Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.06.2006, 21.06.2006 ПО ДЕЛУ N А40-18290/06-35-144

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


20 июня 2006 г. Дело N А40-18290/06-35-144

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2006 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи П., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИФНС России N 17 по г. Москве к ООО "Татшина" о взыскании налоговых санкций, при участии от истца (заявителя): С. по доверенности от 31.01.2006 (служебное удостоверение УР N 176387); от ответчика: З. по доверенности от 10.04.2006, К. по доверенности от 10.04.2006,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России N 17 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ООО "Татшина" штрафных санкций в размере 155139 рублей, в том числе:
- п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по налогу на пользователей автодорог в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога на пользователей автодорог - 2548 рублей в территориальный дорожный фонд;
- п. 1 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа за 2002 г. - 100 рублей, за 2004 г. - 100 рублей;
- п. 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа 30% суммы налога на прибыль за 2003 г., подлежащей уплате на основании этой декларации в размере 10976 рублей; 10% суммы налога на прибыль за 2003 г., подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня в размере 40246 рублей.
п. 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа 30% суммы НДС за 1 - 3 кварталы 2004 г., подлежащей уплате на основании этой декларации в размере 23499 рублей; 10% суммы НДС за 1 - 3 кварталы 2004 г., подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня в размере 77670 рублей.
В обоснование своих требований Инспекция утверждает, что ответчик несвоевременно предоставил налоговые декларации по налогу на прибыль за 2002, 2003 и 2004 гг. и НДС за 1 - 3 кварталы 2004 г., а также то, что ответчиком не полностью исчислен налог на пользователей автодорог за 2002 г.
Ответчик требований Инспекции не признал, ссылаясь на пропуск Инспекцией срока, установленного ст. 115 НК РФ, и на то, что законодательством о налогах и сборах не урегулирован срок оплаты налога на пользователей автодорог в случае определения налогоплательщиком в 2002 г. выручки от реализации продукции по мере ее оплаты, но не оплаченные на 01.01.2003.
Изучив материалы дела, суд считает требования Инспекции не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки 03 ноября 2005 года вынесено решение N 216 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ответчик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной:
- п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по налогу на пользователей автодорог в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога на пользователей автодорог - 2548 рублей в территориальный дорожный фонд;
- п. 1 ст. 119 НК РФ по налогу на прибыль в виде взыскания штрафа за 2002 г. - 100 рублей, за 2004 г. - 100 рублей;
- п. 2 ст. 119 НК РФ по налогу на прибыль в виде взыскания штрафа 30% суммы налога на прибыль за 2003 г., подлежащей уплате на основании этой декларации в размере 10976 рублей; 10% суммы налога на прибыль за 2003 г., подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня в размере 40246 рублей;
- п. 2 ст. 119 НК РФ по НДС в виде взыскания штрафа 30% суммы НДС за 1 - 3 кварталы 2004 г., подлежащей уплате на основании этой декларации в размере 23499 рублей; 10% суммы НДС за 1 - 3 кварталы 2004 г., подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня в размере 77670 рублей.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за несвоевременное предоставление налоговых деклараций, а именно:
1) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей;
2) непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Как утверждается в заявлении Инспекции и подтверждается сопроводительными письмами ответчика, налоговые декларации по налогу на прибыль предоставлены ответчиком 21.09.2005 и по НДС - 19.09.2005.
Таким образом, факт несвоевременного предоставления налоговых деклараций подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Тем не менее, в соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно Письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции, предусмотренной статьей 119 НК РФ, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.
Таким образом, днем обнаружения несвоевременного предоставления налоговых деклараций является день их предоставления в налоговый орган.
Составление Инспекцией акта N 228 выездной налоговой проверки от 07.10.2005 не изменяет начало течения шестимесячного срока, установленного ст. 115 НК РФ, так как составление акта налоговой проверки для фиксации несвоевременного предоставления налоговых деклараций не требуется.
Кроме того, согласно решению N 0230 о проведении выездной налоговой проверки от 08.09.2005 в перечень предмета проверки не включена проверка своевременности предоставления налоговых деклараций.
Таким образом, с учетом даты предоставления налоговых деклараций 21.09.2005 и 19.09.2005 шестимесячный срок на обращения в суд с иском о взыскании налоговых санкций истек, соответственно, 22.03.2005 и 20.03.2005.
В суд Инспекция, согласно отметке суда о принятии, обратилась 03.04.2006, следовательно, пресекательный срок Инспекцией пропущен, и ее требование в части взыскания налоговых санкций по ст. 119 НК РФ удовлетворению не подлежит.
В обоснование правомерности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, Инспекцией приводится довод о том, что организацией не исчислен в 2002 году налог на пользователей автодорог в сумме 12736 рублей.
В силу статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. При этом для целей настоящей статьи суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2003 года.
Сумма дебиторской задолженности у ответчика, согласно карточке движения по счету 62.01 "расчеты с покупателями и заказчиками", на конец 2002 г. составила 71715,53 руб.
Инспекцией утверждается, что сумма выручки ответчика в 2002 году за отгруженные товары составляет 9342966 руб., а сумма выручки за товары оплаченные составляет 8069375 руб.
Однако из предоставленных карточек движений по счетам 45 "Товары отгруженные", 90 "Продажи" и 62.01 "Расчеты с покупателями и заказчиками" не следует, что выручка у ответчика составляет суммы, указанные Инспекцией.
Никаких иных документов, подтверждающих наличие у ответчика дебиторской задолженности, на которую должен быть исчислен налог на пользователей автодорог в размере 12738 рублей, Инспекцией в материалы дела не предоставлено.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Утверждение ответчика о том, что налог на пользователей автодорог на сумму дебиторской задолженности должен уплачиваться по мере получения платы за отгруженные товары, правомерно.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2005 г. N 5324/05 статья 4 названного Федерального закона выделяет три категории налогоплательщиков: определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 01.01.2003; определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003; определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003.
Для первой и второй категорий плательщиков срок уплаты налога упомянутым Федеральным законом установлен до 15.01.2003, для третьей же категории ни в статье 4, ни в других статьях этого Закона соответствующий срок прямо не указан. Следовательно, в данном случае уплата налога должна осуществляться в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, а именно: по мере получения платы за отгруженные товары, выполненные работы либо оказанные услуги.
Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 08.06.2004 N 229-О.
Также документально не обосновано утверждение Инспекции о занижении налога на пользователей автодорог на сумму 2 рубля.
Как образовались суммы, указанные в решении Инспекции, а именно: 883-685, Инспекцией не разъяснено.
Таким образом, виновность ответчика в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, Инспекцией не доказана.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 93, 108, 115, 119, 122 НК РФ, ст. ст. 65, 69, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 212 - 216, 226 - 229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ИФНС России N 17 по г. Москве о взыскании с ООО "Татшина" штрафных санкций в размере 155139 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента изготовления в полном машинописном виде.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)