Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 31.01.2012 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Л.А. Шевелевой
При ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.А. Седовым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенного по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером: зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1
об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 5 467 511,87 рублей, проценты на сумму излишне уплаченного налога в сумме 911 707,60 руб.
с участием представителей:
- от заявителя: Шалякина С.Г. (дов. N 05-12 от 17.01.2012 г.), Нестерова И.Н. (дов. N 755-11 от 14.12.2011 г.), Воробьева Ю.С. (дов. N 695-11 от 29.11.2011 г.);
- от заинтересованного лица: Шабанов А.И. (дов. N 13930 от 07.11.2011 г.).
установил:
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 18.01.2012 г. до 26.01.2012 г.
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенное по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1, возвратить ему из бюджета 5 467 511,87 руб. излишне взысканного налога на прибыль, и уплатить проценты в размере 795 636,88 руб., начисленных на сумму излишне взысканного налога.
Заинтересованное лицо в судебном заседании возразило против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва N 04-08/15592 от 08.12.2011 г. (т. 1, л.д. 139 - 140).
Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с заявлением N ТД-4341 от 22.10.2009 г. о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 12 666 339,30 рублей.
Данная сумма переплаты по налогу на прибыль, заявленная налогоплательщиком к возврату образовалась в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2003 год, согласно решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 9/14 от 13.04.2007 г. по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" и в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 г. по делу N А40-25797/07-142-166 и в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2004 - 2005 годы согласно Решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02-l-23/18 от 12.02.2008 г. по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79.
Извещениями о принятом налоговым органом решении о возврате N 10-10/24986 от 18.11.2009 г., N 10-10/28309 от 24.12.2009 г., N 10-10/28159 от 24.12.2009 г., N 10-10/28580 от 28.12.2009 г., налогоплательщику отказано в возврате налога на прибыль организации в сумме 5 467 511,87 руб.
Как видно из материалов дела, отказ в возмещении суммы налога, заинтересованным лицом мотивирован тем, что на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете (возврате) налога (пени, штрафа) может быть подано налогоплательщиком не позднее 3-х лет со дня уплаты налога.
Как указывает инспекция, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 182109010300500000110 (ОКАТО) в сумме 28 480,81 руб. образовалась по состоянию на 04.02.2005 года, переплата по пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901020040000110 (ОКАТО 03429000000) в сумме 10 959,89 руб. образовалась по состоянию на 01.01.2006 год, переплата по пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 182101010120200000110 (ОКАТО 04401000000) в сумме 19 681,69 руб. образовалась по состоянию на 24.07.2006 год, переплата по штрафным санкциям по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901020040000110 (ОКАТО 07412000000) в сумме 2 100,23 руб. образовалась по состоянию на 20.10.2005 года, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 18210101012020000110 (ОКАТО 10401000000) в сумме 67 359,81 руб. образовалась по состоянию на 01.04.2004 года, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 1821090101020040000110 (ОКАТО 65401000000) в сумме 902 418,00 руб. образовалась, по состоянию на 01.01.2005 год, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901020043000110 (ОКАТО 36401000000) в сумме 28 319,54 руб. образовалась по состоянию на 20.10.2005 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 1821010101012022000110 (ОКАТО 46208557000) в сумме 236 581,20 руб. образовалась по состоянию на 25.02.2004 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901030051000110 (ОКАТО 4625000000) в сумме 110 510,00 руб. образовалась по состоянию на 01.0 1.2003 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901030052000110 (ОКАТО 46000000000) в сумме 236 451,37 руб. образовалась по состоянию на 29.09.2004 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 1821090130053000110 (ОКАТО 46000000000) в сумме 1 966,52 руб. образовалась по состоянию на 20.10.2005 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 18210101012021000110 (ОКАТО 65401000000) в сумме 3 822 682,81 руб. образовалась по состоянию на 15.03.2005 г.
Суд приходит к выводу о необоснованности указанного вывода налогового органа, поскольку в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Таким образом, заявитель узнал о факте переплаты налога на прибыль и о нарушении своего права на основании Постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 г. по делу N А40-25797/07-142-166 и от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ N 173-О от 21.06.2001 г. указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 ГК РФ).
Соответственно срок исковой давности на сумму переплаты налога на прибыль, образовавшейся в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2003 г. и в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2004 - 2005 гг. по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа истекает частично 13.10.2011 г. и 24.04.2012 г. соответственно.
При этом довод инспекции о том, что у него отсутствовали основания для возврата сумм излишне уплаченного налога в связи с тем, что заявителем пропущен срок на подачу заявления о зачете или возврате отклоняется судом, как не состоятельный по следующим основаниям.
