Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2006, 20.11.2006 N 09АП-14923/20006-АК ПО ДЕЛУ N А40-9977/06-128-99

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


13 ноября 2006 г. Дело N 09АП-14923/20006-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.06.
Полный текст постановления изготовлен 20.11.06.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.Н.О., судей - П., М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Х., при участии: от заявителя (истца) - К. по дов. от 30.12.2005, паспорт 40 04 980822; от заинтересованного лица (ответчика) - О.Е.С. по дов. от 21.06.2006, уд-ние N 178033, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лентрансгаз" на решение от 11.09.2006 по делу N А40-9977/06-128-99 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Б., по иску (заявлению) ООО "Лентрансгаз" к МИФНС России по КН N 2 о признании незаконными решения N 22, требования N 33,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России N 2 по КН о признании незаконным решения N 22 от 06.02.2006 и требования N 33 от 07.02.2006.
Решением от 11.09.2006 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что применение заявителем ставки 15% по отношению к природному газу, отгруженному покупателю до 01.01.2001 в период действия ставки 30% и оплаченному в октябре 2005 г. неправомерно и нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, содержащийся в ст. 3 НК РФ.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права; Арбитражный суд г. Москвы в обоснование своего решения неправомерно ссылается на законодательные и нормативные акты по акцизам, которые с 1 января 2001 г. (либо еще ранее) уже утратили юридическую силу; ставка акциза в размере 30% не подлежит применению в отношении отгрузок газа в 1997 году, поскольку объект налогообложения (налоговая база) по данным операциям сформировался лишь в период оплаты, то есть в октябре 2005 г., когда уже применялась ставка 15%.
Заявитель ссылается на судебную практику по аналогичным спорам и представил постановления ФАС МО от 14.09.2006 по делу N КА-А40/8595-06, от 27.07.2006 по делу N КА-А40/4081-06.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что судом правильно применены нормы материального права, так как ООО "Лентрансгаз", являясь плательщиком акциза, в 2005 году произвело перечисление указанного налога в бюджет, но с учетом изменений ставок акциза, которые были внесены в связи с введением в действие части 2 (главы 22 "Акцизы") Кодекса, неправомерно уплатил акциз по ставке 15 процентов.
Вышеуказанные действия Общества привели к получению последним необоснованной суммы прибыли в размере положительной разницы между ставкой акциза, действовавшей на момент отгрузки товара (30 процентов) и непосредственного перечисления данного налога в бюджет в связи с исчислением его уже по ставке 15 процентов, а также заинтересованное лицо ссылается на судебную практику в отношении ООО "Самаратрансгаз".
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, заявление ООО "Лентрансгаз" подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 21.11.2005 заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по акцизу за подакцизное минеральное сырье (природный газ) за октябрь 2005 г., согласно которой сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составила 28315 рублей.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации и представленных документов во исполнение требования N 53-18-09/014645 от 16.12.2005 налоговым органом вынесено решение N 22 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и выставлено требование об уплате налога в сумме 28315 рублей и пени в размере 843,79 рублей от 07.02.2006 N 33.
Как следует из материалов дела, на момент реализации (заключения договоров и отгрузки природного газа потребителям) заявителем применялся Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах" в редакции Федерального закона от 07.03.1996 N 23-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона, акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции). Статьей 3 Закона предусмотрено, что объектом налогообложения является объем добытых подакцизных товаров в натуральном выражении. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.95 N 859 "О ставке акциза на природный газ" на природный газ, реализуемый предприятиями и организациями Российского акционерного общества "Газпром" газосбытовым организациям (перепродавцам) и непосредственно потребителям, минуя эти сбытовые организации, ставка акциза на природный газ устанавливалась в размере 30 процентов от цены реализации (без учета налога на добавленную стоимость и специального налога) за 1 тыс. куб. метров.
Статьей 5 Закона "Об акцизах" предусмотрено, что исчисление налога производится налогоплательщиком самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах выделяется отдельной строкой.
На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы (исчисленной по окончании налогового периода), налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ).
На основании анализа положений ст. ст. 52, 53 НК РФ можно сделать вывод о том, что налоговая ставка непосредственно связана с налоговой базой, которая также имеет непосредственную связь с объектом налогообложения.
Таким образом, исходя из системной связи таких существенных элементов налогового обязательства, как объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка следует, что к налоговой базе, исчисленной в соответствующий налоговый период, может быть применена только налоговая ставка, действующая в период формирования налоговой базы.
В связи с тем, что налоговая база по акцизу была сформирована в октябре 2005 года в период действия главы 22 НК РФ "Акцизы", устанавливающей налоговую ставку по акцизам в отношении природного газа в размере 15%, заявитель правомерно применял указанную ставку при исчислении налога в проверяемый период.
Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2004, отменил соответствующие положения главы 22 НК РФ, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, устанавливались объект налогообложения в отношении природного газа, порядок исчисления и уплаты акциза с природного газа.
Статьей 8 Закона N 117-ФЗ установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу указанного Закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу указанного Закона.
Поэтому, заявитель правомерно применил в октябре 2005 года при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 1 января 2004 года (март 1997 года) природный газ налоговую ставку, установленную нормами главы 22 НК РФ, в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2003 года.
В соответствии с п. 2 ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенная в соответствии со ст. ст. 187 - 191 Кодекса.
Пункт 4 ст. 194 НК РФ устанавливает, что сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца), применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду.




