Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
1. Установление местным законодательным органом нового порядка и сроков уплаты земельного налога, отличного от регламентированного Федеральным законом, недопустимо.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности. Налоговая инспекция подала встречное заявление о взыскании с общества налоговых санкций.
Решением суда ненормативный акт налоговой органа признан незаконным. В удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный пришел к выводу, что решение Городской думы г. Таганрога от 25.11.04 N 821 "Об установлении сроков уплаты земельного налога с юридических лиц в 2005 году" противоречит Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на общество обязанность по уплате авансовых платежей по налогу на землю, создавая препятствия для оперативного распоряжения своими средствами.
Основанием для принятия обжалованного решения налоговой инспекции послужило невыполнение обществом пункта 4 статьи 81 Кодекса: суммы налога по наступившим срокам, установленным решением Городской думы г. Таганрога от 25.11.04 N 821, и соответствующие пени не уплачены на дату подачи уточненной декларации.
Суд установил, что Городская дума г. Таганрога 25.11.04 приняла решение N 821 "Об установлении сроков уплаты земельного налога с юридических лиц в 2005 году", которое опубликовано в газете "Таганрогская правда" от 30.11.04 N 224. Данным решением регламентированы сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в 2005 году равными долями не позднее 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
Суд сделал правильный вывод о том, что решение Городской думы возлагает на общество обязанность по внесению земельного налога в местный бюджет в сроки, не предусмотренные Законом Российской Федерации "О плате за землю", чем нарушает права налогоплательщиков на равное налогообложение.
Пункт 4 статьи 12 Кодекса к местным налогам относит налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований на основании Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Статья 15 Кодекса относит земельный налог к местным налогам и сборам. Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право определять другие сроки уплаты налога.
Закрепляя решением от 25.11.04 N 821 обязанность юридических лиц уплачивать земельный налог равными долями не позднее 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября, Городская дума г. Таганрога фактически изменила порядок уплаты налога на землю, что не соответствует Закону "О плате за землю", которым не предусмотрено установление авансовых платежей по налогу на землю и изменение порядка его уплаты органом местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае законодательный орган установил новый порядок уплаты налога, отличный от регламентированного в федеральном законе. Из смысла статьи 17 Закона "О плате за землю" следует, что сроками уплаты налога являются 15 сентября и 15 ноября, а порядком - количество платежей в течение налогового периода (года). Закон наделяет орган местного самоуправления правом изменять срок уплаты налога, но не его порядок.
Следовательно, Городская дума г. Таганрога, установив порядок уплаты налога, отличный от закрепленного в законе, возложила на общество как налогоплательщика дополнительные обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по данному налогу. Суд сделал правильный вывод о том, что на дату подачи обществом уточненной декларации и дату принятия налоговой инспекцией решения срок уплаты налога на землю не наступил, в связи с чем основания для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса у налогового органа отсутствовали (дело N Ф08-2929/06).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 22.02.05 N 13294/04 указал, что налоговым периодом по земельному налогу является год. В силу статьи 17 Закона "О плате за землю" начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июля. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законом. Следовательно, штраф, предусмотренный статьей 122 Кодекса, за нарушение указанных сроков инспекцией не мог быть начислен.
Противоречия в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
2. Приостановление санаторной деятельности и истечение срока действия лицензии на осуществление предприятием медицинской деятельности не свидетельствуют об утрате налогоплательщиком права на льготу, предусмотренную пунктом 15 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Решением налоговой инспекции общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога и пункту 1 статьи 119 Кодекса за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на землю. Основанием для вынесения решения послужили временное приостановление санаторием лечебно-оздоровительной деятельности и передача в аренду имущественного комплекса предприятия.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, суд признал недействительным решение налоговой инспекции.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения судебные акты, согласилась с выводом судебных инстанций о правомерном применении предприятием льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Закона о плате за землю санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также профсоюзной собственности, полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
Материалами дела подтверждается, что санаторий является оздоровительным учреждением, находящимся в федеральной собственности. Позиция налоговой инспекции о невозможности отнесения общества к учреждениям, указанным в пункте 15 статьи 12 Закона о плате за землю, в связи с приостановлением санаторной деятельности с февраля 2004 года и окончанием срока лицензии на осуществление предприятием медицинской деятельности в июле 2004 года ошибочна. Данные обстоятельства не влияют на установленное законодательством право применения льготы (дело N Ф08-5057/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
3. Льгота по уплате земельного налога, предусмотренная пунктом 23 статьи 12 Закона о плате за землю, предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство при условии, что земельные участки
предоставлены для создания и ведения фермерского хозяйства.
