Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2005 N А74-3198/04-К2-Ф02-2098/05-С1

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 17 мая 2005 г. Дело N А74-3198/04-К2-Ф02-2098/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат питания и торговли "Реал-ЗапСиб" на решение от 16 ноября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3198/04-К2 (суд первой инстанции: Каспирович Е.В.; суд апелляционной инстанции: Сидельникова Т.Н., Тутаркова И.В., Хабибулина Ю.В.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат питания и торговли "Реал-ЗапСиб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия (далее - инспекция) о признании незаконным решения N 68/38 от 21.06.2004 в части начисления 590 рублей и 29269 рублей акциза, 7540 рублей 67 копеек пеней и 5971 рубля 80 копеек штрафа за неуплату акциза.
Решением суда от 16 ноября 2004 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения инспекции о начислении 29269 рублей акциза, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о правомерности начисления инспекцией акциза по нефтепродуктам, поступившим по счету-фактуре от 28.01.2003 N 28, так как 27.01.2003 обратился в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия с заявлением об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов. По мнению общества, свидетельство следует считать аннулированным с 27.01.2003.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 26.04.2004 N 91660, 91661, от 28.04.2004 N 91662), своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Общество частично оспаривает решение N 68/38, принятое инспекцией 21.06.2004 по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет акцизов по нефтепродуктам за период с 01.01.2003 по 31.01.2003. Данным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 24021 рубля 60 копеек, также ему предложено уплатить 120108 рублей акцизов, 31674 рубля пеней.
Согласно акту проверки от 28.05.2004 N 68/38ДСП, основанием начисления 29269 рублей недоимки, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала неисчисление обществом акциза с нефтепродуктов, приобретенных у предпринимателя Халяпина А.И. по счету-фактуре от 28.01.2003 N 28.
Арбитражный суд, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, исходил из наличия у общества обязанности по исчислению и уплате акцизов при получении нефтепродуктов по счету-фактуре от 28.01.2003 N 28, так как свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, было аннулировано решением налогового органа от 29.01.2003.
Вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. По таким операциям согласно пункту 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям, осуществляющим указанные в данном пункте виды деятельности, в том числе розничную реализацию нефтепродуктов.
Пунктом 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В январе 2003 года действовал Порядок, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, устанавливающий правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также правила приостановления действия, аннулирования свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы аннулируют свидетельство в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данным Порядком не определен момент, с которого свидетельство считается аннулированным.
Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, выдано обществу 05.01.2003 на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 04.01.2003 N ОМ-09-15/23.
По заявлению налогоплательщика от 27.01.2003 N 15 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия принято решение от 29.01.2003 N ОМ-09-15/575 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, выданного обществу 05.01.2003.
Обществом 28.01.2003 по счету-фактуре N 28 были приобретены у предпринимателя Халяпина А.И. нефтепродукты.
Из содержания действующего в проверяемом периоде Порядка, а также статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и получение свидетельства, а также аннулирование свидетельства по заявлению налогоплательщика носят добровольный характер. При этом обращение налогоплательщика с заявлением об аннулировании такого свидетельства ничем не обусловлено, поэтому при наличии соответствующего заявления у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в его аннулировании.
Общество, обратившись в налоговый орган с заявлением об аннулировании свидетельства 27.01.2003, выразило волю на отказ от регистрации в качестве лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, и, соответственно, от исполнения обязанностей плательщика акцизов с указанной даты, поэтому при получении нефтепродуктов 28.01.2003 не считало себя плательщиком акциза.
Поскольку действующим в проверяемом периоде порядком выдачи свидетельств, приостановления действия свидетельств и их аннулирования не были установлены срок для принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства, а также момент, с которого свидетельство считается аннулированным, при отсутствии возможности для отказа в удовлетворении заявления лица об аннулировании свидетельства, усмотрение налогового органа в отношении срока принятия решения по такому заявлению не является обстоятельством, влекущим в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате акцизов.
При таких обстоятельствах инспекция не имела оснований для начисления акциза с нефтепродуктов, приобретенных налогоплательщиком 28.01.2003, соответствующих сумм пеней и штрафа в зависимости от даты принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства.
Такой же подход к определению момента аннулирования свидетельства в последующем был закреплен в Порядке выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, согласно которому свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении, но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства.
С учетом изложенного судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при рассмотрении дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, подлежит возврату обществу в размере 2450 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 ноября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3198/04-К2 отменить в части отказа в признании незаконным решения N 68/38 от 21.06.2004, принятого Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, в части начисления 29269 рублей акциза, 7397 рублей 68 копеек пеней и 5853 рублей 80 копеек штрафа.
