Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2004 N Ф09-4739/04-АК ПО ДЕЛУ N А50-11513/04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 1 декабря 2004 года Дело N Ф09-4739/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Свердловскому району г. Перми на постановление апелляционной инстанции от 31.08.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-11513/04.
В судебном заседании приняли участие представители сторон: от Инспекции МНС РФ по Свердловскому району г. Перми - Вазиятова В.И., по доверенности от 18.11.04, Скачкова Е.В., по доверенности от 30.11.04; от ООО "Снежинка-сервис" - Кудымова Т.Г., по доверенности от 30.10.04.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ООО "Снежинка-сервис" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по Свердловскому району г. Перми о признании недействительным решения налогового органа от 29.03.2004 N 1945/1.
Решением от 12.07.2004 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2004 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, оспариваемый ненормативный акт признан недействительным.
ИМНС РФ по Свердловскому району г. Перми с постановлением апелляционной инстанции не согласна, просит его отменить, оставить в силе решение первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом положений решения Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 162 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории г. Перми", Закона РФ "О плате за землю", п. 2 ст. 5 НК РФ.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Свердловскому району г. Перми при камеральной проверке представленной ООО "Снежинка-сервис" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г. установлено, что по первоначальной декларации налог за указанный год уплачен полностью, по уточненной декларации сумма земельного налога занижена на 133991,12 руб. в результате неверного применения налоговой ставки без учета дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Перми и повышающих коэффициентов.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 29.03.04 N 1945/1 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщику доначислен земельный налог в вышеуказанной сумме. При расчете земельного налога инспекция исходила из дифференцированной ставки согласно решению Пермской городской Думы от 28.04.98 N 81.
ООО "Снежинка-сервис", признавая, что Положение о порядке начисления и уплаты земельного налога, утвержденное решением Пермской городской Думы от 28.04.98 N 81, является на территории г. Перми нормативным актом, определяющим ставки земельного налога, указало на отсутствие правовых оснований для исчисления спорного налога нарастающим итогом с учетом всех ранее введенных федеральными законами коэффициентов к ставкам земельного налога, обратилось в суд. По мнению заявителя, применение очередного коэффициента на соответствующий год ограничивается этим же годом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции признал правомерность действий налогового органа.
Отменяя решение и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сделал вывод о недоказанности налоговым органом правомерности доначисления земельного налога. При этом судебная инстанция исходила из нарушения порядка введения в действие решения Пермской городской Думы от 27.11.01 N 162 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории г. Перми".
Вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Законом РФ "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству РФ поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. При этом вновь установленные корректирующие коэффициенты, предусмотренные указанными федеральными законами, должны последовательно присоединяться к коэффициентам, действовавшим в предыдущем периоде.
Пермской городской Думой 28.04.1998 принято решение N 81 "Об утверждении положения о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории г. Перми". В приложении N 2 к указанному решению были установлены дифференцированные ставки земельного налога за земли г. Перми, в частности, в зоне N 11 "Крохалева", где расположен земельный участок, принадлежащий ООО "Снежинка-сервис", ставка налога установлена в размере 9,94 руб. за кв. м.
Указанное приложение было изменено решением Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 162, в приложении N 2 к которому дифференцированные ставки земельного налога на территории г. Перми за 1999 - 2001 гг. указаны с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, указанные решением Думы ставки земельного налога на территории г. Перми не повышались, новых обязанностей не устанавливалось, и каким-либо иным образом положение налогоплательщиков не ухудшалось.
Применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога предусмотрено Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.01 N 163-ФЗ и федеральными законами о бюджете РФ на соответствующий год. При этом сама ставка налога не изменяется, поскольку в силу пп. "б" ч. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 53 НК РФ определение ее размера относится к компетенции органов местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 11, 65 Земельного кодекса РФ и согласуется с п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, ст. 12 Конституции РФ.
С учетом изложенного, кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а постановление апелляционной инстанции - отмене.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 31.08.04 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-11513/04 отменить.
Решение арбитражного суда от 12.07.04 оставить в силе.
Взыскать с ООО "Снежинка-сервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб., по иску и апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)