Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2008 N 09АП-8893/08-АК ПО ДЕЛУ N А40-7734/08-143-35

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. N 09АП-8893/08-АК

Дело N А40-7734/08-143-35
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.
судей С., В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2008 г.
по делу N А40-7734/08-143-35, принятое судьей Ц.
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Московский нефтеперерабатывающий завод" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным отказа в возврате излишне уплаченной пени по налогу на имущество предприятий и обязании возвратить излишне уплаченную сумму пени
при участии в судебном заседании:
- от истца (заявителя) - Т.В.В. по доверенности от 25.08.2006 г. N 108, Б. по доверенности от 25.08.2006 г. N 109;
- от ответчика (заинтересованного лица) - Т.В.Б. по доверенности от 30.10.2007 г. N 98
установил:

Открытое акционерное общество "Московский нефтеперерабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным отказа Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в возврате излишне уплаченной пени по налогу на имущество предприятий в сумме 3 434 185,85 руб., оформленного письмом от 08.05.2008 г. N 52-17-11/14580 и обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченную сумму пени по налогу на имущество предприятий в размере 3 434 185,85 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований, указал об отсутствии у заявителя недоимки.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе приводит доводы о наличии у заявителя недоимки.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов и требований апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 АПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как видно из материалов дела, общество в 2004 г. представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество предприятий и платежным поручением от 22.10.2004 г. N 18 уплатило в бюджет города Москвы пеню по данному налогу в размере 6 240 716,83 руб.
Между тем, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ подлежала начислению пеня только в сумме 2 806 530,98 руб., что подтверждается картой расчета пени налогового органа за период с 01.01.2003 г. по 13.09.2007 г.
Вследствие превышения суммы уплаченной пени над суммой, подлежащей уплате, у заявителя образовалась переплата пени в размере 3 434 185,85 руб.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 139-ФЗ налог на имущество предприятий отменен с 01.01.2004 г., в связи с чем начислений данного налога с указанной даты не производилось.
Как установлено подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В соответствии с пунктами 7 - 9 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу пункта 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила этой статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что заявитель 22.10.2007 г. обратился в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет излишне уплаченной суммы пени в размере 3 434 185,85 руб.
Письмом от 12.11.2007 г. N 52-09-11/27993 инспекция оставила данное заявление без исполнения в связи с отсутствием указания реквизитов расчетного счета налогоплательщика.
Письмом от 28.03.2008 г. N 26/1796 заявитель уточнил реквизиты расчетного счета, на который подлежит перечислению излишне уплаченная сумма пени.
По результатам рассмотрения указанного заявления инспекция письмом от 08.05.2008 г. N 52-17-11/14580 отказала обществу в возврате излишне уплаченной суммы пени, сославшись на то, что у заявителя по состоянию на 31.03.2008 г. имеется задолженность перед бюджетом, из которого предполагается возврат денежных средств, что подтверждается актами сверок N 229, 281.
Доводы инспекции о наличии у заявителя задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет города Москвы, не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.
Во исполнение определения Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2008 года проведена сверка расчетов заявителя с бюджетом по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и налогу на имущество предприятий за период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2008 года по состоянию расчетов на 1 мая 2008 года.
В подписанных актах сверки по данным налогоплательщика недоимка (задолженность) по указанным налогам отсутствует, имеется переплата, а по данным налогового органа имеется как переплата, так и задолженность.
Инспекцией указано на наличие у общества переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 339 170 915,55 руб., переплаты по штрафам в размере 186 375 руб., приостановленной к взысканию недоимки в сумме 12 604 682 руб., а также задолженности по уплате пени в сумме 14 936 122,76 руб.
Приостановленная к взысканию недоимка в сумме 12 604 682 руб. начислена согласно решению налогового органа от 14 марта 2008 года N 52-02-17/665, вынесенному по результатам выездной налоговой проверки общества за 2006 год.
