Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 января 2005 года Дело N А12-6973/03-С25
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области
на решение от 17 - 23 августа 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25
по заявлению Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.,
по встречному заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, налоговых санкций в сумме 378702 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Волжское городское потребительское общество (далее - Волжское ГОРПО) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области также обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с Волжского ГОРПО налоговых санкций в сумме 378702 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 - 23 августа 2004 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, решение Налоговой инспекции N 56 от 15 апреля 2003 г. признано недействительным в части начисления земельного налога в сумме 157261 руб. 50 коп., взыскания налоговых санкций в размере 188713 руб. 50 коп., в остальной части заявленных требований отказано; встречное заявление также удовлетворено частично, с Волжского ГОРПО с пользу Налоговой инспекции взыскано 189988 руб. 50 коп., в остальной части встречных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2001 г. и 2002 г. определен налоговым органом на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов как текущего, так и предшествующих налоговых периодов правомерно.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением от 15 апреля 2003 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области Волжское ГОРПО привлечено в налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2000 г., 2001 г. в виде взыскания штрафа в размере 559 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. в виде взыскания штрафа в сумме 610 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в сумме 62904 руб.; по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации за 2001 г., 2002 г. по земельному налогу в виде взыскания штрафа в сумме 314523 руб. Кроме того, указанным решением Налоговой инспекции налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченные налог на имущество в сумме 407 руб., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 2796 руб., налог на содержание жилищного фонда в сумме 528 руб., земельный налог в сумме 314523 руб., пени в общей сумме 74177 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с исковым заявлением, налогоплательщик оспаривает вышеуказанное решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2001 г., 2002 г., соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Основанием для начисления земельного налога послужило невключение Волжским ГОРПО в декларацию по земельному налогу площади земельного участка 2,97 га, на котором расположено имущество, полученное от Волгоградского облпотребсоюза в качестве вклада в уставный капитал организации. Однако налогоплательщик ссылается на то, что сам земельный участок ему не предоставлялся, а указанное имущество передано на баланс.
Из материалов дела усматривается, что в качестве паевого взноса в паевой фонд Волжского ГОРПО одним из учредителей - Волгоградским облпотребсоюзом - передано недвижимое имущество, машины и оборудование, что подтверждается Постановлением Правления Волгоградского облпотребсоюза от 20 июля 1998 г. N 86 и актом приема-передачи основных средств от 10 августа 2000 г. Указанные основные фонды числятся у Волжского ГОРПО на балансовом счете 01 "Основные средства" с августа 2000 г.
8 декабря 2000 г. Волжскому ГОРПО выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на одно-, двухэтажное строение складов.
В связи с тем, что права на недвижимое имущество перешли к налогоплательщику и на земельном участке площадью 2,97 га не располагается более никаких иных объектов недвижимости, следовательно, Волжское ГОРПО в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" является плательщиком земельного налога, так как земельным законодательством предусмотрено, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Суд кассационной инстанции считает неправомерным вывод суда первой инстанции о признании незаконным применения Налоговой инспекцией при исчислении земельного налога коэффициента 2 к дифференцированным ставкам налога, установленным решением Волжского Горсовета от 13 января 1999 г. N 90/1, со ссылкой суда на то, что Постановление Администрации г. Волжского от 28 мая 1999 г. N 1594 опубликовано 8 июня 1999 г. (после начала очередного налогового периода) и принято исполнительным органом власти, что не соответствует п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2.
С учетом изложенного Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в определении от 23 марта 2004 г. N 5063/03 сделал вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты, определенные Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Конкретный размер земельного налога исчисляется исходя из ставки, установленной в соответствии с законодательством, увеличенной на поправочные коэффициенты предыдущих периодов и коэффициент, установленный Законом о федеральном бюджете на текущий год, в который производится уплата налога в бюджет.
Кроме того, поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно утверждаемые Федеральными законами, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь п. части ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 17 - 23 августа 2003 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований Волжскому городскому потребительскому обществу, г. Волжский Волгоградской области, отказать.
