Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3884/2008) Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 года по делу N А21-8324/2007 (судья Гелеверя Т.А.), принятое
по заявлению ОАО "КД авиа"
к Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 года удовлетворены требования ОАО "КД авиа" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области от 28.11.2007 г. N 299.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представители не явились. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил:
Общество представило в налоговую инспекцию 30.07.2007 г. первичную налоговую декларацию "расчет налога на имущество организации по месту ее нахождения" за 6 месяцев 2007 г., заявив в ней налоговую льготу в сумме 4 406 444 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой установлено, что Общество неправомерно применило льготу по налогу на имущество в нарушение требований статьи 381 НК РФ и Закона Калининградской области N 32 от 12.07.2006 г.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение N 299 от 28.11.2007 г. об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу были доначислены налог на имущество в сумме 4 406 444 руб. и пени в сумме 177 726 руб. 58 коп.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что в соответствии с Законом Калининградской области N 32 от 12.07.2006 г. "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Калининградской области" Закон N 171 изложен в новой редакции, которая не предусматривает такой вид государственной поддержки инвесторов, как предоставление налоговых льгот. Кроме того, п. 2 ст. 2 Закона N 32 от 12.07.2006 г. предусматривает, что инвесторы, получившие налоговые льготы, пользуются данными льготами до окончания текущего года. Текущим годом для настоящего Закона считается год его издания, то есть 2006 г. Таким образом, Общество правомерно использовало установленную льготу до окончания 2006 г. и утратило право на ее применение с 2007 года. Положения п. 2 ст. 2 Закона N 32 от 12.07.2006 г. не оспорены и не отменены в установленном порядке.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию Инспекции по следующим основаниям.
Статья 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 г. N 2030-1 (действовавшего до 01.01.2004 г.) предоставляла право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Аналогичное право субъектов Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиками закреплено также нормами пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 4 статьи 4 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 г. N 336 предусмотрено освобождение от налогообложения иных организаций в соответствии с действующим законодательством Калининградской области.
В соответствии с Законом Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" от 15.07.2002 г. N 171 установлена государственная поддержка организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области в виде предоставления налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 8 данного Закона инвесторы, удовлетворяющие требованиям настоящего Закона, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, при этом срок действия указанных льгот определяется исходя из объема инвестиционных вложений.
Между Администрацией Калининградской области и ОАО "КД авиа" заключено инвестиционное соглашение от 01.09.2005 г., согласно которому Общество реализует инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", в связи с чем освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Согласно пунктам 2.1 и 2.2 соглашения началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005 г., освобождение от уплаты налога прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот.
В течение 2005 - 2006 г. Общество пользовалось предоставленной ему льготой.
Законом Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области" от 12.07.2006 г. N 32 были внесены изменения в Закон N 171 от 15.02.2002 г. Так, пунктом 2 статьи 2 было установлено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 г. N 171 пользуются данными льготами до окончания текущего года.
Закон от 12.07.2002 г. N 32 вступил в силу с 01.01.2007 г.
Таким образом, из буквального толкования ст. 2 следует, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом N 171, пользуются указанными льготами до окончания 2007 года.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, которой установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.07.1999 г. N 111-О изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимых из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Также сохранение льгот на весь срок их предоставления гарантирует п. 2 ст. 8 ст. 18 Закона N 171, в соответствии с которой в случае принятия законодательных актов Калининградской области, ухудшающих положение инвесторов, получивших налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом, нормы этих актов применяются в отношении данных инвесторов только по истечении срока действия заключенных инвестиционных соглашений. Указанное положение не распространяется только на случаи изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности, защиты общественного порядка, охраны окружающей среды.
Закон Калининградской области от 12.07.2006 г. N 32, отменяющий льготы для инвесторов, ухудшает положение Общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на имущество организаций в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю.
