Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2008 N Ф04-210/2008(646-А81-42) ПО ДЕЛУ N А81-725/2007

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2008 г. N Ф04-210/2008(646-А81-42)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 14.08.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-725/2007 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Мангазея" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным решения,
установил:

открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Мангазея" (далее - ОАО "НК "Мангазея", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.12.2006 N 1199 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации в размере 4652451,22 руб.
Решением арбитражного суда от 14.08.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что требования об уплате налога от 07.11.2006 N N 13464, 135588, 13589 содержат все необходимые данные для определения сумм недоимок по налогам и пеней в соответствии с нормами пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации; арбитражным судом не исследован расчет пеней; неправильно применены нормы права в отношении единого социального налога; пеня начисляется до полного погашения налогоплательщиком задолженности по налогам.
ОАО "НК "Мангазея" против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить в силе как законное и обоснованное, принятое в соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом принято решение от 25.12.2006 N 1199 о взыскании за счет имущества ОАО "НК "Мангазея" налогов в сумме 4322296,64 руб., пени - 330154,58 руб., всего в общей сумме - 4652451,22 руб. Основанием для вынесения решения послужило неисполнение налогоплательщиком требований об уплате налога и пеней от 07.11.2006 N N 13464, 13588, 13589.
Согласно требованиям налогового органа от 07.11.2006 N N 13464, 13588, 13589, обществу предложено уплатить: единый социальный налог и пени по единому социальному налогу, налог на добавленную стоимость и пени по налогу на добавленную стоимость, пени по акцизу на автомобильный бензин, пени по налогу на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, пени по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат, пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, земельный налог и пени по земельному налогу.
Арбитражным судом признано недействительным решение налогового органа от 25.12.2006 N 1199 в связи недоказанностью наличия недоимки по налогам, пропуском срока взыскания, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушением норм статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при направлении обществу налоговым органом требований от 07.11.2006 N N 13464, 13588, 13589.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) установлены сроки направления требования об уплате налога и сбора, согласно которых требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога (пеней) должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начисляются пени, и ставке пени. Требование об уплате налога, в котором отсутствуют необходимые реквизиты, предусмотренные пунктом 4 статьи 69 Кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на налогоплательщика обязанность по уплате налога и пеней, обоснованность и правомерность начисления которых налогоплательщик не может проверить.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорные требования об уплате налога от 07.11.2006 N N 13464, 13588, 13589 не содержат данных о размере недоимки, на которую начислены пени, период начисления пеней и ставка пени.
Налоговым органом, при рассмотрении дела в суде, в порядке статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был представлен расчет пеней. Арбитражным судом рассмотрены представленные доказательства и сделан вывод, что данный расчет не восполняет отсутствующие в выставленных требованиях обязательные сведения, поскольку из расчета, также как из требований, невозможно выявить за какие налоговые периоды и на какую сумму задолженности по налогам начислены пени. Указанная в расчете пени задолженность по налогу значительно превышает суммы налога, подлежащие уплате налогоплательщиком за конкретные налоговые периоды, в связи с чем арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган начислил пени нарастающим итогом на всю сумму задолженности, числившуюся за налогоплательщиком по данным его лицевого счета.
На основании вышеуказанных обстоятельств, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что налоговым органом при направлении требований от 07.11.2006 N N 13464, 13588, 13589 нарушен пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании норм статей 58, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2007, в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", арбитражным судом сделан обоснованный вывод о неправомерном начислении налоговым органом пеней на авансовые платежи по единому социальному налогу, подлежащие уплате до 01.01.2007.
При этом судом правомерно учтено то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 авансовые платежи приравнены к налоговым платежам, за несвоевременную уплату которых могут начисляться пени. Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Вместе с тем, начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей зависит не только от просрочки уплаты данных платежей, но и от наличия недоимки по итогам отчетного периода в виде разницы между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.
Арбитражным судом установлено, что налоговым органом не представлено доказательств наличия у общества недоимки по единому социальному налогу по итогам отчетного периода.
Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно указал, что в силу указанных требований обязанность налогоплательщиков уплачивать пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей не распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2007.
В кассационной жалобе налоговый орган также оспаривает выводы арбитражного суда относительно взыскания пеней, начисленных на недоимку, существующую по данным лицевого счета налогоплательщика за пределами сроков, установленных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 01.01.2002 Федеральным законом N 126-ФЗ от 08.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1, статья 2) отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
С 01.01.2001 Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (статья 4) отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
По решению налогового органа производится взыскание пеней в 2006 году за просрочки уплаты акциза на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, подлежащего уплате до 01.01.2002, налога на реализацию горюче-смазочных материалов, подлежащего уплате до 01.01.2001.
В соответствии пунктами 3, 10 статьи 46, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражным судом сделан правильный вывод о недействительности оспариваемого решения налогового органа в связи с истечением срока взыскания во внесудебном порядке пеней за просрочку уплаты акциза на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
Арбитражным судом установлено, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие основания возникновения задолженности по налогам, на которую начислены пени. В связи с недоказанностью налоговым органом недоимки по налогам, арбитражным судом сделан вывод о недействительности решения налогового органа от 25.12.2006 N 1199 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации в размере 4652451,22 руб.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов суда относительно установленных обстоятельств дела и направлены на их переоценку. В соответствии с требованиями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не имеет оснований для переоценки обстоятельств дела и выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы относятся на налоговый орган, оплачены при подаче жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 14.08.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-725/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)