Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 июня 2005 года Дело N Ф08-2687/2005-1085А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Прометей-Сочи", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи (ранее - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261, установил следующее.
ОАО "Прометей-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части начисления 1963645 рублей 33 копеек земельного налога, 345803 рублей 69 копеек пени, 392729 рублей 06 копеек штрафных санкций (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования). В остальной части требований заявлен отказ от иска.
Решением суда от 18.02.2005 производство по делу в части отказа от иска прекращено. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что применение налоговым органом при исчислении ставок земельного налога в 2002 году повышающего коэффициента 2, введенного Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и в 2003 г. повышающего коэффициента, предусмотренного постановлением главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г.", противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и возможно только по истечении налогового периода с первого числа последующего налогового периода. Кроме того, суд указал, что постановление главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г." принято главой города с превышением предоставленных ему полномочий.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сочи с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.02.2005 отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени, в остальной части решение суда оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, нормы федеральных законов, которыми предусматривалась ежегодная индексация ставок земельного налога, имеют прямое действие на территории Российской Федерации и не нуждаются в дополнительном подтверждении нормативными актами органов местного самоуправления. Индексация ставок земельного налога не относится к элементам налогообложения, а лишь учитывает изменение МРОТ. Указанная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О. В этой связи к нормам права, устанавливающим коэффициент индексации на следующий налоговый период, не применяются правила статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, доводы отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2004 N 11-02-20/56, на основании которого 30.09.2004 налоговая инспекция вынесла решение N 03-29/2-2.22-56. Указанным решением с общества взысканы налоги, пени и штрафы, в том числе 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рубля 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копейки пени.
Принимая решение, суд не учел следующее.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и 06.02.2004 N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления в 2002 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2 подлежал применению с 01.02.2002 на соответствующий налоговый период (не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу).
В 2003 году порядок исчисления земельного налога по ставкам с коэффициентом 1,8 подлежал применению с 01.01.2003 на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.01.2003.
В Определении от 24.03.2005 N 34-О Конституционный Суд высказал правовую позицию о порядке применения коэффициентов индексации ставок земельного налога. Доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации судом не исследованы.
Таким образом, в удовлетворенной части судебный акт подлежит отмене. Поскольку отказ в удовлетворении требований связан с исчислением судом налога на землю при неправильном применении норм права, то судебный акт подлежит отмене как в части удовлетворенных требований, так и в части отказа в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах решение суда от 18.02.2005 подлежит отмене в части рассмотренных по существу требований и направлению в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда не обжалуется.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить правильность расчета сумм налога на землю (соответствующих пени и штрафа), оценить доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261 в рассмотренной по существу части отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 22 июня 2005 года Дело N Ф08-2687/2005-1085А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Прометей-Сочи", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи (ранее - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261, установил следующее.
ОАО "Прометей-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части начисления 1963645 рублей 33 копеек земельного налога, 345803 рублей 69 копеек пени, 392729 рублей 06 копеек штрафных санкций (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования). В остальной части требований заявлен отказ от иска.
Решением суда от 18.02.2005 производство по делу в части отказа от иска прекращено. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что применение налоговым органом при исчислении ставок земельного налога в 2002 году повышающего коэффициента 2, введенного Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и в 2003 г. повышающего коэффициента, предусмотренного постановлением главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г.", противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и возможно только по истечении налогового периода с первого числа последующего налогового периода. Кроме того, суд указал, что постановление главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г." принято главой города с превышением предоставленных ему полномочий.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сочи с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.02.2005 отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени, в остальной части решение суда оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, нормы федеральных законов, которыми предусматривалась ежегодная индексация ставок земельного налога, имеют прямое действие на территории Российской Федерации и не нуждаются в дополнительном подтверждении нормативными актами органов местного самоуправления. Индексация ставок земельного налога не относится к элементам налогообложения, а лишь учитывает изменение МРОТ. Указанная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О. В этой связи к нормам права, устанавливающим коэффициент индексации на следующий налоговый период, не применяются правила статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, доводы отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2004 N 11-02-20/56, на основании которого 30.09.2004 налоговая инспекция вынесла решение N 03-29/2-2.22-56. Указанным решением с общества взысканы налоги, пени и штрафы, в том числе 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рубля 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копейки пени.
Принимая решение, суд не учел следующее.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и 06.02.2004 N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления в 2002 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2 подлежал применению с 01.02.2002 на соответствующий налоговый период (не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу).
В 2003 году порядок исчисления земельного налога по ставкам с коэффициентом 1,8 подлежал применению с 01.01.2003 на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.01.2003.
В Определении от 24.03.2005 N 34-О Конституционный Суд высказал правовую позицию о порядке применения коэффициентов индексации ставок земельного налога. Доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации судом не исследованы.
Таким образом, в удовлетворенной части судебный акт подлежит отмене. Поскольку отказ в удовлетворении требований связан с исчислением судом налога на землю при неправильном применении норм права, то судебный акт подлежит отмене как в части удовлетворенных требований, так и в части отказа в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах решение суда от 18.02.2005 подлежит отмене в части рассмотренных по существу требований и направлению в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда не обжалуется.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить правильность расчета сумм налога на землю (соответствующих пени и штрафа), оценить доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261 в рассмотренной по существу части отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.06.2005 N Ф08-2687/2005-1085А
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 июня 2005 года Дело N Ф08-2687/2005-1085А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Прометей-Сочи", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи (ранее - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261, установил следующее.
