Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2004 N А33-16947/03-С3-Ф02-1874/04-С1

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 3 июня 2004 г. Дело N А33-16947/03-С3-Ф02-1874/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Гуменюк Т.А.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска - Матуляк Ю.М. (доверенность N 02/3 от 05.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2004 года по делу N А33-16947/03-С3 (суд первой инстанции: Крицкая И.П.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления N 21 от 23.10.2003 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 15 января 2004 года заявленные требования удовлетворены: уведомление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска о невозможности применения упрощенной системы налогообложения признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2004 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению налоговой инспекции, создав ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации", Российская Федерация выступала как юридическое лицо, передав в качестве вклада в уставный капитал общества государственное имущество. Поскольку доля участия Российской Федерации в уставном капитале общества превысила 25%, то в соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для применения упрощенной системы налогообложения не имеется.
ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 78281, N 78282 от 07.05.2004). ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" 30.09.2003 в порядке, установленном статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе в 2004 году на упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция, рассмотрев заявление общества, уведомлением от 23.10.2003 N 21 сообщила о невозможности применения в 2004 году упрощенной системы налогообложения, поскольку доля участия в обществе других организаций составляет более 25%.
ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации", полагая, что ему незаконно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, указал, что ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации", как следует из его Устава, создано в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Учредителем общества является Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений в соответствии с распоряжением от 30.07.2002 N 2301-р. Российская Федерация при внесении вклада и осуществлении прав акционера действует через свои уполномоченные органы и не подпадает под понятие юридического лица или организации, как в целях налогового законодательства, так и в целях гражданского законодательства. Следовательно, у налоговой инспекции не имелось оснований для применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и отказа в применении упрощенной системы налогообложения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность решения суда от 15 января 2004 года, считает, что основания для его отмены отсутствуют.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 94 названного Закона по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением случаев передачи акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление или в уставный капитал унитарных предприятий.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданского права, наряду с физическими и юридическими лицами. При учреждении акционерного общества при приватизации федерального государственного унитарного предприятия от имени Российской Федерации выступает соответствующий государственный орган, в данном случае Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
С учетом того, что Российская Федерация не может быть признана организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует данный термин, а государственные органы не являются учредителями (акционерами) акционерных обществ, созданных при приватизации государственных унитарных предприятий, поскольку выступают от имени Российской Федерации и представляют интересы государства, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит препятствий для применения упрощенной системы налогообложения акционерными обществами, в которых доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 25 процентов.
Иное толкование названной нормы права, приводимое налоговой инспекцией в кассационной жалобе, не основано на законодательстве Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2004 года по делу N А33-16947/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Т.А.ГУМЕНЮК







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 июня 2004 г. Дело N А33-16947/03-С3-Ф02-1874/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Гуменюк Т.А.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска - Матуляк Ю.М. (доверенность N 02/3 от 05.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2004 года по делу N А33-16947/03-С3 (суд первой инстанции: Крицкая И.П.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления N 21 от 23.10.2003 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 15 января 2004 года заявленные требования удовлетворены: уведомление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска о невозможности применения упрощенной системы налогообложения признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2004 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению налоговой инспекции, создав ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации", Российская Федерация выступала как юридическое лицо, передав в качестве вклада в уставный капитал общества государственное имущество. Поскольку доля участия Российской Федерации в уставном капитале общества превысила 25%, то в соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для применения упрощенной системы налогообложения не имеется.
ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 78281, N 78282 от 07.05.2004). ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации" 30.09.2003 в порядке, установленном статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе в 2004 году на упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция, рассмотрев заявление общества, уведомлением от 23.10.2003 N 21 сообщила о невозможности применения в 2004 году упрощенной системы налогообложения, поскольку доля участия в обществе других организаций составляет более 25%.
ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации", полагая, что ему незаконно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, указал, что ОАО "Красноярский завод N 67 гражданской авиации", как следует из его Устава, создано в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Учредителем общества является Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений в соответствии с распоряжением от 30.07.2002 N 2301-р. Российская Федерация при внесении вклада и осуществлении прав акционера действует через свои уполномоченные органы и не подпадает под понятие юридического лица или организации, как в целях налогового законодательства, так и в целях гражданского законодательства. Следовательно, у налоговой инспекции не имелось оснований для применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и отказа в применении упрощенной системы налогообложения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность решения суда от 15 января 2004 года, считает, что основания для его отмены отсутствуют.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 94 названного Закона по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением случаев передачи акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление или в уставный капитал унитарных предприятий.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданского права, наряду с физическими и юридическими лицами. При учреждении акционерного общества при приватизации федерального государственного унитарного предприятия от имени Российской Федерации выступает соответствующий государственный орган, в данном случае Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
С учетом того, что Российская Федерация не может быть признана организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует данный термин, а государственные органы не являются учредителями (акционерами) акционерных обществ, созданных при приватизации государственных унитарных предприятий, поскольку выступают от имени Российской Федерации и представляют интересы государства, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит препятствий для применения упрощенной системы налогообложения акционерными обществами, в которых доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 25 процентов.
Иное толкование названной нормы права, приводимое налоговой инспекцией в кассационной жалобе, не основано на законодательстве Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2004 года по делу N А33-16947/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Т.А.ГУМЕНЮК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)