Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" генерального директора Иушиной И.В., рассмотрев 18.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2007 (судья Владимирова Г.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 (судьи Мурахина Н.В., Маганова Т.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-686/2007,
установил:
открытое акционерное общество "Тверской областной ипподром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция) от 01.11.2006 N 1217-16.
Решением от 12.04.2007 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 11.07.2007 апелляционный суд оставил решение от 12.04.2007 без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что правомерно исчислил земельный налог за 2006 год, поскольку к земельному участку под ипподром должен применяться вид функционального использования "Земли сельскохозяйственного использования", что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.10.2006 N 02-40/06-1-7462, статьями 10 и 30 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) и уставом общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 13.07.2006 представило в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составила 15816115 руб., налоговая ставка - 1,5%, а сумма авансового платежа по налогу - 59310 руб.
Инспекция провела камеральную проверку указанного расчета, по результатам которой приняла решение от 01.11.2006 N 1217-16 о доначислении обществу 1659886 руб. авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года и начислении ему 58898 руб. 29 коп. пеней.
В обоснование решения налоговый орган указал на то, что согласно данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658 кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 458452320 руб. 16 коп., в связи с чем сумма авансового платежа по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года должна составлять 1719196 руб., а не 59310 руб.
Общество оспорило решение инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления общества, указав на то, что изменение вида разрешенного землепользования, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Кроме того, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), указал, что общество не исправило техническую ошибку в кадастровом плане земельного участка в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований.
Ставки земельного налога установлены решением Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога".
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Пунктом 2 статьи 393 НК РФ и подпунктом 3.2 пункта 3 решения Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 предусмотрено, что отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 6 статьи 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658 следует, что кадастровая стоимость земельного участка под ипподром составляла 458452320 руб. 16 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости земли - 3448,34 руб. за кв.м (л.д. 60), что соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земли для вида функционального использования земель "Земли учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами", содержащемуся в Материалах государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 05.08.2002 N 270-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области".
При этом из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 06.07.2007 N 1900/20 следует, что по состоянию на 01.01.2006 земельный участок с кадастровым номером 69:40:04 00 096:0101 относился к шестому номеру группы вида использования земель при проведении государственной кадастровой оценки земель поселений (земли учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами) с удельным показателем кадастровой стоимости 3448,337 руб. за кв.м (л.д. 158).
Кроме того, из первоначального налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, представленного обществом в инспекцию 13.07.2006, следует, что оно применяло налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка как для прочих земельных участков, а не 0,3% как для земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Твери и используемых для сельскохозяйственного производства в соответствии с пунктом 4 решения Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 (л.д. 63).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что ошибка в указании вида функционального использования земельного участка не была исправлена в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что в связи с технической ошибкой, допущенной в кадастровом плане земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658, Территориальный отдел по городу Твери Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области выдал обществу новый кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.10.2006 N 02-40/06-1-7462, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 14782964 руб. 80 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости земли - 111,193 руб. за кв.м (л.д. 34).
Кроме того, из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 06.07.2007 N 1900/20 следует, что при выявлении технической ошибки были внесены изменения в государственный земельный кадастр об отнесении земельного участка под ипподром к виду функционального использования "Земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли - 111,193 руб. за кв.м (л.д. 158).
В связи с этим общество пришло к выводу, что ошибка в размере кадастровой стоимости была исправлена.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона N 28-ФЗ, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что поскольку в данном случае затрагиваются интересы налогового органа как третьего лица, поскольку он является администратором поступлений земельного налога, однако соответствующего решения арбитражного суда не имеется, а следовательно, процедура исправления технической ошибки не производилась.
Общество представило Федеральному арбитражному суду Северо-Западного округа в судебное заседание, состоявшееся 18.10.2007, копию решения Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2007 по делу N А66-5035/2007, ссылаясь на внесение судом исправлений в земельный кадастр.
Согласно данному решению суд удовлетворил требования общества и постановил "исправить техническую ошибку в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:04 00 096:0101 кадастровую стоимость в размере 14782964 руб. 80 коп. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли в размере 111,1929 руб. за квадратный метр".
Между тем решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2007 по делу N А66-5035/2007 было принято 19.09.2007 и на момент судебного заседания, состоявшегося 18.10.2007, не вступило в законную силу.
Таким образом, исчислять сумму авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года общество должно было от кадастровой стоимости земельного участка, которая по состоянию на 01.01.2006 составляла 458452320 руб. 16 коп.
В связи с этим инспекция правомерно доначислила обществу 1659886 руб. авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года и начислила 58898 руб. 29 коп. пеней.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 по делу N А66-686/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.Самсонова
Судьи
Л.В.Блинова
Л.Л.Никитушкина
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2007 ПО ДЕЛУ N А66-686/2007
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 г. по делу N А66-686/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" генерального директора Иушиной И.В., рассмотрев 18.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2007 (судья Владимирова Г.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 (судьи Мурахина Н.В., Маганова Т.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-686/2007,
установил:
открытое акционерное общество "Тверской областной ипподром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция) от 01.11.2006 N 1217-16.