ОАО "Прометей-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части начисления 1963645 рублей 33 копеек земельного налога, 345803 рублей 69 копеек пени, 392729 рублей 06 копеек штрафных санкций (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования). В остальной части требований заявлен отказ от иска.
Решением суда от 18.02.2005 производство по делу в части отказа от иска прекращено. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что применение налоговым органом при исчислении ставок земельного налога в 2002 году повышающего коэффициента 2, введенного Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и в 2003 г. повышающего коэффициента, предусмотренного постановлением главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г.", противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и возможно только по истечении налогового периода с первого числа последующего налогового периода. Кроме того, суд указал, что постановление главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г." принято главой города с превышением предоставленных ему полномочий.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сочи с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.02.2005 отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени, в остальной части решение суда оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, нормы федеральных законов, которыми предусматривалась ежегодная индексация ставок земельного налога, имеют прямое действие на территории Российской Федерации и не нуждаются в дополнительном подтверждении нормативными актами органов местного самоуправления. Индексация ставок земельного налога не относится к элементам налогообложения, а лишь учитывает изменение МРОТ. Указанная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О. В этой связи к нормам права, устанавливающим коэффициент индексации на следующий налоговый период, не применяются правила статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, доводы отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2004 N 11-02-20/56, на основании которого 30.09.2004 налоговая инспекция вынесла решение N 03-29/2-2.22-56. Указанным решением с общества взысканы налоги, пени и штрафы, в том числе 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рубля 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копейки пени.
Принимая решение, суд не учел следующее.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и 06.02.2004 N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления в 2002 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2 подлежал применению с 01.02.2002 на соответствующий налоговый период (не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу).
В 2003 году порядок исчисления земельного налога по ставкам с коэффициентом 1,8 подлежал применению с 01.01.2003 на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.01.2003.
В Определении от 24.03.2005 N 34-О Конституционный Суд высказал правовую позицию о порядке применения коэффициентов индексации ставок земельного налога. Доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации судом не исследованы.
Таким образом, в удовлетворенной части судебный акт подлежит отмене. Поскольку отказ в удовлетворении требований связан с исчислением судом налога на землю при неправильном применении норм права, то судебный акт подлежит отмене как в части удовлетворенных требований, так и в части отказа в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах решение суда от 18.02.2005 подлежит отмене в части рассмотренных по существу требований и направлению в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда не обжалуется.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить правильность расчета сумм налога на землю (соответствующих пени и штрафа), оценить доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261 в рассмотренной по существу части отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 июня 2005 года Дело N Ф08-2687/2005-1085А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Прометей-Сочи", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи (ранее - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261, установил следующее.
ОАО "Прометей-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части начисления 1963645 рублей 33 копеек земельного налога, 345803 рублей 69 копеек пени, 392729 рублей 06 копеек штрафных санкций (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования). В остальной части требований заявлен отказ от иска.
Решением суда от 18.02.2005 производство по делу в части отказа от иска прекращено. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что применение налоговым органом при исчислении ставок земельного налога в 2002 году повышающего коэффициента 2, введенного Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и в 2003 г. повышающего коэффициента, предусмотренного постановлением главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г.", противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и возможно только по истечении налогового периода с первого числа последующего налогового периода. Кроме того, суд указал, что постановление главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 г." принято главой города с превышением предоставленных ему полномочий.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сочи с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.02.2005 отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 03-29/2-2.22-56 в части взыскания с общества 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рублей 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копеек пени, в остальной части решение суда оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, нормы федеральных законов, которыми предусматривалась ежегодная индексация ставок земельного налога, имеют прямое действие на территории Российской Федерации и не нуждаются в дополнительном подтверждении нормативными актами органов местного самоуправления. Индексация ставок земельного налога не относится к элементам налогообложения, а лишь учитывает изменение МРОТ. Указанная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О. В этой связи к нормам права, устанавливающим коэффициент индексации на следующий налоговый период, не применяются правила статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, доводы отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2004 N 11-02-20/56, на основании которого 30.09.2004 налоговая инспекция вынесла решение N 03-29/2-2.22-56. Указанным решением с общества взысканы налоги, пени и штрафы, в том числе 346636 рублей 66 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 1733183 рубля 25 копеек налога на землю и 253038 рублей 82 копейки пени.
Принимая решение, суд не учел следующее.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и 06.02.2004 N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления в 2002 году земельного налога по ставкам с коэффициентом 2 подлежал применению с 01.02.2002 на соответствующий налоговый период (не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу).
В 2003 году порядок исчисления земельного налога по ставкам с коэффициентом 1,8 подлежал применению с 01.01.2003 на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.01.2003.
В Определении от 24.03.2005 N 34-О Конституционный Суд высказал правовую позицию о порядке применения коэффициентов индексации ставок земельного налога. Доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации судом не исследованы.
Таким образом, в удовлетворенной части судебный акт подлежит отмене. Поскольку отказ в удовлетворении требований связан с исчислением судом налога на землю при неправильном применении норм права, то судебный акт подлежит отмене как в части удовлетворенных требований, так и в части отказа в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах решение суда от 18.02.2005 подлежит отмене в части рассмотренных по существу требований и направлению в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда не обжалуется.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить правильность расчета сумм налога на землю (соответствующих пени и штрафа), оценить доводы общества относительно применения средней ставки земельного налога и ее индексации, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2005 по делу N А32-42911/2004-54/1261 в рассмотренной по существу части отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)