Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи М.
судей Д.О.В., З.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2008 г.
по делу N А40-61132/07-121-413, принятое судьей Д.О.В.
по иску (заявлению) ЗАО "Форд Мотор Компани"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо: Федеральная таможенная служба России
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Л. по доверенности от 04.09.2008 г. N G-135-2008, Д.М.В. по доверенности от 04.09.2008 г. N G-135-2008
от ответчика (заинтересованного лица) - С. по доверенности от 09.06.2008 г. N 07-16/10940
от третьего лица - С. по доверенности от 29.12.2007 г. N 15-54/07-119д
ЗАО "Форд Мотор Компани" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Северо-Западного акцизного поста Центральной акцизной таможни, выразившегося в непринятии решения о возврате заявителю 643 829 508,81 руб., в том числе таможенных пошлин на сумму 623 153 948,81 руб. и акциза на сумму 14 563 560 руб.; обязании Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни принять решение о возврате ЗАО "Форд Мотор Компании" сумм излишне уплаченных таможенных платежей в общем размере 643 829 508,81 руб., в том числе таможенных пошлин на сумму 623 153 948,81 руб. и акциза на сумму 14 563 560 руб., начислить и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата в сумме 51 414 468,95 руб. в соответствии с п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Арбитражный судом г. Москвы произведена замена ответчика - Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни на Центральную акцизную таможню.
Решением суда от 28.05.2008 г., с учетом определения об исправлении опечатки от 07.07.2008 г., заявленные требования удовлетворены частично:
- признано незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в непринятии в установленный таможенным законодательством срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей;
- на Центральную акцизную таможню возложена обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ЗАО "Форд Мотор Компани" о возврате таможенных платежей, принятому Северо-Западной акцизной таможней 17.11.2006 г.;
- в удовлетворении требования Общества об обязании Центральной акцизной таможни принять решение о возврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 643 829 508,81 руб., в том числе 623 153 948 руб. таможенной пошлины, акциза - 14 563 560 руб., 51 414 468, 95 руб. отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком допущено бездействие, в установленный ст. 355 ТК РФ срок таможенным органом не было принято решение по вопросу возврата Обществу таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с п. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, которое в данном случае не принято.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа; в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств, подтверждающих бездействие таможенного органа, повлекшего нарушение прав и законных интересов Общества.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на незаконность бездействия таможенного органа по принятию решения по заявлению Общества о возврате таможенных платежей; Обществом соблюден срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обжалования бездействия таможни.
Представитель Федеральной таможенной службы России полностью поддержал доводы ответчика, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои правовые позиции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 08.08.1999 г. между заявителем и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации заключено инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта "Организация производства автомобилей в г. Всеволжск Ленинградской области", согласно которому Обществу было предоставлено право применять таможенный режим свободного склада, в соответствии с которым средства автомобильного транспорта, произведенные на свободных складах с особенностями правового регулирования таможенного режима, считаются происходящими из Российской Федерации в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии выполнения требований, установленных Порядком определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 г. N 413 (далее - Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта).
При соблюдении ЗАО "Форд Мотор Компани" требований в отношении достижения установленного размера относимой на себестоимость российской доли затрат, средства автомобильного транспорта, произведенные на свободном складе Общества, считаются произведенными на территории Российской Федерации и не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада.
Федеральная таможенная служба России в своем письме от 20.06.2006 г. N 01-32/21055, указала на то, что по истечении четвертого и в течение пятого года с начала реализации инвестиционного проекта, доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации и относимых на себестоимость автомобилей, должна составлять не менее 40% от себестоимости конечной продукции. В письме указано, что из представленной в ФТС России ЗАО "Форд Мотор Компани" данных следует, что доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации в мае 2006 г. составила 36,1%, в связи с чем с 23.05.2006 г. выпуск в свободное обращение всех автомобилей, произведенных ЗАО "Форд Мотор Компани", должен осуществляться с уплатой платежей по ставкам ввозных таможенных пошлин на производимые автомобили, в отношении указанных автомобилей не применяются запреты и ограничения в использовании и реализации. Также ФТС России сообщила заявителю, что в случае представления в таможенные органы в августе 2006 года информации о выполнении требуемой 40-процентной российской доли затрат в составе готовой продукции по истечении четвертого и в течение пятого года с начала реализации инвестиционного проекта, уплаченные платежи подлежат возврату в установленном, порядке (т. 2 л.д. 30 - 31).
На основании названного письма Федеральной таможенной службы России Общество в период с 23 мая 2006 года (начало пятого инвестиционного года) осуществляло выпуск в свободное обращение всех изготовленных автомобилей с уплатой всех таможенных платежей в Северо-Западную акцизную таможню по ставкам ввозных таможенных пошлин.
