Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 января 2004 года Дело N А12-12814/03-С6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области,
на решение от 10.10.2003 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-12814/03-С6
по иску Волжского городского потребительского общества, г. Волжский, к Волжской городской Думе о признании недействующим нормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2003 г. отказано в удовлетворении требований Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, о признании недействующим решения городского Совета народных депутатов N 90/1 от 13.01.99 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Волжского Волгоградской области".
Решение Волжского городского Совета народных депутатов N 90/1 от 13.01.99 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Волжского Волгоградской области" признано соответствующим ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
На судебный акт истцом подана кассационная жалоба, в которой просит его отменить.
В обоснование своих требований в жалобе ссылается на то, что решение суда является незаконным. По мнению заявителя, оспариваемое решение Волжского горсовета нарушает его экономические права и приводит к излишней уплате налога, что не соответствует ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Обжалуемое решение Волжского горсовета опубликовано без приложений N 1 и N 2, установивших границы ценовых районов и дифференцированные ставки земельного налога. Размер земельного налога установлен не самим решением, а приложениями к нему, которые не опубликованы и применяться не должны.
В приложении N 2 установлена средняя ставка по районам, объединяющим несколько участков, без указания ставки налога по этим участкам, что, по мнению заявителя, нарушает права налогоплательщиков на уплату законно установленных налогов, а также нарушает установленный принцип дифференцированности.
То есть для применения налогоплательщиком новых норм законодательства о налогах и сборах необходимо соблюдение следующих трех условий: официальное опубликование акта, истечение одного месяца со дня опубликования, вступление в законную силу не ранее 1 числа очередного налогового периода. Поскольку законодателем при принятии вышеуказанных Федеральных законов не были соблюдены требования по введению налогового законодательства в действие (введение повышенной ставки налога с 1 числа очередного налогового периода), то, по мнению заявителя, исчисление и уплата земельного налога с учетом коэффициентов, установленных в вышеперечисленных законах, противоречат действующему законодательству.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Волжский городской Совет народных депутатов принял решение N 90/1 от 13.01.99 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Волжского Волгоградской области". Указанным решением определены дифференцированные ставки земельного налога по ценовым районам города.
Отказывая в удовлетворении требований Волжского городского потребительского общества, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 (в редакции от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ) "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к вышеназванному Закону. При этом средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов (в 1999 г. - Волжским городским Советом народных депутатов, в настоящее время - Волжской городской Думой Волгоградской области).
Однако суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от покупателя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, районов, городов и административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 27.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.02.2002 N 31-ФЗ), п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Решением Волжского городского Совета народных депутатов от 13.01.99 N 90/1 утверждены границы ценовых районов (территориально-экономических зон) в соответствии со схемой распределения дифференцированных ставок земельного налога (приложение N 1) и дифференцированные ставки земельного налога по ценовым районам города (приложение N 2), а также поручено Главе администрации г. Волжского опубликовать решение в газете "Волжская правда" в течение 10 дней.
Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности, не могут применяться, если не опубликованы для всеобщего сведения.
Данное конституционное положение, по сути, означает, что законы и другие акты, указанные в п. 3 ст. 15 (а вернее, их полные и точные тексты), должны официально публиковаться в газетах или специальных изданиях. Под официальным опубликованием нормативного правового акта понимается помещение его текста (со всеми реквизитами) в специальном издании. В соответствии с действующим законодательством официальным опубликованием нормативного акта считается первая публикация его полного текста.
Между тем в материалах дела отсутствуют приложения N 1 и N 2 решения Волжского городского Совета, установившие границы ценовых районов и дифференцированные ставки земельного налога.
Кроме того, в материалах дела отсутствует порядок расчета средней ставки земельного налога, дифференцированной по местоположению и зонам различной ценности территории. Ввиду отсутствия методики расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла. Указанные обстоятельства судом первой инстанции в полной мере не исследовались и надлежащая оценка им не дана.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2003 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-12814/03-С6 отменить.
