N 7 в части пункта 3 о перерасчете процентов за пользование отсрочкой с момента предоставления обществу права на реструктуризацию задолженности. В остальной части требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что дополнительные платежи по налогу на прибыль по признакам, указанным в Законе Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не относятся ни к основной задолженности по налогу на прибыль, ни к задолженности по пеням и штрафам, поэтому они не подлежат списанию при реструктуризации.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. По мнению заявителя, график реструктуризации задолженности должен быть исполнен в полном объеме, в том числе в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль. Заявитель ссылается на соответствие занятой правовой позиции Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2006 N 8599/06 и от 12.12.2006 N 8599/06.
В отзыве на жалобу налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, отклонив кассационную жалобу общества.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности юридических лиц по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление от 03.09.99 N 1002) и согласно заявлению налогоплательщика о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности приняла решение от 08.11.2001 N 16-10/10358 о проведении реструктуризации задолженности общества по состоянию на 01.11.2001, утвердила графики погашения задолженности по налогам и сборам в течение 5 лет, начиная со второго года с момента принятия решения о реструктуризации, по пеням и штрафам в течение 4 лет.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2005 по делу N А63-2602/2005-С4, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в отказе внести изменения в график погашения реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам общества. Суд обязал налоговую инспекцию внести изменения в график погашения реструктуризированной задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам общества в части включения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 23551048 рублей 25 копеек, в том числе федеральный бюджет - 9471479 рублей 26 копеек, краевой бюджет - 8714557 рублей 69 копеек, местный бюджет - 5365011 рублей 30 копеек, в графики погашения задолженности по пеням и штрафам и исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из графиков погашения задолженности по федеральным налоговым платежам.
С момента принятия решения о реструктуризации общество перечислило в счет погашения реструктуризированной задолженности по налогам и сборам 193245974 рубля 03 копейки, в том числе в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль - 22327472 рубля 99 копеек, включенных в графики погашения задолженности по федеральным налоговым платежам.
Решением налоговой инспекции от 12.09.2005 N 48-12/25336 произведено списание дополнительных платежей по налогу на прибыль в связи с досрочным погашением сумм основной задолженности.
9 февраля 2006 года налоговая инспекция вынесла решение N 7 об отмене решения от 12.09.2005 N 48-12/25336, восстановила в карточках лицевого счета общества неоплаченный остаток дополнительных платежей по налогу на прибыль с даты списания в сумме 1223576 рублей 20 копеек, предложила обществу добровольно уплатить 1223576 рублей 20 копеек - неоплаченный остаток дополнительных платежей по налогу на прибыль - и проценты за пользование отсрочкой. Пунктом 3 решения налоговая инспекция произвела перерасчет процентов за пользование отсрочкой с момента предоставления обществу права на реструктуризацию задолженности.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало указанное решение в арбитражный суд.
Пунктом 1 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, установлены условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
В период принятия налоговым органом решения о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2005 по делу N А63-2602/2005-С4 суд обязал налоговую инспекцию внести изменения в график погашения реструктурированной задолженности в части включения дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 23551048 рублей 25 копеек в графики погашения задолженности по пеням и штрафам и исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из графиков погашения задолженности по федеральным налоговым платежам.
Следовательно, график реструктуризации задолженности после признания в судебном порядке незаконным бездействия налоговой инспекции и обязания налоговой инспекции включить дополнительные платежи по налогу на прибыль в графики погашения задолженности по пеням и штрафам должен быть исполнен налоговой инспекцией в полном объеме, в том числе в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм налогового законодательства.
Решение суда от 17.05.2006 следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2007 по делу N А63-4228/2006-С4 отменить. Решение от 17.05.2006 оставить в силе.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю в пользу ОАО "Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии" 1 тыс. рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)