Так, согласно материалам дела, ОАО "ФСК ЕЭС" является правопреемником всех прав и обязанностей ОАО РАО "ЕЭС России" в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО "ФСК ЕЭС" с 01.07.2008 г. (свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ N 011168212, N 011168213).
Данная сумма переплаты по налогу на прибыль, заявленная налогоплательщиком к возврату образовалась в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2003 год (Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 9/14 от 13.04.2007 г.) по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 по делу N А40-25797/07-142-166 и в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2004 - 2005 гг. (Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.02.2008 г. N 02-1-23/18) по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79.
Акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль от 01.07.2008 г. N 291 проведенные между ОАО "ФСК ЕЭС" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по состоянию на 01.07.2008 подтверждает факт отсутствия переплаты до момента отражения в карточках лицевого счета уменьшения ранее начисленного налога на прибыль.
При этом, акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль N 572 от 13.04.2009 г. проведенные между налогоплательщиком и инспекцией, по состоянию на 01.04.2009 г., подтверждают фактическое отражение в карточках лицевого счета переплаты по налогу на прибыль.
Исключение составляют начисления по: ОКАТО 46208557000 (пени, бюджет субъекта); ОКАТО 46246000000 (налог на прибыль и пени по налогу на прибыль, местный Бюджет); ОКАТО 46208000000 (пени по налогу на прибыль, местный Бюджет); ОКАТО 46250000000 (налоговые санкции по налогу на прибыль, местный бюджет).
По данным ОКАТО в материалы дела представлены только акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль от 13.04.2009 г. N 572 по состоянию на 01.04.2009 г. и акт совместной сверки расчетов по налогу на прибыль от 13.07.2009 г. N 719 по состоянию на 01.07.2009 г., поскольку в инспекции карточки лицевых счетов по данным видам налогов и ОКАТО не велись, а значит сальдо по ним было нулевым до поступления переплаты в связи с уменьшением ранее начисленного налога по выездным проверкам за 2003 год и за 2004 - 2005 годы соответственно, и следовательно, актов сверки на 01.07.2008 г. по данным вилам налогов и ОКАТО не было.
Акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль N 1096 от 10.10.2011 г. по состоянию на 01.10.2011 подтверждают наличие переплаты по соответствующим суммам налога на прибыль.
Таким образом, следует вывод, что заявитель узнал о факте переплаты налога на прибыль и о нарушении своего права на основании Постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 г. по делу N А40-25797/07-142-166 и от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79, а значит инспекция необоснованно отказала заявителю в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль.
Вместе с тем, В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления Налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Поскольку Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате 23.10.2009 г. (отметка о вручении), то в силу пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан был осуществить возврат не позднее 24.11.2009 г.
На момент возникновения обязанности у налогового органа произвести возврат излишне уплаченных сумм налога действовала ставка рефинансирования в размере 9% (Указание Банка России N 2336-У от 24.11.2009 г.).
Размер процентов на сумму излишне взысканного налога составляет 795 636,88 руб. Уточненный расчет процентов, представленный заявителем, проверен судом и признан верным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требование заявителя является правомерным, документально подтвержденным, а следовательно подлежит удовлетворению судом.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.27 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названная статья, гл. 25.3 НК РФ и ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" от 2.11.04 N 127-ФЗ, не содержат положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков.
На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с п. 2, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в полном объеме.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 79, 137, 138 НК РФ, и руководствуясь ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд
решил:
Обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1, возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенному по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, из бюджета 5 467 511,87 руб. (пять миллионов четыреста шестьдесят семь тысяч пятьсот одиннадцать рублей восемьдесят семь копеек) излишне взысканного налога на прибыль, и уплатить проценты в размере 795 636,88 руб. (семьсот девяносто пять тысяч шестьсот тридцать шесть рублей восемьдесят восемь копеек), начисленных на сумму излишне взысканного налога.
Взыскать с межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1 в пользу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенного по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, 54 315,74 руб. (пятьдесят четыре тысячи триста пятнадцать рублей семьдесят четыре копейки) расходов по государственной пошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенному по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А из федерального бюджета 580,36 руб. (пятьсот восемьдесят рублей тридцать шесть копеек) излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. Вступившее в законную силу решение суда арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в интернете.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить в интернете на соответствующем сайте Девятого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Московского округа.
Судья
Л.А.ШЕВЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 31.01.2012 ПО ДЕЛУ N А40-112487/11
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2012 г. по делу N А40-112487/11
Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 31.01.2012 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Л.А. Шевелевой
При ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.А. Седовым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенного по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером: зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1
об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 5 467 511,87 рублей, проценты на сумму излишне уплаченного налога в сумме 911 707,60 руб.