Усматривается, что в соответствии с определением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2008 года по делу N А40-18885/08-14-60 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия указанного решения налогового органа, инспекции запрещено совершать действия по принудительному взысканию с заявителя доначисленных данным решением сумм налогов, пени и налоговых санкций.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2005 года по делу N А40-2102/05-99-17 начисление пени в сумме 138 687 895,79 руб. по налогу на прибыль организаций, подлежащему уплате в бюджет города Москвы, признано незаконным.
При этом часть из указанной суммы в размере 14 936 122,76 руб. налоговый орган необоснованно продолжает отражать в лицевом счете налогоплательщика и указывать в актах сверки в качестве задолженности.
Инспекцией указано на наличие у заявителя недоимки по налогу на имущество организаций в сумме 32 287 127 руб., в том числе приостановленной к взысканию в сумме 6 194 459 руб., задолженности по уплате пени в сумме 15 198 399,56 руб., в том числе приостановленной к взысканию в сумме 817 964 руб., а также задолженности по уплате штрафа в сумме 1 238 892 руб.
Недоимка в сумме 6 194 459 руб., пеня в сумме 817 964 руб. и штраф в сумме 1 238 892 руб. начислены согласно решению налогового органа от 14 марта 2008 года N 52-02-17/665, вынесенному по результатам выездной налоговой проверки общества за 2006 год.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2008 года по делу N А40-18885/08-14-60 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия указанного решения налогового органа, инспекции запрещено совершать действия по принудительному взысканию с заявителя доначисленных по данному решению сумм налогов, пени и налоговых санкций.
Усматривается, что недоимка в сумме 26 092 668 руб. числится инспекцией как по состоянию на 1 января 2008 года, так и на 1 мая 2008 года.
На указанную сумму недоимки по состоянию на 1 января 2008 года налоговым органом начислена пеня в сумме 13 436 257,43 руб., по состоянию на 1 мая 2008 года в сумме 14 380 434,79 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2005 года по делу N А40-2102/05-99-17 признана необоснованность данных инспекции о наличии у общества недоимки по налогу на имущество организаций в сумме 26 092 669 руб., обязанность по уплате налога в указанной сумме признана судом исполненной.
Поскольку пеня в сумме 14 380 434,79 руб. начислена на указанную недоимку, отсутствие которой установленной вступившим в законную силу судебным актом, начисление пени в указанной сумме также неправомерно.
Налоговым органом указано, что по состоянию как на 1 января 2008 года, так и на 1 мая 2008 года у заявителя имеется задолженность по уплате пени по налогу на имущество предприятий в сумме 8 843 559,14 руб.
При этом в течение 2008 года никаких начислений указанного налога не было, так как согласно Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ этот налог отменен с 1 января 2004 года.
Необоснованность начисления пени по налогу на имущество предприятий в сумме 9 960 429,53 руб., установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2005 года по делу N А40-2102/05-99-17.
Между тем, часть из указанной суммы в размере 8 843 559,14 руб. инспекция неправомерно продолжает числить в лицевом счете и указывать в актах сверки в качестве задолженности.
Результаты проведенной между обществом и налоговым органом сверки расчетов по налогам, подлежащим уплате в бюджет города Москвы, с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делам, в которых участвовали те же лица, подтверждают отсутствие у заявителя недоимки (задолженности), препятствующей возврату излишне уплаченной суммы пени, в связи с чем у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в возврате излишне уплаченной заявителем пени по налогу на имущество предприятий в сумме 3 434 185,85 руб. не имеется.
Относительно изложенного в апелляционной жалобе довода инспекции о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что ранее инспекцией по камеральной проверке в КРСБ были проведены суммы начисления пени в размере 6 995 957,00 руб., которые и уплатил заявитель по платежному поручению N 18 от 22.10.2004 г., суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу п. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, ссылаясь на начисление пени по результатам проведенной камеральной проверки, инспекцией данный довод документально не подтвержден, соответствующее решение налогового органа в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Расходы по государственной пошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2008 г. по делу N А40-7734/08-143-35 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)