Решением от 12.04.2007 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 11.07.2007 апелляционный суд оставил решение от 12.04.2007 без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что правомерно исчислил земельный налог за 2006 год, поскольку к земельному участку под ипподром должен применяться вид функционального использования "Земли сельскохозяйственного использования", что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.10.2006 N 02-40/06-1-7462, статьями 10 и 30 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) и уставом общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 13.07.2006 представило в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составила 15816115 руб., налоговая ставка - 1,5%, а сумма авансового платежа по налогу - 59310 руб.
Инспекция провела камеральную проверку указанного расчета, по результатам которой приняла решение от 01.11.2006 N 1217-16 о доначислении обществу 1659886 руб. авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года и начислении ему 58898 руб. 29 коп. пеней.
В обоснование решения налоговый орган указал на то, что согласно данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658 кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 458452320 руб. 16 коп., в связи с чем сумма авансового платежа по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года должна составлять 1719196 руб., а не 59310 руб.
Общество оспорило решение инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления общества, указав на то, что изменение вида разрешенного землепользования, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Кроме того, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), указал, что общество не исправило техническую ошибку в кадастровом плане земельного участка в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований.
Ставки земельного налога установлены решением Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога".
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Пунктом 2 статьи 393 НК РФ и подпунктом 3.2 пункта 3 решения Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 предусмотрено, что отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 6 статьи 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По данным кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658 следует, что кадастровая стоимость земельного участка под ипподром составляла 458452320 руб. 16 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости земли - 3448,34 руб. за кв.м (л.д. 60), что соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земли для вида функционального использования земель "Земли учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами", содержащемуся в Материалах государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 05.08.2002 N 270-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области".
При этом из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 06.07.2007 N 1900/20 следует, что по состоянию на 01.01.2006 земельный участок с кадастровым номером 69:40:04 00 096:0101 относился к шестому номеру группы вида использования земель при проведении государственной кадастровой оценки земель поселений (земли учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами) с удельным показателем кадастровой стоимости 3448,337 руб. за кв.м (л.д. 158).
Кроме того, из первоначального налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года, представленного обществом в инспекцию 13.07.2006, следует, что оно применяло налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка как для прочих земельных участков, а не 0,3% как для земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Твери и используемых для сельскохозяйственного производства в соответствии с пунктом 4 решения Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106 (л.д. 63).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что ошибка в указании вида функционального использования земельного участка не была исправлена в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что в связи с технической ошибкой, допущенной в кадастровом плане земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.09.2006 N 02-40/06-1-6658, Территориальный отдел по городу Твери Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области выдал обществу новый кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 12.10.2006 N 02-40/06-1-7462, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка общества составляет 14782964 руб. 80 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости земли - 111,193 руб. за кв.м (л.д. 34).
Кроме того, из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 06.07.2007 N 1900/20 следует, что при выявлении технической ошибки были внесены изменения в государственный земельный кадастр об отнесении земельного участка под ипподром к виду функционального использования "Земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли - 111,193 руб. за кв.м (л.д. 158).
В связи с этим общество пришло к выводу, что ошибка в размере кадастровой стоимости была исправлена.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона N 28-ФЗ, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что поскольку в данном случае затрагиваются интересы налогового органа как третьего лица, поскольку он является администратором поступлений земельного налога, однако соответствующего решения арбитражного суда не имеется, а следовательно, процедура исправления технической ошибки не производилась.
Общество представило Федеральному арбитражному суду Северо-Западного округа в судебное заседание, состоявшееся 18.10.2007, копию решения Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2007 по делу N А66-5035/2007, ссылаясь на внесение судом исправлений в земельный кадастр.
Согласно данному решению суд удовлетворил требования общества и постановил "исправить техническую ошибку в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:04 00 096:0101 кадастровую стоимость в размере 14782964 руб. 80 коп. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли в размере 111,1929 руб. за квадратный метр".
Между тем решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2007 по делу N А66-5035/2007 было принято 19.09.2007 и на момент судебного заседания, состоявшегося 18.10.2007, не вступило в законную силу.
Таким образом, исчислять сумму авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года общество должно было от кадастровой стоимости земельного участка, которая по состоянию на 01.01.2006 составляла 458452320 руб. 16 коп.
В связи с этим инспекция правомерно доначислила обществу 1659886 руб. авансовых платежей по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года и начислила 58898 руб. 29 коп. пеней.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 по делу N А66-686/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской областной ипподром" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.Самсонова
Судьи
Л.В.Блинова
Л.Л.Никитушкина
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)