01.09.2006 г. Общество представило в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 и Северо-Западную акцизную таможню отчет за пятый инвестиционный год (период с 23 мая по 31 июля 2006 г.) о доле затрат на изготовление готовой продукции, произведенной на территории Российской Федерации и учтенных в расходах организации на производство готовой продукции с 23 мая по 31 июля 2006 г.
26.09.2006 г. заявитель направил в Федеральную таможенную службу России сообщение о выполнении требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 г. N 413 и инвестиционного соглашения.
Федеральная таможенная служба России в письме от 20.10.2006 г. N 06-52/36792 разъяснила порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (т. 2 л.д. 35 - 36).
01.11.2006 г. заявитель представил в Северо-Западную акцизную таможню экземпляр отчета, заверенный налоговым органом, и 15.11.2006 г. - заявление N ТИ-1723 о возврате 623 153 948,81 руб. таможенной пошлины и акциза на сумму 14 563 560 руб. (т. 2 л.д. 37, 45).
В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 ст. 355 ТК РФ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.
На основании ст. 355 ТК РФ и п. п. 16.11 (16.17), 16.14 Методических указаний ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-р, таможенные органы по результатам рассмотрения заявления о возврате обязаны принять либо решение о возврате (зачете), либо мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов.
На момент обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу ответчиком решение по результатам рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей и акциза не принято.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии в установленный ст. 355 ТК РФ срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно обязал Центральную акцизную таможню в месячный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ЗАО "Форд Мотор Компани" о возврате таможенных платежей, принятому Северо-Западной акцизной таможней 17.11.2006 г.
В обоснование своей правовой позиции и доводов апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны таможенного органа, Центральная акцизная таможня ссылается на то, что на заявление Общества от 15.11.2006 г. Северо-Западная акцизная таможня в своем письме от 28.11.2006 г. N 05-17/9022 сообщила о необходимости представления заявления о возврате денежных средств, заполненного строго по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. N 607 и документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
Апелляционный суд считает названный довод ответчика необоснованным по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.11.2006 г. ЗАО "Форд Мотор Компани" обратилось в Северо-Западную акцизную таможню с заявлением по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ от 25.05.04 N 607, подписанным генеральным директором и главным бухгалтером Общества, с приложением документов по перечню к заявлению.
Получение данного заявления Северо-Западной акцизной таможней подтверждается штампом данного органа на заявлении от 17.11.2007 г. вх. N 11653 (т. 2 л.д. 43 - 44).
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств рассмотрения заявления Общества о возврате от 17.11.2007 г. и принятия решения по вопросу возврата Обществу излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин и акцизов.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что имеющие в материалах дела доказательства подтверждают факт незаконного бездействия таможенного органа, выразившийся в непринятии в установленный ст. 355 ТК РФ срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на пропуск заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов после получения решения Федеральной таможенной службы России от 23.08.2007 г. N 15-134/67, направленного в адрес заявителя 24.08.2007 г.
Названным решением подтверждены результаты проведенной в отношении ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенной ревизии по проверке сведений, содержащихся в скорректированном Отчете за пятый инвестиционный период, на основании которых Федеральная таможенная служба России пришла к выводу об отсутствии оснований для возврата таможенных платежей (т. 4 л.д. 127 - 134).
Следовательно, срок на обжалование бездействия таможенного органа, обязанного рассмотреть заявление о возврате (ЦАТ) в арбитражный суд истекал 26.11.2007 г., в то время как исковое заявление в арбитражный суд об обжаловании бездействия Центральной акцизной таможни подано 04.10.2007 г., т.е. в рамках установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока.
Принимая во внимание то, что в соответствии с п. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, которое в данном случае не принято, а также учитывая предоставленные действующим законодательством Российской Федерации ответчику полномочия и соответствующую компетенцию, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требования об обязании Центральной акцизной таможни принять решение о возврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 643 829 508,81 руб., в том числе 623 153 948 руб. таможенной пошлины, акциза - 14 563 560 руб., 51 414 468, 95 руб.
Решение суда первой инстанции в указанной части заявителем не обжалуется.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в непринятии в установленный таможенным законодательством срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей, возложив на Центральную акцизную таможню обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ЗАО "Форд Мотор Компани" о возврате таможенных платежей, принятому Северо-Западной акцизной таможней 17.11.2006 г.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2008 по делу N А40-61132/07-121-413 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2008 N 09АП-9395/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-61132/07-121-413
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2008 г. N 09АП-9395/2008-АК
Дело N А40-61132/07-121-413
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2008 г.Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи М.