Кассационную жалобу Волжского городского потребительского общества удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.01.2004 ПО ДЕЛУ N А12-12814/03-С6
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 января 2004 года Дело N А12-12814/03-С6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области,
на решение от 10.10.2003 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-12814/03-С6
по иску Волжского городского потребительского общества, г. Волжский, к Волжской городской Думе о признании недействующим нормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2003 г. отказано в удовлетворении требований Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, о признании недействующим решения городского Совета народных депутатов N 90/1 от 13.01.99 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Волжского Волгоградской области".
Решение Волжского городского Совета народных депутатов N 90/1 от 13.01.99 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Волжского Волгоградской области" признано соответствующим ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
На судебный акт истцом подана кассационная жалоба, в которой просит его отменить.
В обоснование своих требований в жалобе ссылается на то, что решение суда является незаконным. По мнению заявителя, оспариваемое решение Волжского горсовета нарушает его экономические права и приводит к излишней уплате налога, что не соответствует ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Обжалуемое решение Волжского горсовета опубликовано без приложений N 1 и N 2, установивших границы ценовых районов и дифференцированные ставки земельного налога. Размер земельного налога установлен не самим решением, а приложениями к нему, которые не опубликованы и применяться не должны.
В приложении N 2 установлена средняя ставка по районам, объединяющим несколько участков, без указания ставки налога по этим участкам, что, по мнению заявителя, нарушает права налогоплательщиков на уплату законно установленных налогов, а также нарушает установленный принцип дифференцированности.
То есть для применения налогоплательщиком новых норм законодательства о налогах и сборах необходимо соблюдение следующих трех условий: официальное опубликование акта, истечение одного месяца со дня опубликования, вступление в законную силу не ранее 1 числа очередного налогового периода. Поскольку законодателем при принятии вышеуказанных Федеральных законов не были соблюдены требования по введению налогового законодательства в действие (введение повышенной ставки налога с 1 числа очередного налогового периода), то, по мнению заявителя, исчисление и уплата земельного налога с учетом коэффициентов, установленных в вышеперечисленных законах, противоречат действующему законодательству.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Волжский городской Совет народных депутатов принял решение N 90/1 от 13.01.99 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Волжского Волгоградской области". Указанным решением определены дифференцированные ставки земельного налога по ценовым районам города.
Отказывая в удовлетворении требований Волжского городского потребительского общества, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 (в редакции от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ) "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к вышеназванному Закону. При этом средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов (в 1999 г. - Волжским городским Советом народных депутатов, в настоящее время - Волжской городской Думой Волгоградской области).
Однако суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от покупателя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, районов, городов и административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 27.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.02.2002 N 31-ФЗ), п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Решением Волжского городского Совета народных депутатов от 13.01.99 N 90/1 утверждены границы ценовых районов (территориально-экономических зон) в соответствии со схемой распределения дифференцированных ставок земельного налога (приложение N 1) и дифференцированные ставки земельного налога по ценовым районам города (приложение N 2), а также поручено Главе администрации г. Волжского опубликовать решение в газете "Волжская правда" в течение 10 дней.
Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности, не могут применяться, если не опубликованы для всеобщего сведения.
Данное конституционное положение, по сути, означает, что законы и другие акты, указанные в п. 3 ст. 15 (а вернее, их полные и точные тексты), должны официально публиковаться в газетах или специальных изданиях. Под официальным опубликованием нормативного правового акта понимается помещение его текста (со всеми реквизитами) в специальном издании. В соответствии с действующим законодательством официальным опубликованием нормативного акта считается первая публикация его полного текста.
Между тем в материалах дела отсутствуют приложения N 1 и N 2 решения Волжского городского Совета, установившие границы ценовых районов и дифференцированные ставки земельного налога.
Кроме того, в материалах дела отсутствует порядок расчета средней ставки земельного налога, дифференцированной по местоположению и зонам различной ценности территории. Ввиду отсутствия методики расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла. Указанные обстоятельства судом первой инстанции в полной мере не исследовались и надлежащая оценка им не дана.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2003 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-12814/03-С6 отменить.
Кассационную жалобу Волжского городского потребительского общества удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)