Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 февраля 2006 года Дело N А12-23945/05-С6-05/38
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области
на решение от 08.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 24.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23945/05-С6-5/38
по заявлению Индивидуального предпринимателя Иванова Сергея Николаевича, г. Волжский Волгоградской области, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области об отмене Постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Иванов Сергей Николаевич, г. Волжский Волгоградской области, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с обжалованием Постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области N 001512 от 17.08.2005 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.09.2005 жалоба Предпринимателя Иванова Сергея Николаевича удовлетворена.
Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области от 17.08.2005 N 001512 о привлечении Предпринимателя Иванова С.Н. к административной ответственности за нарушение порядка реализации алкогольной продукции отменено. Административное производство по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Иванова С.Н. прекращено на основании ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; Иванову С.Н. объявлено устное замечание.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2005 решение суда оставлено без изменений.
Обжалуя состоявшиеся судебные акты, налоговый орган просит их отменить, поскольку как решение суда первой инстанции, так и Постановление апелляционной инстанции вынесены с неправильным применением норм материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив кассационную жалобу, проверив законность обжалуемых судебных актов, находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании Поручения N 761 от 10.08.2005 налоговым органом в 13 час. 04 мин. была проведена проверка в магазине, расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Пушкина, 106а, принадлежащего Индивидуальному предпринимателю Иванову С.Н., ИНН 343500116860 (место жительства: г. Волжский, ул. Пионерская, 48/84), по вопросу соблюдения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.95 (в редакции N 116-ФЗ от 25.07.2002).
В ходе проверки установлено, что в магазине осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (вино "Шепот Монаха", емкость 0,75 л, алкоголь 17%, акцизная марка ГГ010088С, по цене 95,5 руб. - 1 бутылка, вино "Каберне", емкость 0,7 л, алкоголь 9 - 12%, федспецмарка 34 разр 1001, дата разлива - 10.12.2004, по цене 81 руб. - 1 бутылка, вино "Лидия", емкость 0,7 л, алкоголь 16%, акцизная марка ГГ009392С, по цене 95,5 руб. - 1 бутылка, вино "Кавказ", емкость 0,7 л, алкоголь 16%, федспецмарка 07 разр 1519, дата разлива - 12.04.2005, по цене 35,5 руб. - 3 бутылки), при этом акцизные и федеральные специальные марки на указанную продукцию нанесены таким образом, что при вскрытии бутылки целостность акцизных специальных федеральных марок не нарушается и позволяет повторное использование марок.
Выявлены нарушения п/п. 3 п. 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 987 от 19.08.96 (в редакции N 840 от 02.11.2000), ст. 5 и п. 4, п. 6 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.95 (в редакции N 116-ФЗ от 25.07.2002), п. 5 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", что явилось основанием для привлечения Предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии со ст. 23.50 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По результатам проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому вынесено Постановление N 001512 от 17.08.2005, которым Индивидуальный предприниматель Иванов С.Н. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (3000 руб.) по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии со ст. 3.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Обе судебные инстанции, полагая, что поскольку ранее Предприниматель не привлекался к административной ответственности, а само административное правонарушение не повлекло серьезных последствий, в адрес Предпринимателя объявили устное замечание с отменой Постановления налогового органа.
По мнению суда кассационной инстанции, судебные акты приняты с неправильным толкованием законодательства.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является порядок продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся к особому виду продукции, содержащей возможность разрушительного воздействия на здоровье человека, поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации государство обязано принимать меры по определению условий их контроля.
В соответствии с п. 5.1.4 "Положение о федеральной налоговой службе" (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506) федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 5 Закона N 171-ФЗ предусмотрена обязательная маркировка федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона за правильность и подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п/п. 3 п. 9 Правил не допускается продажа алкогольной продукции некачественной и опасной для здоровья людей (маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов) (п. 9 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.99 N 1150).
В соответствии с п. 5 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования. Ответственность за выполнение настоящего документа, а также за подлинность марки несет владелец алкогольной продукции, за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в организациях розничной торговли.
Налоговым органом правильно расценен факт отслоения наклейки марки от бутылки как налоговое правонарушение, поскольку Предприниматель обязан был обеспечить исключение ее повторного использования.
Отсутствие каких-либо негативных последствий в результате совершенного деяния, равно как и наличие смягчающих обстоятельств и положительных сведений о личности правонарушителя не являются основаниями для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на правила разрешительной системы, потому что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся к особому виду продукции, содержащей возможность разрушительного воздействия на здоровье человека, поэтому неукоснительное соблюдение установленных правил их оборота является обязательным, а нарушение при осуществлении данной деятельности - недопустимым.
При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции отменяет обжалуемые судебные акты, поскольку они приняты с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 24.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23945/05-С6-5/38 отменить.
Кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.02.2006 ПО ДЕЛУ N А12-23945/05-С6-05/38
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 февраля 2006 года Дело N А12-23945/05-С6-05/38
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области
на решение от 08.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 24.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23945/05-С6-5/38
по заявлению Индивидуального предпринимателя Иванова Сергея Николаевича, г. Волжский Волгоградской области, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области об отмене Постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Иванов Сергей Николаевич, г. Волжский Волгоградской области, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с обжалованием Постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области N 001512 от 17.08.2005 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.09.2005 жалоба Предпринимателя Иванова Сергея Николаевича удовлетворена.
Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области от 17.08.2005 N 001512 о привлечении Предпринимателя Иванова С.Н. к административной ответственности за нарушение порядка реализации алкогольной продукции отменено. Административное производство по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Иванова С.Н. прекращено на основании ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; Иванову С.Н. объявлено устное замечание.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2005 решение суда оставлено без изменений.
Обжалуя состоявшиеся судебные акты, налоговый орган просит их отменить, поскольку как решение суда первой инстанции, так и Постановление апелляционной инстанции вынесены с неправильным применением норм материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив кассационную жалобу, проверив законность обжалуемых судебных актов, находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании Поручения N 761 от 10.08.2005 налоговым органом в 13 час. 04 мин. была проведена проверка в магазине, расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Пушкина, 106а, принадлежащего Индивидуальному предпринимателю Иванову С.Н., ИНН 343500116860 (место жительства: г. Волжский, ул. Пионерская, 48/84), по вопросу соблюдения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.95 (в редакции N 116-ФЗ от 25.07.2002).
В ходе проверки установлено, что в магазине осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (вино "Шепот Монаха", емкость 0,75 л, алкоголь 17%, акцизная марка ГГ010088С, по цене 95,5 руб. - 1 бутылка, вино "Каберне", емкость 0,7 л, алкоголь 9 - 12%, федспецмарка 34 разр 1001, дата разлива - 10.12.2004, по цене 81 руб. - 1 бутылка, вино "Лидия", емкость 0,7 л, алкоголь 16%, акцизная марка ГГ009392С, по цене 95,5 руб. - 1 бутылка, вино "Кавказ", емкость 0,7 л, алкоголь 16%, федспецмарка 07 разр 1519, дата разлива - 12.04.2005, по цене 35,5 руб. - 3 бутылки), при этом акцизные и федеральные специальные марки на указанную продукцию нанесены таким образом, что при вскрытии бутылки целостность акцизных специальных федеральных марок не нарушается и позволяет повторное использование марок.
Выявлены нарушения п/п. 3 п. 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 987 от 19.08.96 (в редакции N 840 от 02.11.2000), ст. 5 и п. 4, п. 6 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22.11.95 (в редакции N 116-ФЗ от 25.07.2002), п. 5 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", что явилось основанием для привлечения Предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии со ст. 23.50 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По результатам проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому вынесено Постановление N 001512 от 17.08.2005, которым Индивидуальный предприниматель Иванов С.Н. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (3000 руб.) по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии со ст. 3.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Обе судебные инстанции, полагая, что поскольку ранее Предприниматель не привлекался к административной ответственности, а само административное правонарушение не повлекло серьезных последствий, в адрес Предпринимателя объявили устное замечание с отменой Постановления налогового органа.
По мнению суда кассационной инстанции, судебные акты приняты с неправильным толкованием законодательства.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является порядок продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся к особому виду продукции, содержащей возможность разрушительного воздействия на здоровье человека, поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации государство обязано принимать меры по определению условий их контроля.
В соответствии с п. 5.1.4 "Положение о федеральной налоговой службе" (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506) федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 5 Закона N 171-ФЗ предусмотрена обязательная маркировка федеральными специальными марками, акцизными марками и региональными специальными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона за правильность и подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п/п. 3 п. 9 Правил не допускается продажа алкогольной продукции некачественной и опасной для здоровья людей (маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов) (п. 9 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.99 N 1150).
В соответствии с п. 5 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования. Ответственность за выполнение настоящего документа, а также за подлинность марки несет владелец алкогольной продукции, за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в организациях розничной торговли.
Налоговым органом правильно расценен факт отслоения наклейки марки от бутылки как налоговое правонарушение, поскольку Предприниматель обязан был обеспечить исключение ее повторного использования.
Отсутствие каких-либо негативных последствий в результате совершенного деяния, равно как и наличие смягчающих обстоятельств и положительных сведений о личности правонарушителя не являются основаниями для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на правила разрешительной системы, потому что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся к особому виду продукции, содержащей возможность разрушительного воздействия на здоровье человека, поэтому неукоснительное соблюдение установленных правил их оборота является обязательным, а нарушение при осуществлении данной деятельности - недопустимым.
При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции отменяет обжалуемые судебные акты, поскольку они приняты с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.09.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 24.10.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23945/05-С6-5/38 отменить.
Кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)