Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2005 ПО ДЕЛУ N А05-11219/03-18

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 11 апреля 2005 года Дело N А05-11219/03-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2004 по делу N А05-11219/03-18 (судья Чалбышева И.В.),
УСТАНОВИЛ:



Определением ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2005 исправлена опечатка. В данном случае вместо "статьи 12" следует читать "статьи 122".

Общество с ограниченной ответственностью "Соломбала" (далее - ООО "Соломбала", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (реорганизована в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску, далее - налоговая инспекция) от 09.10.03 N 16-23/20565 о доначислении 26746 руб. земельного налога за 2003 год и привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 5349 руб. штрафа.
Решением суда от 31.12.2003 заявление ООО "Соломбала" удовлетворено.
Постановлением кассационной инстанции от 26.04.2004 решение суда от 31.12.2003 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. До вынесения судом решения Общество изменило ранее заявленные требования, учитывая выводы кассационной инстанции, и просило признать недействительным решение налоговой инспекции в части, связанной с доначислением 16899,86 руб. (л.д. 73).
Решением суда от 01.12.2004 заявление ООО "Соломбала" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 01.12.2004. Податель жалобы утверждает, что Общество неправильно определило сумму земельного налога за 2003 год, неправомерно не применив к введенным с 01.01.1999 решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" ставкам земельного налога предусмотренный статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" повышающий коэффициент "2".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Соломбала" представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год. Из декларации следовало, что при расчете налога налогоплательщиком применен только один коэффициент индексации "1,8", установленный на текущий 2003 год Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Проверив названную декларацию, налоговая инспекция пришла к выводу, что Обществом занижена ставка земельного налога, по которой подлежал исчислению и уплате налог за 2003 год. Применив все повышающие коэффициенты предыдущих лет, в том числе коэффициент "2", установленный Законом "О Федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ), который, по мнению налогового органа, также подлежит применению, налоговая инспекция приняла решение от 09.10.03 N 16-23/20565. По этому решению Обществу доначислено 26746 руб. земельного налога за 2003 год. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Во исполнение решения Обществу направлено требование от 09.10.03 N 16-23/0397 об уплате налога и штрафа.
Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в арбитражном суде.
При новом рассмотрении дела после отмены ранее принятого судом решения суд первой инстанции, проверив правильность определения Обществом налоговой ставки для исчисления земельного налога за 1999 год и с учетом этого ставки земельного налога на 2003 год, удовлетворил уточненные требования Общества, придя к выводу об их законности.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены такого решения суда.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные названным Законом ставки земельного налога. Индексация ставок земельного налога осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В последующем коэффициенты включались в федеральные законы о бюджете на соответствующие годы.
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В силу Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Согласно Федеральному закону от 24.07.02 N 110-ФЗ ставки, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Исходя из названных законов, под ставкой земельного налога следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются. Этот вывод следует из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422, а также из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.02.04 N 48-О, от 12.05.03 N 186-О, постановлении от 21.03.97 N 5-П, законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяя их перечень в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все элементы налоговых обязательств, а субъект вправе решить, вводить ли его на своей территории, и конкретизирует порядок и сроки их уплаты и исчисления. В данном случае у субъекта имелось право утвердить правила дифференцирования средних ставок по местоположению, по зонам, определить порядок и сроки уплаты земельного налога.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". Предусмотренный этой нормой поправочный коэффициент индексирует ставки земельного налога по отношению к 1998 году, тогда как налоговой инспекцией при расчете земельного налога за 2003 год применен коэффициент 2 к новой базовой ставке 1999 года.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на территории муниципального образования "Город Архангельск" применение в 1999 году ставок земельного налога, действовавших в 1998 году, с коэффициентом "2" невозможно, поскольку решением N 337 изменено ценовое зонирование земельных участков и установлены новые, уже проиндексированные базовые ставки земельного налога, введенные в действие с 01.01.99.
Неправильное определение налоговым органом ставки земельного налога на 1999 год привело к ошибке при исчислении суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2003 год. Соответственно исчисление налоговой инспекцией земельного налога за 2003 год с учетом поправочного коэффициента "2", примененного к ставкам земельного налога, установленным Решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 с 01.01.99, является незаконным.
Указанный вывод суда соответствует буквальному толкованию статьи 15 Закона N 36-ФЗ и не противоречит законодательству.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение налогового органа от 09.10.03 N 16-23/20565 в оспариваемой части недействительным.
Кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятого судом решения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2004 по делу N А05-11219/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)