судей Д.О.В., З.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2008 г.
по делу N А40-61132/07-121-413, принятое судьей Д.О.В.
по иску (заявлению) ЗАО "Форд Мотор Компани"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо: Федеральная таможенная служба России
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Л. по доверенности от 04.09.2008 г. N G-135-2008, Д.М.В. по доверенности от 04.09.2008 г. N G-135-2008
от ответчика (заинтересованного лица) - С. по доверенности от 09.06.2008 г. N 07-16/10940
от третьего лица - С. по доверенности от 29.12.2007 г. N 15-54/07-119д
установил:
ЗАО "Форд Мотор Компани" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Северо-Западного акцизного поста Центральной акцизной таможни, выразившегося в непринятии решения о возврате заявителю 643 829 508,81 руб., в том числе таможенных пошлин на сумму 623 153 948,81 руб. и акциза на сумму 14 563 560 руб.; обязании Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни принять решение о возврате ЗАО "Форд Мотор Компании" сумм излишне уплаченных таможенных платежей в общем размере 643 829 508,81 руб., в том числе таможенных пошлин на сумму 623 153 948,81 руб. и акциза на сумму 14 563 560 руб., начислить и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата в сумме 51 414 468,95 руб. в соответствии с п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Арбитражный судом г. Москвы произведена замена ответчика - Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни на Центральную акцизную таможню.
Решением суда от 28.05.2008 г., с учетом определения об исправлении опечатки от 07.07.2008 г., заявленные требования удовлетворены частично:
- признано незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в непринятии в установленный таможенным законодательством срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей;
- на Центральную акцизную таможню возложена обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ЗАО "Форд Мотор Компани" о возврате таможенных платежей, принятому Северо-Западной акцизной таможней 17.11.2006 г.;
- в удовлетворении требования Общества об обязании Центральной акцизной таможни принять решение о возврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 643 829 508,81 руб., в том числе 623 153 948 руб. таможенной пошлины, акциза - 14 563 560 руб., 51 414 468, 95 руб. отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком допущено бездействие, в установленный ст. 355 ТК РФ срок таможенным органом не было принято решение по вопросу возврата Обществу таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с п. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, которое в данном случае не принято.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа; в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств, подтверждающих бездействие таможенного органа, повлекшего нарушение прав и законных интересов Общества.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на незаконность бездействия таможенного органа по принятию решения по заявлению Общества о возврате таможенных платежей; Обществом соблюден срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обжалования бездействия таможни.
Представитель Федеральной таможенной службы России полностью поддержал доводы ответчика, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои правовые позиции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 08.08.1999 г. между заявителем и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации заключено инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта "Организация производства автомобилей в г. Всеволжск Ленинградской области", согласно которому Обществу было предоставлено право применять таможенный режим свободного склада, в соответствии с которым средства автомобильного транспорта, произведенные на свободных складах с особенностями правового регулирования таможенного режима, считаются происходящими из Российской Федерации в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии выполнения требований, установленных Порядком определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 г. N 413 (далее - Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта).
При соблюдении ЗАО "Форд Мотор Компани" требований в отношении достижения установленного размера относимой на себестоимость российской доли затрат, средства автомобильного транспорта, произведенные на свободном складе Общества, считаются произведенными на территории Российской Федерации и не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада.
Федеральная таможенная служба России в своем письме от 20.06.2006 г. N 01-32/21055, указала на то, что по истечении четвертого и в течение пятого года с начала реализации инвестиционного проекта, доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации и относимых на себестоимость автомобилей, должна составлять не менее 40% от себестоимости конечной продукции. В письме указано, что из представленной в ФТС России ЗАО "Форд Мотор Компани" данных следует, что доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации в мае 2006 г. составила 36,1%, в связи с чем с 23.05.2006 г. выпуск в свободное обращение всех автомобилей, произведенных ЗАО "Форд Мотор Компани", должен осуществляться с уплатой платежей по ставкам ввозных таможенных пошлин на производимые автомобили, в отношении указанных автомобилей не применяются запреты и ограничения в использовании и реализации. Также ФТС России сообщила заявителю, что в случае представления в таможенные органы в августе 2006 года информации о выполнении требуемой 40-процентной российской доли затрат в составе готовой продукции по истечении четвертого и в течение пятого года с начала реализации инвестиционного проекта, уплаченные платежи подлежат возврату в установленном, порядке (т. 2 л.д. 30 - 31).