Согласно положениям п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья - природного газа (пп. 2 п. 2 ст. 181 НК РФ), определяется как день его оплаты.




Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определяется как стоимость реализованной продукции.
Аналогичное правило было зафиксировано в Законе РФ "Об акцизах", действовавшем до 1 января 2001 года в соответствии с которым датой совершения налогооблагаемого оборота считается день поступления средств за подакцизные товары (п. 5 ст. 5 Закона).
Суд первой инстанции неправомерно ссылается на нарушение заявителем не действующих в проверяемый период нормативных правовых актов, полагая, что заявитель должен исчислять и уплачивать в октябре 2005 года акциз по ставкам, установленным утратившими силу и не действующими в проверяемый период нормативными правовыми актами.
Таким образом, полученные в октябре 2005 года в период действия гл. 22 НК РФ "Акцизы" суммы оплаты за природный газ, отгруженный заявителем потребителям до 01.01.2001, подлежат обложению акцизом по ставке, установленной ст. 193 НК РФ, то есть по ставке 15%.
Ни в Налоговом кодексе, ни в иных актах законодательства о налогах и сборах, регулирующих порядок исчисления и уплаты акцизов, не содержится положений о том, что при исчислении акциза по налоговой базе, сформированной в одном налоговом периоде, должны применяться налоговые ставки, действующие в другом налоговом периоде.
Изменяя ставку налога с 30 до 15 процентов, законодатель не предусмотрел специальных положений о необходимости применения налогоплательщиками прежней ставки налога к случаям, когда газ отгружен в период действия прежней ставки, но оплачен в период действия новой ставки.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В соответствии с законодательством об акцизах, действовавшим в момент отгрузки природного газа, акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж не взимался "сверху". Акциз исчислялся по адвалорным налоговым ставкам в процентном отношении к регулируемой государственными органами цене реализации природного газа "без учета НДС" за 1 тыс. куб. метров и не предъявлялся покупателям сверх указанной цены, в отличие от НДС и спецналога. Таким образом, акциз непосредственно входил в цену подакцизного товара, являлся неотъемлемой его частью, а уже потом, сверху, на окончательно сформировавшуюся цену, начислялся НДС и спецналог.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о том, что сформировавшаяся до 1998 года дебиторская задолженность заявителя по отгруженному, но не оплаченному газу реально отражала цену природного газа. Однако это не означает, что в цене присутствовала конкретная и точная сумма акциза, как косвенного налога.
Размер акциза при отгрузке имел условную величину и конкретно, то есть для целей внесения в бюджет, точный его размер мог быть определен только после оплаты товара, то есть после возникновения объекта налогообложения и налоговой базы, к которой и применялась соответствующая налоговая ставка, действующая на дату реализации.
Анализ первичной документации, приобщенной к материалам дела, свидетельствует о том, что ООО "Лентрансгаз" сумма акциза с применением ставки 30% не выделялась.
Согласно фактическим обстоятельствам дела заявитель осуществил отгрузку природного газа в периоды, предшествующие 1998 году (март 1997 года), то есть в периоды, когда Закон об акцизах не устанавливал какие-либо правовые последствия выделения в первичных отчетных, расчетных документах и счетах-фактурах суммы акциза отдельной строкой.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в цене природного газа присутствовала конкретная и точная сумма акциза как косвенного налога, не основан на фактических обстоятельствах дела.
Поскольку акциз исчислялся по адвалорным налоговым ставкам в процентном отношении к регулируемой государственными органами цене реализации природного газа "без учета НДС", вне зависимости от снижения ставок акциза на природный газ с 30% до 15% цена для покупателей газа осталась неизменной и соответствовала действующему законодательству в области ценообразования, что не повлекло за собой неосновательного обогащения заявителя за счет его покупателей.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, заявление ООО "Лентрансгаз" подлежит удовлетворению в полном объеме, так как оспариваемый акт налогового органа не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы заявителя.
Расходы по уплате госпошлины распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2006 по делу N А40-9977/06-128-99 отменить.
Признать незаконными решение МИФНС РФ по КН N 2 от 06.02.2006 N 22, требование от 07.02.2006 N 33, вынесенные в отношении ООО "Лентрансгаз", как не соответствующими НК РФ.
Возвратить ООО "Лентрансгаз" из федерального бюджета 4000 рублей госпошлины, уплаченной по заявлению и 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)