Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2004 N А21-1903/04-С1

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 августа 2004 года Дело N А21-1903/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от рыболовецкого колхоза "Доброволец" председателя Ткаченко А.В. (протокол от 28.04.2000 N 4), Твердохлеба О.А. (доверенность от 03.08.04), рассмотрев 25.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.04 по делу N А21-1903/04-С1 (судья Залужная Ю.Д.),
УСТАНОВИЛ:

Рыболовецкий колхоз "Доброволец" (далее - колхоз, рыболовецкий колхоз) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области (далее - налоговая инспекция, инспекция) по отказу колхозу в переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с 01.01.04.
Решением суда от 29.04.04 требования колхоза удовлетворены. В решении суд сделал вывод о том, что рыболовецкий колхоз, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, имеет право на применение единого сельскохозяйственного налога.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение от 29.04.04 и отказать колхозу в удовлетворении заявления.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что рыболовецкий колхоз 19.01.04 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переводе его на уплату единого сельскохозяйственного налога как сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Налоговая инспекция уведомлением от 09.02.04 N 10 сообщила колхозу о возможности применения им с 01.01.04 единого сельскохозяйственного налога. Затем инспекция направила рыболовецкому колхозу письмо от 20.02.04 N 05-947, в котором просила считать недействительным уведомление от 09.02.04 N 10, а также уведомила заявителя о том, что колхоз не вправе применять систему налогообложения, установленную главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей, то есть перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, так как не занимается выращиванием рыбы и (или) производством сельскохозяйственной продукции.
Налогоплательщик не согласился с выводом налогового органа и отказом перевести его на уплату единого сельскохозяйственного налога, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление налогоплательщика.
Согласно статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Из материалов дела усматривается, что рыболовецкий колхоз отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным в названной норме Кодекса.
В пункте 3 статьи 346.2 НК РФ приведен перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. К ним относятся:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В данном случае рыболовецкий колхоз не относится ни к одному из перечисленных налогоплательщиков.
Налоговая инспекция считает, что рыболовецкий колхоз не может перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, поскольку не выращивает рыбу, а вылавливает ее. Действительно, колхоз не занимается выращиванием рыбы, однако он является сельскохозяйственным товаропроизводителем, то есть организацией, производящей сельскохозяйственную продукцию путем вылова рыбы, на которую также распространяются положения главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Рыболовецкие колхозы отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям в статье 1 Закона Российской Федерации "О сельскохозяйственной кооперации", в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (код 98 9900), в разделе "В" - "Рыбоводство, рыболовство" ОК 029-2001 (ОКВЭД), при условии, что производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов составляет у них в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Более того, статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которыми абзац третий статьи 2 изложен в следующей редакции:
"для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года"; и статья 2 дополнена статьей 2.1 следующего содержания: налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
- в 2004 - 2005 годах - 0 процентов;
- в 2006 - 2008 годах - 6 процентов;
- в 2009 - 2011 годах - 12 процентов;
- в 2012 - 2014 годах - 18 процентов.
Таким образом, и в приведенных положениях Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ рыболовецкие артели (колхозы) названы сельскохозяйственными товаропроизводителями, а освобождение от уплаты налога на прибыль до 01.01.05 предоставлено рыболовецким колхозам, не перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в письме от 10.08.04 N 03-03-02-04/211, адресованном Союзу рыболовецких колхозов России, указало на то, что, по мнению этого государственного органа, положения главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на рыболовецкие колхозы, если доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70 процентов.
Принимая во внимание, что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта, принятого по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.04 по делу N А21-1903/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
НИКИТУШКИНА Л.Л.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)