На основании названного письма Федеральной таможенной службы России Общество в период с 23 мая 2006 года (начало пятого инвестиционного года) осуществляло выпуск в свободное обращение всех изготовленных автомобилей с уплатой всех таможенных платежей в Северо-Западную акцизную таможню по ставкам ввозных таможенных пошлин.
01.09.2006 г. Общество представило в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 и Северо-Западную акцизную таможню отчет за пятый инвестиционный год (период с 23 мая по 31 июля 2006 г.) о доле затрат на изготовление готовой продукции, произведенной на территории Российской Федерации и учтенных в расходах организации на производство готовой продукции с 23 мая по 31 июля 2006 г.
26.09.2006 г. заявитель направил в Федеральную таможенную службу России сообщение о выполнении требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 г. N 413 и инвестиционного соглашения.
Федеральная таможенная служба России в письме от 20.10.2006 г. N 06-52/36792 разъяснила порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (т. 2 л.д. 35 - 36).
01.11.2006 г. заявитель представил в Северо-Западную акцизную таможню экземпляр отчета, заверенный налоговым органом, и 15.11.2006 г. - заявление N ТИ-1723 о возврате 623 153 948,81 руб. таможенной пошлины и акциза на сумму 14 563 560 руб. (т. 2 л.д. 37, 45).
В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 ст. 355 ТК РФ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.
На основании ст. 355 ТК РФ и п. п. 16.11 (16.17), 16.14 Методических указаний ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-р, таможенные органы по результатам рассмотрения заявления о возврате обязаны принять либо решение о возврате (зачете), либо мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов.
На момент обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу ответчиком решение по результатам рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей и акциза не принято.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии в установленный ст. 355 ТК РФ срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно обязал Центральную акцизную таможню в месячный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ЗАО "Форд Мотор Компани" о возврате таможенных платежей, принятому Северо-Западной акцизной таможней 17.11.2006 г.
В обоснование своей правовой позиции и доводов апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны таможенного органа, Центральная акцизная таможня ссылается на то, что на заявление Общества от 15.11.2006 г. Северо-Западная акцизная таможня в своем письме от 28.11.2006 г. N 05-17/9022 сообщила о необходимости представления заявления о возврате денежных средств, заполненного строго по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. N 607 и документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
Апелляционный суд считает названный довод ответчика необоснованным по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.11.2006 г. ЗАО "Форд Мотор Компани" обратилось в Северо-Западную акцизную таможню с заявлением по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ от 25.05.04 N 607, подписанным генеральным директором и главным бухгалтером Общества, с приложением документов по перечню к заявлению.
Получение данного заявления Северо-Западной акцизной таможней подтверждается штампом данного органа на заявлении от 17.11.2007 г. вх. N 11653 (т. 2 л.д. 43 - 44).
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств рассмотрения заявления Общества о возврате от 17.11.2007 г. и принятия решения по вопросу возврата Обществу излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин и акцизов.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что имеющие в материалах дела доказательства подтверждают факт незаконного бездействия таможенного органа, выразившийся в непринятии в установленный ст. 355 ТК РФ срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на пропуск заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов после получения решения Федеральной таможенной службы России от 23.08.2007 г. N 15-134/67, направленного в адрес заявителя 24.08.2007 г.
Названным решением подтверждены результаты проведенной в отношении ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенной ревизии по проверке сведений, содержащихся в скорректированном Отчете за пятый инвестиционный период, на основании которых Федеральная таможенная служба России пришла к выводу об отсутствии оснований для возврата таможенных платежей (т. 4 л.д. 127 - 134).
Следовательно, срок на обжалование бездействия таможенного органа, обязанного рассмотреть заявление о возврате (ЦАТ) в арбитражный суд истекал 26.11.2007 г., в то время как исковое заявление в арбитражный суд об обжаловании бездействия Центральной акцизной таможни подано 04.10.2007 г., т.е. в рамках установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока.
Принимая во внимание то, что в соответствии с п. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, которое в данном случае не принято, а также учитывая предоставленные действующим законодательством Российской Федерации ответчику полномочия и соответствующую компетенцию, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требования об обязании Центральной акцизной таможни принять решение о возврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 643 829 508,81 руб., в том числе 623 153 948 руб. таможенной пошлины, акциза - 14 563 560 руб., 51 414 468, 95 руб.
Решение суда первой инстанции в указанной части заявителем не обжалуется.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в непринятии в установленный таможенным законодательством срок решения по вопросу возврата ЗАО "Форд Мотор Компани" таможенных платежей, возложив на Центральную акцизную таможню обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ЗАО "Форд Мотор Компани" о возврате таможенных платежей, принятому Северо-Западной акцизной таможней 17.11.2006 г.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2008 по делу N А40-61132/07-121-413 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)