Встречные исковые требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в пользу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области штрафные санкции в размере 378702 руб.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 25 января 2005 года Дело N А12-6973/03-С25
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области
на решение от 17 - 23 августа 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25
по заявлению Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.,
по встречному заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, налоговых санкций в сумме 378702 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Волжское городское потребительское общество (далее - Волжское ГОРПО) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области также обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с Волжского ГОРПО налоговых санкций в сумме 378702 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 - 23 августа 2004 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, решение Налоговой инспекции N 56 от 15 апреля 2003 г. признано недействительным в части начисления земельного налога в сумме 157261 руб. 50 коп., взыскания налоговых санкций в размере 188713 руб. 50 коп., в остальной части заявленных требований отказано; встречное заявление также удовлетворено частично, с Волжского ГОРПО с пользу Налоговой инспекции взыскано 189988 руб. 50 коп., в остальной части встречных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2001 г. и 2002 г. определен налоговым органом на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов как текущего, так и предшествующих налоговых периодов правомерно.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением от 15 апреля 2003 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области Волжское ГОРПО привлечено в налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2000 г., 2001 г. в виде взыскания штрафа в размере 559 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. в виде взыскания штрафа в сумме 610 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в сумме 62904 руб.; по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации за 2001 г., 2002 г. по земельному налогу в виде взыскания штрафа в сумме 314523 руб. Кроме того, указанным решением Налоговой инспекции налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченные налог на имущество в сумме 407 руб., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 2796 руб., налог на содержание жилищного фонда в сумме 528 руб., земельный налог в сумме 314523 руб., пени в общей сумме 74177 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с исковым заявлением, налогоплательщик оспаривает вышеуказанное решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2001 г., 2002 г., соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Основанием для начисления земельного налога послужило невключение Волжским ГОРПО в декларацию по земельному налогу площади земельного участка 2,97 га, на котором расположено имущество, полученное от Волгоградского облпотребсоюза в качестве вклада в уставный капитал организации. Однако налогоплательщик ссылается на то, что сам земельный участок ему не предоставлялся, а указанное имущество передано на баланс.
Из материалов дела усматривается, что в качестве паевого взноса в паевой фонд Волжского ГОРПО одним из учредителей - Волгоградским облпотребсоюзом - передано недвижимое имущество, машины и оборудование, что подтверждается Постановлением Правления Волгоградского облпотребсоюза от 20 июля 1998 г. N 86 и актом приема-передачи основных средств от 10 августа 2000 г. Указанные основные фонды числятся у Волжского ГОРПО на балансовом счете 01 "Основные средства" с августа 2000 г.
8 декабря 2000 г. Волжскому ГОРПО выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на одно-, двухэтажное строение складов.
В связи с тем, что права на недвижимое имущество перешли к налогоплательщику и на земельном участке площадью 2,97 га не располагается более никаких иных объектов недвижимости, следовательно, Волжское ГОРПО в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" является плательщиком земельного налога, так как земельным законодательством предусмотрено, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Суд кассационной инстанции считает неправомерным вывод суда первой инстанции о признании незаконным применения Налоговой инспекцией при исчислении земельного налога коэффициента 2 к дифференцированным ставкам налога, установленным решением Волжского Горсовета от 13 января 1999 г. N 90/1, со ссылкой суда на то, что Постановление Администрации г. Волжского от 28 мая 1999 г. N 1594 опубликовано 8 июня 1999 г. (после начала очередного налогового периода) и принято исполнительным органом власти, что не соответствует п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2.
С учетом изложенного Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в определении от 23 марта 2004 г. N 5063/03 сделал вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты, определенные Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Конкретный размер земельного налога исчисляется исходя из ставки, установленной в соответствии с законодательством, увеличенной на поправочные коэффициенты предыдущих периодов и коэффициент, установленный Законом о федеральном бюджете на текущий год, в который производится уплата налога в бюджет.
Кроме того, поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно утверждаемые Федеральными законами, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь п. части ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 17 - 23 августа 2003 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований Волжскому городскому потребительскому обществу, г. Волжский Волгоградской области, отказать.