с участием представителей:
- от заявителя: Шалякина С.Г. (дов. N 05-12 от 17.01.2012 г.), Нестерова И.Н. (дов. N 755-11 от 14.12.2011 г.), Воробьева Ю.С. (дов. N 695-11 от 29.11.2011 г.);
- от заинтересованного лица: Шабанов А.И. (дов. N 13930 от 07.11.2011 г.).
установил:
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 18.01.2012 г. до 26.01.2012 г.
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенное по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1, возвратить ему из бюджета 5 467 511,87 руб. излишне взысканного налога на прибыль, и уплатить проценты в размере 795 636,88 руб., начисленных на сумму излишне взысканного налога.
Заинтересованное лицо в судебном заседании возразило против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва N 04-08/15592 от 08.12.2011 г. (т. 1, л.д. 139 - 140).
Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с заявлением N ТД-4341 от 22.10.2009 г. о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 12 666 339,30 рублей.
Данная сумма переплаты по налогу на прибыль, заявленная налогоплательщиком к возврату образовалась в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2003 год, согласно решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 9/14 от 13.04.2007 г. по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" и в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 г. по делу N А40-25797/07-142-166 и в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2004 - 2005 годы согласно Решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02-l-23/18 от 12.02.2008 г. по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79.
Извещениями о принятом налоговым органом решении о возврате N 10-10/24986 от 18.11.2009 г., N 10-10/28309 от 24.12.2009 г., N 10-10/28159 от 24.12.2009 г., N 10-10/28580 от 28.12.2009 г., налогоплательщику отказано в возврате налога на прибыль организации в сумме 5 467 511,87 руб.
Как видно из материалов дела, отказ в возмещении суммы налога, заинтересованным лицом мотивирован тем, что на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете (возврате) налога (пени, штрафа) может быть подано налогоплательщиком не позднее 3-х лет со дня уплаты налога.
Как указывает инспекция, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 182109010300500000110 (ОКАТО) в сумме 28 480,81 руб. образовалась по состоянию на 04.02.2005 года, переплата по пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901020040000110 (ОКАТО 03429000000) в сумме 10 959,89 руб. образовалась по состоянию на 01.01.2006 год, переплата по пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 182101010120200000110 (ОКАТО 04401000000) в сумме 19 681,69 руб. образовалась по состоянию на 24.07.2006 год, переплата по штрафным санкциям по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901020040000110 (ОКАТО 07412000000) в сумме 2 100,23 руб. образовалась по состоянию на 20.10.2005 года, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 18210101012020000110 (ОКАТО 10401000000) в сумме 67 359,81 руб. образовалась по состоянию на 01.04.2004 года, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 1821090101020040000110 (ОКАТО 65401000000) в сумме 902 418,00 руб. образовалась, по состоянию на 01.01.2005 год, переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901020043000110 (ОКАТО 36401000000) в сумме 28 319,54 руб. образовалась по состоянию на 20.10.2005 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 1821010101012022000110 (ОКАТО 46208557000) в сумме 236 581,20 руб. образовалась по состоянию на 25.02.2004 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901030051000110 (ОКАТО 4625000000) в сумме 110 510,00 руб. образовалась по состоянию на 01.0 1.2003 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 18210901030052000110 (ОКАТО 46000000000) в сумме 236 451,37 руб. образовалась по состоянию на 29.09.2004 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет КБК 1821090130053000110 (ОКАТО 46000000000) в сумме 1 966,52 руб. образовалась по состоянию на 20.10.2005 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ КБК 18210101012021000110 (ОКАТО 65401000000) в сумме 3 822 682,81 руб. образовалась по состоянию на 15.03.2005 г.
Суд приходит к выводу о необоснованности указанного вывода налогового органа, поскольку в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Таким образом, заявитель узнал о факте переплаты налога на прибыль и о нарушении своего права на основании Постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 г. по делу N А40-25797/07-142-166 и от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ N 173-О от 21.06.2001 г. указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 ГК РФ).
Соответственно срок исковой давности на сумму переплаты налога на прибыль, образовавшейся в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2003 г. и в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2004 - 2005 гг. по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа истекает частично 13.10.2011 г. и 24.04.2012 г. соответственно.
При этом довод инспекции о том, что у него отсутствовали основания для возврата сумм излишне уплаченного налога в связи с тем, что заявителем пропущен срок на подачу заявления о зачете или возврате отклоняется судом, как не состоятельный по следующим основаниям.