Глава КФХ обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении освобождения от уплаты земельного налога с земельных участков в течение 5 лет с момента приобретения земельных участков. Письмом налоговая инспекция отказала в предоставлении льготы, сославшись на то, что спорные земельные участки приобретены по договорам купли-продажи не для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением суд признал незаконными действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе предоставить освобождение от уплаты земельного налога. Суд исходил из того, что глава КФХ впервые организовал крестьянское хозяйство, в связи с чем согласно пункту 23 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" имеет право на освобождение от уплаты земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано. Апелляционная инстанция указала, что спорные земельные участки относятся к землям поселений и приобретены главой КФХ по договорам купли-продажи, а не предоставлены для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения постановление апелляционной инстанции.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что от уплаты земельного налога освобождаются граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Статьей 11 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Следовательно, льгота по уплате земельного налога предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство и только в отношении земельных участков, предоставленных для создания фермерского хозяйства. При этом суд также правомерно указал на то, что льгота в виде освобождения граждан, впервые организующих крестьянские (фермерские) хозяйства, от уплаты земельного налога в течение пяти лет носит характер помощи, поддержки вновь создаваемых фермерских хозяйств и направлена на стимулирование их создания.
Крестьянское (фермерское) хозяйство создано до приобретения спорных земельных участков. Земельные участки расположены на землях поселений и приобретены на основании договоров купли-продажи земельных участков для предпринимательской деятельности, а не для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Предприниматель осуществляет деятельность по переработке покупного сырья, а также розничную и оптовую торговлю покупных товаров и ГСМ, т.е. деятельность, отличную от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, земельные участки зарегистрированы не за главой КФХ, а за физическим лицом (дело N Ф08-3022/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
1. Установление местным законодательным органом нового порядка и сроков уплаты земельного налога, отличного от регламентированного Федеральным законом, недопустимо.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции о привлечении к налоговой ответственности. Налоговая инспекция подала встречное заявление о взыскании с общества налоговых санкций.
Решением суда ненормативный акт налоговой органа признан незаконным. В удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный пришел к выводу, что решение Городской думы г. Таганрога от 25.11.04 N 821 "Об установлении сроков уплаты земельного налога с юридических лиц в 2005 году" противоречит Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на общество обязанность по уплате авансовых платежей по налогу на землю, создавая препятствия для оперативного распоряжения своими средствами.
Основанием для принятия обжалованного решения налоговой инспекции послужило невыполнение обществом пункта 4 статьи 81 Кодекса: суммы налога по наступившим срокам, установленным решением Городской думы г. Таганрога от 25.11.04 N 821, и соответствующие пени не уплачены на дату подачи уточненной декларации.
Суд установил, что Городская дума г. Таганрога 25.11.04 приняла решение N 821 "Об установлении сроков уплаты земельного налога с юридических лиц в 2005 году", которое опубликовано в газете "Таганрогская правда" от 30.11.04 N 224. Данным решением регламентированы сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в 2005 году равными долями не позднее 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
Суд сделал правильный вывод о том, что решение Городской думы возлагает на общество обязанность по внесению земельного налога в местный бюджет в сроки, не предусмотренные Законом Российской Федерации "О плате за землю", чем нарушает права налогоплательщиков на равное налогообложение.
Пункт 4 статьи 12 Кодекса к местным налогам относит налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований на основании Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Статья 15 Кодекса относит земельный налог к местным налогам и сборам. Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право определять другие сроки уплаты налога.
Закрепляя решением от 25.11.04 N 821 обязанность юридических лиц уплачивать земельный налог равными долями не позднее 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября, Городская дума г. Таганрога фактически изменила порядок уплаты налога на землю, что не соответствует Закону "О плате за землю", которым не предусмотрено установление авансовых платежей по налогу на землю и изменение порядка его уплаты органом местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае законодательный орган установил новый порядок уплаты налога, отличный от регламентированного в федеральном законе. Из смысла статьи 17 Закона "О плате за землю" следует, что сроками уплаты налога являются 15 сентября и 15 ноября, а порядком - количество платежей в течение налогового периода (года). Закон наделяет орган местного самоуправления правом изменять срок уплаты налога, но не его порядок.