Встречные исковые требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в пользу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области штрафные санкции в размере 378702 руб.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.01.2005 N А12-6973/03-С25
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 января 2005 года Дело N А12-6973/03-С25
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области
на решение от 17 - 23 августа 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25
по заявлению Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.,
по встречному заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, налоговых санкций в сумме 378702 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Волжское городское потребительское общество (далее - Волжское ГОРПО) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области также обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с Волжского ГОРПО налоговых санкций в сумме 378702 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 - 23 августа 2004 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, решение Налоговой инспекции N 56 от 15 апреля 2003 г. признано недействительным в части начисления земельного налога в сумме 157261 руб. 50 коп., взыскания налоговых санкций в размере 188713 руб. 50 коп., в остальной части заявленных требований отказано; встречное заявление также удовлетворено частично, с Волжского ГОРПО с пользу Налоговой инспекции взыскано 189988 руб. 50 коп., в остальной части встречных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2001 г. и 2002 г. определен налоговым органом на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов как текущего, так и предшествующих налоговых периодов правомерно.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением от 15 апреля 2003 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области Волжское ГОРПО привлечено в налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2000 г., 2001 г. в виде взыскания штрафа в размере 559 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. в виде взыскания штрафа в сумме 610 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в сумме 62904 руб.; по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации за 2001 г., 2002 г. по земельному налогу в виде взыскания штрафа в сумме 314523 руб. Кроме того, указанным решением Налоговой инспекции налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченные налог на имущество в сумме 407 руб., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 2796 руб., налог на содержание жилищного фонда в сумме 528 руб., земельный налог в сумме 314523 руб., пени в общей сумме 74177 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с исковым заявлением, налогоплательщик оспаривает вышеуказанное решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2001 г., 2002 г., соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Основанием для начисления земельного налога послужило невключение Волжским ГОРПО в декларацию по земельному налогу площади земельного участка 2,97 га, на котором расположено имущество, полученное от Волгоградского облпотребсоюза в качестве вклада в уставный капитал организации. Однако налогоплательщик ссылается на то, что сам земельный участок ему не предоставлялся, а указанное имущество передано на баланс.
Из материалов дела усматривается, что в качестве паевого взноса в паевой фонд Волжского ГОРПО одним из учредителей - Волгоградским облпотребсоюзом - передано недвижимое имущество, машины и оборудование, что подтверждается Постановлением Правления Волгоградского облпотребсоюза от 20 июля 1998 г. N 86 и актом приема-передачи основных средств от 10 августа 2000 г. Указанные основные фонды числятся у Волжского ГОРПО на балансовом счете 01 "Основные средства" с августа 2000 г.
8 декабря 2000 г. Волжскому ГОРПО выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на одно-, двухэтажное строение складов.
В связи с тем, что права на недвижимое имущество перешли к налогоплательщику и на земельном участке площадью 2,97 га не располагается более никаких иных объектов недвижимости, следовательно, Волжское ГОРПО в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" является плательщиком земельного налога, так как земельным законодательством предусмотрено, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Суд кассационной инстанции считает неправомерным вывод суда первой инстанции о признании незаконным применения Налоговой инспекцией при исчислении земельного налога коэффициента 2 к дифференцированным ставкам налога, установленным решением Волжского Горсовета от 13 января 1999 г. N 90/1, со ссылкой суда на то, что Постановление Администрации г. Волжского от 28 мая 1999 г. N 1594 опубликовано 8 июня 1999 г. (после начала очередного налогового периода) и принято исполнительным органом власти, что не соответствует п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2.
С учетом изложенного Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в определении от 23 марта 2004 г. N 5063/03 сделал вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты, определенные Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Конкретный размер земельного налога исчисляется исходя из ставки, установленной в соответствии с законодательством, увеличенной на поправочные коэффициенты предыдущих периодов и коэффициент, установленный Законом о федеральном бюджете на текущий год, в который производится уплата налога в бюджет.
Кроме того, поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно утверждаемые Федеральными законами, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь п. части ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 17 - 23 августа 2003 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований Волжскому городскому потребительскому обществу, г. Волжский Волгоградской области, отказать.
