Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.02.2005 N А68-АП-143/14-03

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 22 февраля 2005 г. Дело N А68-АП-143/14-03

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение от 23.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-143/14-03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тулачермет" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения N 01-04 от 04.01.2003 Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, отказывающего в проведении зачета в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, и обязании налогового органа принять решение о зачете в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль излишне уплаченной суммы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 70588954,14 руб., из которых 15031738,09 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет и 55557216,05 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в бюджет Тульской области (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Судом признано недействительным Решение N 01-04 от 04.01.2003 Межрайонной инспекции МНС РФ по работе с крупнейшими налогоплательщиками Тульской области об отказе в проведении зачета в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль излишне уплаченной пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в части отказа произвести зачет в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в бюджет Тульской области излишне уплаченной в Территориальный дорожный фонд пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 26276014,37 руб., как не соответствующее требованиям ст. ст. 55, 78 НК РФ. На налоговый орган возложена обязанность принять решение о зачете в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет Тульской области, излишне уплаченной в Территориальный дорожный фонд пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 26276014,37 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя требования налогоплательщика, сделал вывод о том, у данного налога отсутствовал специальный налоговый период, поэтому исчисление сумм налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд должно производиться по итогам календарного года - общего налогового периода.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В соответствии со ст. ст. 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"), действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, определение круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налогов в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен пп. "м" п. 1 ст. 19 Закона "Об основах" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно п. 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 2 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции от 24.03.2001) определено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 N 2235-1. Этим документом утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, в соответствии с п. 10 которого предприятия перечисляют установленный Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автодорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Пунктом 6 приложения 38 к Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г.", п. 7 приложения N 17 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." действие Постановления Верховного Совета РФ от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено соответственно на 2001 г. и 2002 г. Иных законодательных актов федерального уровня об установлении срока уплаты этого налога в указанный период принято не было.
Из ст. 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." следует, что в 2002 г. налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к прочим федеральным налогам, зачисляется в доходы федерального бюджета.
Законом Тульской области "О территориальном дорожном фонде" от 28.12.95 N 23-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 10.02.2000 N 174-ЗТО) срок уплаты налога в территориальный фонд не установлен.
Согласно ст. 55 Налогового кодекса РФ налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, которую налогоплательщик в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно уплатить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из совокупности названных норм, суд правомерно указал, что поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд законом субъекта Российской Федерации установлен не был, то у налогоплательщика в спорный период отсутствовала обязанность уплачивать данный налог в срок, определенный в п. 10 Порядка уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, утвержденного вышеуказанным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации.
Кроме того, удовлетворяя требования налогоплательщика, суд обоснованно руководствовался нормами ст. ст. 55 и 57 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерно сделал вывод о том, что при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в законодательном акте о конкретном налоге налоговым периодом признается календарный год, и пени, соответственно, исчисляются в этом случае за нарушение срока уплаты по итогам налогового периода.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-143/14-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)