Следовательно, Городская дума г. Таганрога, установив порядок уплаты налога, отличный от закрепленного в законе, возложила на общество как налогоплательщика дополнительные обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по данному налогу. Суд сделал правильный вывод о том, что на дату подачи обществом уточненной декларации и дату принятия налоговой инспекцией решения срок уплаты налога на землю не наступил, в связи с чем основания для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса у налогового органа отсутствовали (дело N Ф08-2929/06).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 22.02.05 N 13294/04 указал, что налоговым периодом по земельному налогу является год. В силу статьи 17 Закона "О плате за землю" начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июля. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законом. Следовательно, штраф, предусмотренный статьей 122 Кодекса, за нарушение указанных сроков инспекцией не мог быть начислен.
Противоречия в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
2. Приостановление санаторной деятельности и истечение срока действия лицензии на осуществление предприятием медицинской деятельности не свидетельствуют об утрате налогоплательщиком права на льготу, предусмотренную пунктом 15 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Решением налоговой инспекции общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога и пункту 1 статьи 119 Кодекса за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на землю. Основанием для вынесения решения послужили временное приостановление санаторием лечебно-оздоровительной деятельности и передача в аренду имущественного комплекса предприятия.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, суд признал недействительным решение налоговой инспекции.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения судебные акты, согласилась с выводом судебных инстанций о правомерном применении предприятием льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Закона о плате за землю санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также профсоюзной собственности, полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
Материалами дела подтверждается, что санаторий является оздоровительным учреждением, находящимся в федеральной собственности. Позиция налоговой инспекции о невозможности отнесения общества к учреждениям, указанным в пункте 15 статьи 12 Закона о плате за землю, в связи с приостановлением санаторной деятельности с февраля 2004 года и окончанием срока лицензии на осуществление предприятием медицинской деятельности в июле 2004 года ошибочна. Данные обстоятельства не влияют на установленное законодательством право применения льготы (дело N Ф08-5057/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
3. Льгота по уплате земельного налога, предусмотренная пунктом 23 статьи 12 Закона о плате за землю, предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство при условии, что земельные участки
предоставлены для создания и ведения фермерского хозяйства.
Глава КФХ обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении освобождения от уплаты земельного налога с земельных участков в течение 5 лет с момента приобретения земельных участков. Письмом налоговая инспекция отказала в предоставлении льготы, сославшись на то, что спорные земельные участки приобретены по договорам купли-продажи не для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением суд признал незаконными действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе предоставить освобождение от уплаты земельного налога. Суд исходил из того, что глава КФХ впервые организовал крестьянское хозяйство, в связи с чем согласно пункту 23 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" имеет право на освобождение от уплаты земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано. Апелляционная инстанция указала, что спорные земельные участки относятся к землям поселений и приобретены главой КФХ по договорам купли-продажи, а не предоставлены для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения постановление апелляционной инстанции.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что от уплаты земельного налога освобождаются граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Статьей 11 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Следовательно, льгота по уплате земельного налога предоставляется гражданам, которые впервые организуют фермерское хозяйство и только в отношении земельных участков, предоставленных для создания фермерского хозяйства. При этом суд также правомерно указал на то, что льгота в виде освобождения граждан, впервые организующих крестьянские (фермерские) хозяйства, от уплаты земельного налога в течение пяти лет носит характер помощи, поддержки вновь создаваемых фермерских хозяйств и направлена на стимулирование их создания.
Крестьянское (фермерское) хозяйство создано до приобретения спорных земельных участков. Земельные участки расположены на землях поселений и приобретены на основании договоров купли-продажи земельных участков для предпринимательской деятельности, а не для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Предприниматель осуществляет деятельность по переработке покупного сырья, а также розничную и оптовую торговлю покупных товаров и ГСМ, т.е. деятельность, отличную от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, земельные участки зарегистрированы не за главой КФХ, а за физическим лицом (дело N Ф08-3022/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)