Встречные исковые требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в пользу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области штрафные санкции в размере 378702 руб.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 января 2005 года Дело N А12-6973/03-С25
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области
на решение от 17 - 23 августа 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25
по заявлению Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.,
по встречному заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области о взыскании с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, налоговых санкций в сумме 378702 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Волжское городское потребительское общество (далее - Волжское ГОРПО) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области от 15 апреля 2003 г. N 56 в части уплаты земельного налога в сумме 314523 руб. и налоговых санкций в сумме 377427 руб.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области также обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с Волжского ГОРПО налоговых санкций в сумме 378702 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 - 23 августа 2004 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, решение Налоговой инспекции N 56 от 15 апреля 2003 г. признано недействительным в части начисления земельного налога в сумме 157261 руб. 50 коп., взыскания налоговых санкций в размере 188713 руб. 50 коп., в остальной части заявленных требований отказано; встречное заявление также удовлетворено частично, с Волжского ГОРПО с пользу Налоговой инспекции взыскано 189988 руб. 50 коп., в остальной части встречных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что размер подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2001 г. и 2002 г. определен налоговым органом на основе конкретной ставки земельного налога с учетом устанавливаемых федеральными нормативными актами поправочных коэффициентов как текущего, так и предшествующих налоговых периодов правомерно.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением от 15 апреля 2003 г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области Волжское ГОРПО привлечено в налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2000 г., 2001 г. в виде взыскания штрафа в размере 559 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. в виде взыскания штрафа в сумме 610 руб.; по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в сумме 62904 руб.; по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации за 2001 г., 2002 г. по земельному налогу в виде взыскания штрафа в сумме 314523 руб. Кроме того, указанным решением Налоговой инспекции налогоплательщику предложено уплатить не полностью уплаченные налог на имущество в сумме 407 руб., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 2796 руб., налог на содержание жилищного фонда в сумме 528 руб., земельный налог в сумме 314523 руб., пени в общей сумме 74177 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с исковым заявлением, налогоплательщик оспаривает вышеуказанное решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2001 г., 2002 г., соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Основанием для начисления земельного налога послужило невключение Волжским ГОРПО в декларацию по земельному налогу площади земельного участка 2,97 га, на котором расположено имущество, полученное от Волгоградского облпотребсоюза в качестве вклада в уставный капитал организации. Однако налогоплательщик ссылается на то, что сам земельный участок ему не предоставлялся, а указанное имущество передано на баланс.
Из материалов дела усматривается, что в качестве паевого взноса в паевой фонд Волжского ГОРПО одним из учредителей - Волгоградским облпотребсоюзом - передано недвижимое имущество, машины и оборудование, что подтверждается Постановлением Правления Волгоградского облпотребсоюза от 20 июля 1998 г. N 86 и актом приема-передачи основных средств от 10 августа 2000 г. Указанные основные фонды числятся у Волжского ГОРПО на балансовом счете 01 "Основные средства" с августа 2000 г.
8 декабря 2000 г. Волжскому ГОРПО выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на одно-, двухэтажное строение складов.
В связи с тем, что права на недвижимое имущество перешли к налогоплательщику и на земельном участке площадью 2,97 га не располагается более никаких иных объектов недвижимости, следовательно, Волжское ГОРПО в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" является плательщиком земельного налога, так как земельным законодательством предусмотрено, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Суд кассационной инстанции считает неправомерным вывод суда первой инстанции о признании незаконным применения Налоговой инспекцией при исчислении земельного налога коэффициента 2 к дифференцированным ставкам налога, установленным решением Волжского Горсовета от 13 января 1999 г. N 90/1, со ссылкой суда на то, что Постановление Администрации г. Волжского от 28 мая 1999 г. N 1594 опубликовано 8 июня 1999 г. (после начала очередного налогового периода) и принято исполнительным органом власти, что не соответствует п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.; ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2.
С учетом изложенного Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в определении от 23 марта 2004 г. N 5063/03 сделал вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты, определенные Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Конкретный размер земельного налога исчисляется исходя из ставки, установленной в соответствии с законодательством, увеличенной на поправочные коэффициенты предыдущих периодов и коэффициент, установленный Законом о федеральном бюджете на текущий год, в который производится уплата налога в бюджет.
Кроме того, поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно утверждаемые Федеральными законами, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь п. части ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 17 - 23 августа 2003 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6973/03-С25 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований Волжскому городскому потребительскому обществу, г. Волжский Волгоградской области, отказать.
Встречные исковые требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области удовлетворить.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в пользу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому Волгоградской области штрафные санкции в размере 378702 руб.
Взыскать с Волжского городского потребительского общества, г. Волжский Волгоградской области, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)