Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 07.11.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани на решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2850/08
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕГАТЕК", город Воронеж, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕГАТЕК", город Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения.
Решением от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области признаны недействительными действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов ООО "Вегатек" по заявлению ООО "Вегатек" о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 20.02.2008 - незаконными.
Суд обязал налоговый орган зарегистрировать объекты налогообложения - игровые автоматы ООО "Вегатек" в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 00 минут 05.11.2008 до 10 часов 00 минут 07.11.2008.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 20.02.2008 ООО "Вегатек" представило в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 20.02.2008. Уведомлением от 27.02.2008 N 09-40/4702 отказал в регистрации объектов игорного бизнеса.
В обоснование отказа указано, что помещения, указанные в заявлениях не относятся к категориям развлекательных комплексов и общество не получало согласования о разрешении игорного заведения до 01.07.2007 в службе лицензирования Астраханской области, что противоречит Закону Астраханской области от 28.12.2006.
Судами установлено, что ООО "Вегатек" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений на основании лицензии, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму от 24.05.2004 N 004435 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 24.05.2009, на территории г. Астрахани через обособленные подразделения, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ул. Ногина/ул. Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова), 3, ул. Тургенева, 13.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что игровые заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 при условии приведения этой деятельности в соответствие с требованиями закона до 01.07.2007 в части соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Из содержания статьи 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Статья 364 НК РФ не содержит понятия помещения развлекательных комплексов.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Статьей 2 НК РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Суды сделали правильный вывод о том, что данный Федеральный закон в силу статьи 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения, поскольку не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
Кроме того, Закон Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и закон Астраханской области от 20.11.2006 N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" определяет лишь процедуру согласования мест размещения игорных заведений, требования к их размещению на территории Астраханской области.
Следовательно, указанный закон также не содержит положений, касающихся налоговых правоотношений.
Согласно статье 5.1 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 за нарушение положений настоящего закона виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законом Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Суды сделали правильные выводы о том, что налоговый орган не наделен полномочиями контроля по размещению игорных заведений на территории Астраханской области.
Судами обоснованно указано, что нормы подпункта 2 и 6 статьи 366 НК РФ устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.
Из положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах РФ, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом РФ запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 до 01.07.2009, т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
Закон Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и Закон Астраханской области от 20.11.2006 N 09-40/25293 "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" не предусматривают запрета на деятельность и проведение азартных игр.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации игровых автоматов не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации заявленных им объектов налогообложения. Отказ основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, следовательно, является незаконным.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
постановил:
решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2850/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2008 ПО ДЕЛУ N А06-2850/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2008 г. по делу N А06-2850/2008
Резолютивная часть объявлена 07.11.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани на решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2850/08
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕГАТЕК", город Воронеж, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕГАТЕК", город Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения.
Решением от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области признаны недействительными действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов ООО "Вегатек" по заявлению ООО "Вегатек" о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 20.02.2008 - незаконными.
Суд обязал налоговый орган зарегистрировать объекты налогообложения - игровые автоматы ООО "Вегатек" в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 00 минут 05.11.2008 до 10 часов 00 минут 07.11.2008.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 20.02.2008 ООО "Вегатек" представило в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 20.02.2008. Уведомлением от 27.02.2008 N 09-40/4702 отказал в регистрации объектов игорного бизнеса.
В обоснование отказа указано, что помещения, указанные в заявлениях не относятся к категориям развлекательных комплексов и общество не получало согласования о разрешении игорного заведения до 01.07.2007 в службе лицензирования Астраханской области, что противоречит Закону Астраханской области от 28.12.2006.
Судами установлено, что ООО "Вегатек" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений на основании лицензии, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму от 24.05.2004 N 004435 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 24.05.2009, на территории г. Астрахани через обособленные подразделения, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ул. Ногина/ул. Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова), 3, ул. Тургенева, 13.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что игровые заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 при условии приведения этой деятельности в соответствие с требованиями закона до 01.07.2007 в части соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Из содержания статьи 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Статья 364 НК РФ не содержит понятия помещения развлекательных комплексов.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Статьей 2 НК РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Суды сделали правильный вывод о том, что данный Федеральный закон в силу статьи 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения, поскольку не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
Кроме того, Закон Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и закон Астраханской области от 20.11.2006 N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" определяет лишь процедуру согласования мест размещения игорных заведений, требования к их размещению на территории Астраханской области.
Следовательно, указанный закон также не содержит положений, касающихся налоговых правоотношений.
Согласно статье 5.1 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 за нарушение положений настоящего закона виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законом Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Суды сделали правильные выводы о том, что налоговый орган не наделен полномочиями контроля по размещению игорных заведений на территории Астраханской области.
Судами обоснованно указано, что нормы подпункта 2 и 6 статьи 366 НК РФ устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.
Из положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах РФ, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом РФ запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 до 01.07.2009, т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
Закон Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и Закон Астраханской области от 20.11.2006 N 09-40/25293 "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" не предусматривают запрета на деятельность и проведение азартных игр.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации игровых автоматов не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации заявленных им объектов налогообложения. Отказ основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, следовательно, является незаконным.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
постановил:
решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2850/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)