Таким образом, поскольку срок реализации инвестиционного проекта, и соответственно, срок предоставленной Обществу льготы по налогу на имущество, не истек, Общество правомерно пользовалось указанной льготой в 2007 г. и вправе пользоваться льготой при соблюдении условий инвестиционного соглашения до 01.10.2010 г.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 года по делу N А21-8324/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2008 ПО ДЕЛУ N А21-8324/2007
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2008 г. по делу N А21-8324/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3884/2008) Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 года по делу N А21-8324/2007 (судья Гелеверя Т.А.), принятое
по заявлению ОАО "КД авиа"
к Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 года удовлетворены требования ОАО "КД авиа" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Калининградской области от 28.11.2007 г. N 299.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представители не явились. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил:
Общество представило в налоговую инспекцию 30.07.2007 г. первичную налоговую декларацию "расчет налога на имущество организации по месту ее нахождения" за 6 месяцев 2007 г., заявив в ней налоговую льготу в сумме 4 406 444 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой установлено, что Общество неправомерно применило льготу по налогу на имущество в нарушение требований статьи 381 НК РФ и Закона Калининградской области N 32 от 12.07.2006 г.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение N 299 от 28.11.2007 г. об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу были доначислены налог на имущество в сумме 4 406 444 руб. и пени в сумме 177 726 руб. 58 коп.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что в соответствии с Законом Калининградской области N 32 от 12.07.2006 г. "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Калининградской области" Закон N 171 изложен в новой редакции, которая не предусматривает такой вид государственной поддержки инвесторов, как предоставление налоговых льгот. Кроме того, п. 2 ст. 2 Закона N 32 от 12.07.2006 г. предусматривает, что инвесторы, получившие налоговые льготы, пользуются данными льготами до окончания текущего года. Текущим годом для настоящего Закона считается год его издания, то есть 2006 г. Таким образом, Общество правомерно использовало установленную льготу до окончания 2006 г. и утратило право на ее применение с 2007 года. Положения п. 2 ст. 2 Закона N 32 от 12.07.2006 г. не оспорены и не отменены в установленном порядке.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию Инспекции по следующим основаниям.
Статья 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 г. N 2030-1 (действовавшего до 01.01.2004 г.) предоставляла право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Аналогичное право субъектов Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиками закреплено также нормами пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 4 статьи 4 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 г. N 336 предусмотрено освобождение от налогообложения иных организаций в соответствии с действующим законодательством Калининградской области.
В соответствии с Законом Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" от 15.07.2002 г. N 171 установлена государственная поддержка организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области в виде предоставления налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 8 данного Закона инвесторы, удовлетворяющие требованиям настоящего Закона, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, при этом срок действия указанных льгот определяется исходя из объема инвестиционных вложений.
Между Администрацией Калининградской области и ОАО "КД авиа" заключено инвестиционное соглашение от 01.09.2005 г., согласно которому Общество реализует инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", в связи с чем освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Согласно пунктам 2.1 и 2.2 соглашения началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005 г., освобождение от уплаты налога прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот.
В течение 2005 - 2006 г. Общество пользовалось предоставленной ему льготой.
Законом Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Калининградской области" от 12.07.2006 г. N 32 были внесены изменения в Закон N 171 от 15.02.2002 г. Так, пунктом 2 статьи 2 было установлено, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 г. N 171 пользуются данными льготами до окончания текущего года.
Закон от 12.07.2002 г. N 32 вступил в силу с 01.01.2007 г.
Таким образом, из буквального толкования ст. 2 следует, что инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом N 171, пользуются указанными льготами до окончания 2007 года.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, которой установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.07.1999 г. N 111-О изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимых из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Также сохранение льгот на весь срок их предоставления гарантирует п. 2 ст. 8 ст. 18 Закона N 171, в соответствии с которой в случае принятия законодательных актов Калининградской области, ухудшающих положение инвесторов, получивших налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом, нормы этих актов применяются в отношении данных инвесторов только по истечении срока действия заключенных инвестиционных соглашений. Указанное положение не распространяется только на случаи изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности, защиты общественного порядка, охраны окружающей среды.
Закон Калининградской области от 12.07.2006 г. N 32, отменяющий льготы для инвесторов, ухудшает положение Общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на имущество организаций в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю.
Таким образом, поскольку срок реализации инвестиционного проекта, и соответственно, срок предоставленной Обществу льготы по налогу на имущество, не истек, Общество правомерно пользовалось указанной льготой в 2007 г. и вправе пользоваться льготой при соблюдении условий инвестиционного соглашения до 01.10.2010 г.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 года по делу N А21-8324/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ГОРБАЧЕВА О.В.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ГОРБАЧЕВА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)