Так, согласно материалам дела, ОАО "ФСК ЕЭС" является правопреемником всех прав и обязанностей ОАО РАО "ЕЭС России" в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО "ФСК ЕЭС" с 01.07.2008 г. (свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ N 011168212, N 011168213).
Данная сумма переплаты по налогу на прибыль, заявленная налогоплательщиком к возврату образовалась в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2003 год (Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 9/14 от 13.04.2007 г.) по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 по делу N А40-25797/07-142-166 и в результате уменьшения ранее начисленного налога по итогам выездной налоговой проверки за 2004 - 2005 гг. (Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.02.2008 г. N 02-1-23/18) по обособленным подразделениям ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79.
Акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль от 01.07.2008 г. N 291 проведенные между ОАО "ФСК ЕЭС" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по состоянию на 01.07.2008 подтверждает факт отсутствия переплаты до момента отражения в карточках лицевого счета уменьшения ранее начисленного налога на прибыль.
При этом, акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль N 572 от 13.04.2009 г. проведенные между налогоплательщиком и инспекцией, по состоянию на 01.04.2009 г., подтверждают фактическое отражение в карточках лицевого счета переплаты по налогу на прибыль.
Исключение составляют начисления по: ОКАТО 46208557000 (пени, бюджет субъекта); ОКАТО 46246000000 (налог на прибыль и пени по налогу на прибыль, местный Бюджет); ОКАТО 46208000000 (пени по налогу на прибыль, местный Бюджет); ОКАТО 46250000000 (налоговые санкции по налогу на прибыль, местный бюджет).
По данным ОКАТО в материалы дела представлены только акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль от 13.04.2009 г. N 572 по состоянию на 01.04.2009 г. и акт совместной сверки расчетов по налогу на прибыль от 13.07.2009 г. N 719 по состоянию на 01.07.2009 г., поскольку в инспекции карточки лицевых счетов по данным видам налогов и ОКАТО не велись, а значит сальдо по ним было нулевым до поступления переплаты в связи с уменьшением ранее начисленного налога по выездным проверкам за 2003 год и за 2004 - 2005 годы соответственно, и следовательно, актов сверки на 01.07.2008 г. по данным вилам налогов и ОКАТО не было.
Акты совместной сверки расчетов по налогу на прибыль N 1096 от 10.10.2011 г. по состоянию на 01.10.2011 подтверждают наличие переплаты по соответствующим суммам налога на прибыль.
Таким образом, следует вывод, что заявитель узнал о факте переплаты налога на прибыль и о нарушении своего права на основании Постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.2008 г. по делу N А40-25797/07-142-166 и от 24.04.2009 г. по делу N А40-24550/08-14-79, а значит инспекция необоснованно отказала заявителю в возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль.
Вместе с тем, В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления Налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Поскольку Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате 23.10.2009 г. (отметка о вручении), то в силу пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан был осуществить возврат не позднее 24.11.2009 г.
На момент возникновения обязанности у налогового органа произвести возврат излишне уплаченных сумм налога действовала ставка рефинансирования в размере 9% (Указание Банка России N 2336-У от 24.11.2009 г.).
Размер процентов на сумму излишне взысканного налога составляет 795 636,88 руб. Уточненный расчет процентов, представленный заявителем, проверен судом и признан верным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требование заявителя является правомерным, документально подтвержденным, а следовательно подлежит удовлетворению судом.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.27 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названная статья, гл. 25.3 НК РФ и ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" от 2.11.04 N 127-ФЗ, не содержат положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков.
На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с п. 2, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в полном объеме.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 79, 137, 138 НК РФ, и руководствуясь ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд
решил:
Обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1, возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенному по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, из бюджета 5 467 511,87 руб. (пять миллионов четыреста шестьдесят семь тысяч пятьсот одиннадцать рублей восемьдесят семь копеек) излишне взысканного налога на прибыль, и уплатить проценты в размере 795 636,88 руб. (семьсот девяносто пять тысяч шестьсот тридцать шесть рублей восемьдесят восемь копеек), начисленных на сумму излишне взысканного налога.
Взыскать с межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером: 1047707041909 и расположенного по адресу: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, стр. 1 в пользу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенного по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, 54 315,74 руб. (пятьдесят четыре тысячи триста пятнадцать рублей семьдесят четыре копейки) расходов по государственной пошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером: 1024701893336 и расположенному по адресу: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А из федерального бюджета 580,36 руб. (пятьсот восемьдесят рублей тридцать шесть копеек) излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. Вступившее в законную силу решение суда арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в интернете.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить в интернете на соответствующем сайте Девятого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Московского округа.
Судья
Л.А.ШЕВЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)