Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 ноября 2006 года Дело N А49-4130/06-215А/28
Индивидуальный предприниматель Жулимов И.А. обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 23.06.2006 N 2488 о невозможности применения Индивидуальным предпринимателем Жулимовым И.А. упрощенной системы налогообложения, а также просил обязать налоговый орган перевести Индивидуального предпринимателя Жулимова И.А на упрощенную систему налогообложения с 14.06.2006.
Решением от 23.08.2006 Арбитражного суда Пензенской области заявление Индивидуального предпринимателя Жулимова И.А. удовлетворено в полном объеме.
Признано недействительным уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 23.06.2006 N 2488, выданное Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы.
Арбитражный суд Пензенской области обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы в трехдневный срок после вступления решения от 23.08.2006 в законную силу перевести Индивидуального предпринимателя Жулимова И.А. на упрощенную систему налогообложения с 14.06.2006.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы ставит вопрос об отмене решения от 23.08.2006 как принятого с нарушением норм материального права.
Судом установлено, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14.06.2006, о чем ему выдано свидетельство серии 58 N 001248020. Одновременно с выдачей свидетельства о государственной регистрации ему выдано уведомление о постановке на учет в налоговом органе от 14.06.2006 N 593441.
21.06.2006 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.
23.06.2006 в адрес заявителя налоговым органом направлено уведомление N 2488 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском последним пятидневного срока на подачу заявления о применении упрощенной системы налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе со ссылкой на ст. ст. 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив обстоятельства дела и дав им надлежащую правовую оценку, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно абзацу второго п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что постановка на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарег. в Минюсте 24.03.2004 N 5685), налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН, внести сведения в Единый государственный реестр налогоплательщиков не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается только уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Как следует из материалов дела, 20.06.2006 заявителю налоговым органом было выдано свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серии 58 N 001248020 от 14.06.2006, а также уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, в котором имеется ссылка на свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 58 N 00210099.
Датой постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе серии 58 N 00210099, является 26.11.1998. Поскольку именно эта дата является согласно п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, датой отсчета пятидневного срока на обращение с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения, реальной возможности исполнить требования законодательства при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.06.2006 у заявителя заведомо не имелось, что нарушает предоставленное п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на выбор системы налогообложения.
Исчисление пятидневного срока производилось налоговым органом от 14.06.2006, то есть от даты регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, что налоговым законодательством не предусмотрено.
Исходя из изложенного, учитывая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с начала своей деятельности, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о государственной регистрации, а также до начала ведения предпринимательской деятельности. Данные условия заявителем соблюдены.
Более того, гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения. Статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит возможность отказа налогового органа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения по основанию пропуска срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Иных оснований, свидетельствующих о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, в оспариваемом уведомлении не содержится и не представлено доказательств их наличия.
При таких обстоятельствах уведомление налогового органа от 23.06.2006 N 2488 о невозможности применения Индивидуальным предпринимателем Жулимовым И.А. упрощенной системы налогообложения является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Судом не установлено также предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих применению заявителем упрощенной системы налогообложения с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то есть с 14.06.2006.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4130/06-215А/28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2006 ПО ДЕЛУ N А49-4130/06-215А/28
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 ноября 2006 года Дело N А49-4130/06-215А/28
Индивидуальный предприниматель Жулимов И.А. обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 23.06.2006 N 2488 о невозможности применения Индивидуальным предпринимателем Жулимовым И.А. упрощенной системы налогообложения, а также просил обязать налоговый орган перевести Индивидуального предпринимателя Жулимова И.А на упрощенную систему налогообложения с 14.06.2006.
Решением от 23.08.2006 Арбитражного суда Пензенской области заявление Индивидуального предпринимателя Жулимова И.А. удовлетворено в полном объеме.
Признано недействительным уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 23.06.2006 N 2488, выданное Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы.
Арбитражный суд Пензенской области обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы в трехдневный срок после вступления решения от 23.08.2006 в законную силу перевести Индивидуального предпринимателя Жулимова И.А. на упрощенную систему налогообложения с 14.06.2006.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы ставит вопрос об отмене решения от 23.08.2006 как принятого с нарушением норм материального права.
Судом установлено, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14.06.2006, о чем ему выдано свидетельство серии 58 N 001248020. Одновременно с выдачей свидетельства о государственной регистрации ему выдано уведомление о постановке на учет в налоговом органе от 14.06.2006 N 593441.
21.06.2006 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.
23.06.2006 в адрес заявителя налоговым органом направлено уведомление N 2488 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения в связи с пропуском последним пятидневного срока на подачу заявления о применении упрощенной системы налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе со ссылкой на ст. ст. 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив обстоятельства дела и дав им надлежащую правовую оценку, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно абзацу второго п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что постановка на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарег. в Минюсте 24.03.2004 N 5685), налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН, внести сведения в Единый государственный реестр налогоплательщиков не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается только уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Как следует из материалов дела, 20.06.2006 заявителю налоговым органом было выдано свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серии 58 N 001248020 от 14.06.2006, а также уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, в котором имеется ссылка на свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 58 N 00210099.
Датой постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе серии 58 N 00210099, является 26.11.1998. Поскольку именно эта дата является согласно п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, датой отсчета пятидневного срока на обращение с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения, реальной возможности исполнить требования законодательства при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.06.2006 у заявителя заведомо не имелось, что нарушает предоставленное п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на выбор системы налогообложения.
Исчисление пятидневного срока производилось налоговым органом от 14.06.2006, то есть от даты регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, что налоговым законодательством не предусмотрено.
Исходя из изложенного, учитывая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с начала своей деятельности, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о государственной регистрации, а также до начала ведения предпринимательской деятельности. Данные условия заявителем соблюдены.
Более того, гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения. Статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит возможность отказа налогового органа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения по основанию пропуска срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Иных оснований, свидетельствующих о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, в оспариваемом уведомлении не содержится и не представлено доказательств их наличия.
При таких обстоятельствах уведомление налогового органа от 23.06.2006 N 2488 о невозможности применения Индивидуальным предпринимателем Жулимовым И.А. упрощенной системы налогообложения является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Судом не установлено также предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих применению заявителем упрощенной системы налогообложения с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то есть с 14.06.2006.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2006 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4130/06-215А/28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)