В отмененной части принять новое решение и признать незаконным решение N 68/38 от 21.06.2004, принятое Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, в части начисления 29269 рублей акциза, 7397 рублей 68 копеек пеней и 5853 рублей 80 копеек штрафа как не соответствующее статьям 179.1, 182 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат питания и торговли "Реал-ЗапСиб" из федерального бюджета 2450 рублей государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 мая 2005 г. Дело N А74-3198/04-К2-Ф02-2098/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат питания и торговли "Реал-ЗапСиб" на решение от 16 ноября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3198/04-К2 (суд первой инстанции: Каспирович Е.В.; суд апелляционной инстанции: Сидельникова Т.Н., Тутаркова И.В., Хабибулина Ю.В.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат питания и торговли "Реал-ЗапСиб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия (далее - инспекция) о признании незаконным решения N 68/38 от 21.06.2004 в части начисления 590 рублей и 29269 рублей акциза, 7540 рублей 67 копеек пеней и 5971 рубля 80 копеек штрафа за неуплату акциза.
Решением суда от 16 ноября 2004 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения инспекции о начислении 29269 рублей акциза, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о правомерности начисления инспекцией акциза по нефтепродуктам, поступившим по счету-фактуре от 28.01.2003 N 28, так как 27.01.2003 обратился в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия с заявлением об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов. По мнению общества, свидетельство следует считать аннулированным с 27.01.2003.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 26.04.2004 N 91660, 91661, от 28.04.2004 N 91662), своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Общество частично оспаривает решение N 68/38, принятое инспекцией 21.06.2004 по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет акцизов по нефтепродуктам за период с 01.01.2003 по 31.01.2003. Данным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 24021 рубля 60 копеек, также ему предложено уплатить 120108 рублей акцизов, 31674 рубля пеней.
Согласно акту проверки от 28.05.2004 N 68/38ДСП, основанием начисления 29269 рублей недоимки, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала неисчисление обществом акциза с нефтепродуктов, приобретенных у предпринимателя Халяпина А.И. по счету-фактуре от 28.01.2003 N 28.
Арбитражный суд, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, исходил из наличия у общества обязанности по исчислению и уплате акцизов при получении нефтепродуктов по счету-фактуре от 28.01.2003 N 28, так как свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, было аннулировано решением налогового органа от 29.01.2003.
Вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. По таким операциям согласно пункту 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям, осуществляющим указанные в данном пункте виды деятельности, в том числе розничную реализацию нефтепродуктов.
Пунктом 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В январе 2003 года действовал Порядок, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, устанавливающий правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также правила приостановления действия, аннулирования свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы аннулируют свидетельство в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данным Порядком не определен момент, с которого свидетельство считается аннулированным.
Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, выдано обществу 05.01.2003 на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 04.01.2003 N ОМ-09-15/23.
По заявлению налогоплательщика от 27.01.2003 N 15 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия принято решение от 29.01.2003 N ОМ-09-15/575 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, выданного обществу 05.01.2003.
Обществом 28.01.2003 по счету-фактуре N 28 были приобретены у предпринимателя Халяпина А.И. нефтепродукты.
Из содержания действующего в проверяемом периоде Порядка, а также статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и получение свидетельства, а также аннулирование свидетельства по заявлению налогоплательщика носят добровольный характер. При этом обращение налогоплательщика с заявлением об аннулировании такого свидетельства ничем не обусловлено, поэтому при наличии соответствующего заявления у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в его аннулировании.
Общество, обратившись в налоговый орган с заявлением об аннулировании свидетельства 27.01.2003, выразило волю на отказ от регистрации в качестве лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов, и, соответственно, от исполнения обязанностей плательщика акцизов с указанной даты, поэтому при получении нефтепродуктов 28.01.2003 не считало себя плательщиком акциза.
Поскольку действующим в проверяемом периоде порядком выдачи свидетельств, приостановления действия свидетельств и их аннулирования не были установлены срок для принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства, а также момент, с которого свидетельство считается аннулированным, при отсутствии возможности для отказа в удовлетворении заявления лица об аннулировании свидетельства, усмотрение налогового органа в отношении срока принятия решения по такому заявлению не является обстоятельством, влекущим в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате акцизов.
При таких обстоятельствах инспекция не имела оснований для начисления акциза с нефтепродуктов, приобретенных налогоплательщиком 28.01.2003, соответствующих сумм пеней и штрафа в зависимости от даты принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства.
Такой же подход к определению момента аннулирования свидетельства в последующем был закреплен в Порядке выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, согласно которому свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении, но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства.
С учетом изложенного судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при рассмотрении дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, подлежит возврату обществу в размере 2450 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 ноября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3198/04-К2 отменить в части отказа в признании незаконным решения N 68/38 от 21.06.2004, принятого Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, в части начисления 29269 рублей акциза, 7397 рублей 68 копеек пеней и 5853 рублей 80 копеек штрафа.
В отмененной части принять новое решение и признать незаконным решение N 68/38 от 21.06.2004, принятое Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, в части начисления 29269 рублей акциза, 7397 рублей 68 копеек пеней и 5853 рублей 80 копеек штрафа как не соответствующее статьям 179.1, 182 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат питания и торговли "Реал-ЗапСиб" из федерального бюджета 2450 рублей государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)