Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 августа 2003 года Дело N А56-525/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии от ЗАО "РУСТ" Смирновой Т.Е. (доверенность от 28.07.03 N 209-78), от Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Сукониной Ю.С. (доверенность от 04.01.03 N 02/1), рассмотрев 28.07.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 26.02.2003 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2003 (судьи Кадулин А.В., Гайсановская Е.В., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-525/03,
Закрытое акционерное общество "РУСТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 05.11.2002 N 15/26945 и обязании возвратить 179689 руб. излишне уплаченного налога за 2000 - 2002 годы.
Третьим лицом к участию в деле привлечено Отделение Федерального казначейства по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - отделение).
Решением от 26.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2003, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы указывает на нарушение судебными инстанциями норм материального права, устанавливающих ставки земельного налога в 2000 - 2002 годах.
Представители отделения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества их отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене.
Как видно из материалов дела, общество уплатило земельный налог за 2000 - 2001 годы и 1-е полугодие 2002 года, последовательно применив повышающие коэффициенты, установленные федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий год.
В октябре 2002 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 179689 руб. излишне уплаченного налога, приложив уточненные налоговые декларации (расчеты).
Письмом от 05.11.2002 N 15/26945 инспекция возвратила обществу уточненные расчеты по земельному налогу с указанием на правомерность первоначальных расчетов. Названное письмо, подписанное заместителем руководителя инспекции, затрагивает права и законные интересы заявителя посредством реализации государственным органом властных полномочий, а следовательно, является по своей сути ненормативным правовым актом, оспаривание которого в судебном порядке предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция инспекции, изложенная в оспариваемом обществом письме, сводится к тому, что ставки земельного налога за 2000 - 2002 годы действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года. Кроме того, инспекция указала на статью 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" с изменениями и дополнениями от 11.07.2002 N 314-27, согласно которым ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "4,8" (лист дела 33).
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Увеличение средних ставок земельного налога (применение повышающих коэффициентов) не влечет "автоматического" увеличения ставок земельного налога, действующих в Санкт-Петербурге.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
В 1999 - 2001 годах такие законы в Санкт-Петербурге не принимались.
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) в 2002 году ставки земельного налога применяются по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688". При определении указанного коэффициента учтена индексация земельного налога в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о неправомерном использовании инспекцией при расчете земельного налога за спорный период коэффициентов, установленных федеральными законами.
Суд кассационной инстанции также считает ошибочным вывод налогового органа о необходимости использовать в расчете земельного налога коэффициент "4,8", установленный статьей 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27), поскольку указанная норма введена с нарушением статьи 57 Конституции Российской Федерации. Правомерность данного вывода подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П.
В материалах дела имеется акт сверки расчетов и платежей по земельному налогу (лист дела 76), согласно которому истец в нарушение статьи 27 Закона N 818-109 рассчитал сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 год с применением коэффициента "2", а не "2,688". Названный расчет ошибочно принят судом как основание для определения размера излишне уплаченных обществом сумм налога.
При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными лишь в части удовлетворения первого требования. В части второго требования, заявленного обществом, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо истребовать от участников спора расчет земельного налога, сделанный с применением коэффициента "2,688", установленного Законом N 818-109, после чего принять решение, обоснованное как по праву, так и по размеру.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 26.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-525/03 в части обязания Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу возвратить 179689 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000, 2001 годы и первое полугодие 2002 года отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части названные решение и постановление оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2003 N А56-525/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2003 года Дело N А56-525/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии от ЗАО "РУСТ" Смирновой Т.Е. (доверенность от 28.07.03 N 209-78), от Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Сукониной Ю.С. (доверенность от 04.01.03 N 02/1), рассмотрев 28.07.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 26.02.2003 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2003 (судьи Кадулин А.В., Гайсановская Е.В., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-525/03,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "РУСТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 05.11.2002 N 15/26945 и обязании возвратить 179689 руб. излишне уплаченного налога за 2000 - 2002 годы.
Третьим лицом к участию в деле привлечено Отделение Федерального казначейства по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - отделение).
Решением от 26.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2003, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы указывает на нарушение судебными инстанциями норм материального права, устанавливающих ставки земельного налога в 2000 - 2002 годах.
Представители отделения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества их отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене.
Как видно из материалов дела, общество уплатило земельный налог за 2000 - 2001 годы и 1-е полугодие 2002 года, последовательно применив повышающие коэффициенты, установленные федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий год.
В октябре 2002 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 179689 руб. излишне уплаченного налога, приложив уточненные налоговые декларации (расчеты).
Письмом от 05.11.2002 N 15/26945 инспекция возвратила обществу уточненные расчеты по земельному налогу с указанием на правомерность первоначальных расчетов. Названное письмо, подписанное заместителем руководителя инспекции, затрагивает права и законные интересы заявителя посредством реализации государственным органом властных полномочий, а следовательно, является по своей сути ненормативным правовым актом, оспаривание которого в судебном порядке предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция инспекции, изложенная в оспариваемом обществом письме, сводится к тому, что ставки земельного налога за 2000 - 2002 годы действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года. Кроме того, инспекция указала на статью 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" с изменениями и дополнениями от 11.07.2002 N 314-27, согласно которым ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "4,8" (лист дела 33).
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Увеличение средних ставок земельного налога (применение повышающих коэффициентов) не влечет "автоматического" увеличения ставок земельного налога, действующих в Санкт-Петербурге.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
В 1999 - 2001 годах такие законы в Санкт-Петербурге не принимались.
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) в 2002 году ставки земельного налога применяются по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688". При определении указанного коэффициента учтена индексация земельного налога в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о неправомерном использовании инспекцией при расчете земельного налога за спорный период коэффициентов, установленных федеральными законами.
Суд кассационной инстанции также считает ошибочным вывод налогового органа о необходимости использовать в расчете земельного налога коэффициент "4,8", установленный статьей 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27), поскольку указанная норма введена с нарушением статьи 57 Конституции Российской Федерации. Правомерность данного вывода подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П.
В материалах дела имеется акт сверки расчетов и платежей по земельному налогу (лист дела 76), согласно которому истец в нарушение статьи 27 Закона N 818-109 рассчитал сумму излишне уплаченного земельного налога за 2002 год с применением коэффициента "2", а не "2,688". Названный расчет ошибочно принят судом как основание для определения размера излишне уплаченных обществом сумм налога.
При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными лишь в части удовлетворения первого требования. В части второго требования, заявленного обществом, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо истребовать от участников спора расчет земельного налога, сделанный с применением коэффициента "2,688", установленного Законом N 818-109, после чего принять решение, обоснованное как по праву, так и по размеру.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-525/03 в части обязания Инспекции по Фрунзенскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу возвратить 179689 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000, 2001 годы и первое полугодие 2002 года отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части названные решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий
БУХАРЦЕВ С.Н.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
БУХАРЦЕВ С.Н.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)