Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2007, 06.06.2007 N 09АП-4914/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-61972/06-108-341

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


4 июня 2007 г. Дело N 09АП-4914/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.07.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.07.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи С., судей: К., П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р., при участии: от истца (заявителя) - М. по доверенности от 08.11.2006 N МГ-10422, Ч. по доверенности от 27.12.2006 N МГ-12571, от ответчика (заинтересованного лица) - З. по доверенности от 08.09.2006 N 89, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 1 на решение от 16.02.2007 по делу N А40-61972/06-108-341 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей К.И., по иску (заявлению) ОАО НК "РуссНефть" к МИФНС России по КН N 1 о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ОАО НК "РуссНефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России по КН N 1 от 02.08.2006 N 52/1024 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2867464 руб.; предложения уплатить суммы не полностью уплаченного акциза по дизельному топливу в сумме 14337320 руб. и соответствующих пени - 1356856 руб.; отказа в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов по дизельному топливу в сумме 14337320 руб., по бензину прямогонному - 0 руб.
Также МИФНС России по КН N 1 подано встречное исковое заявление о взыскании с ОАО НК "РуссНефть" налоговых санкций в размере 2687464 руб.
Решением суда от 16.02.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
В удовлетворении встречного иска Инспекции о взыскании с заявителя штрафных санкций отказано.
При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Заинтересованное лицо не согласилось с принятым решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, в удовлетворении требований ОАО НК "РуссНефть" отказать.
ОАО НК "РуссНефть" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель надлежащим образом подтвердил правомерность своих требований, а решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции стороны поддержали свои правовые позиции, Инспекцией в порядке ст. 81 АПК РФ представлены письменные пояснения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 25.11.2005 ОАО НК "РуссНефть" представило в МИФНС России по КН N 1 налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2005 года, согласно которой сумма акциза, подлежащая вычету по подакцизным нефтепродуктам, реализованным на экспорт, составила 32078072 руб.
Одновременно с представлением налоговой декларацией заявителем были поданы документы, подтверждающие обоснованность освобождения от уплаты акцизов и подтверждения права на применение налоговых вычетов, предусмотренные ст. ст. 171 и 198 НК РФ, а также банковская гарантия (т. 1 л.д. 33 - 56, 81, 83, т. 3 л.д. 92).
По результатам камеральной проверки МИФНС России по КН N 1 вынесено решение от 02.08.2006 N 52/1024, обжалуемой частью которого общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2867464 руб.; заявителю предложено уплатить суммы не полностью уплаченного акциза по дизельному топливу в сумме 14337320 руб. и соответствующие пени в размере 1356856 руб.; налогоплательщику отказано в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов по дизельному топливу в сумме 14337320 руб., по бензину прямогонному - 0 руб.
Указанное решение Инспекции мотивировано тем, что в нарушение требований п. 4 ст. 198 НК РФ представленные к проверке коносаменты не содержат указания на конкретный порт разгрузки, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации; наличие в переводах коносаментов оговорки о том, что капитан танкера не знает о том, в каком количестве, какого качества и на каких условиях товар принят на танкер для перевозки, что ставит под сомнение достоверность сведений о количестве фактически вывезенного за пределы таможенной территории Российской Федерации товара, заявленного в декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2005 г.
Суд первой инстанции, признавая решение налогового органа недействительным обоснованно исходил из того, что отсутствие сведений у капитана судна о весе, размере, количестве, условиях погрузки и стоимости товара не влияет на действительность коносамента в целях подтверждения экспорта товара.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа и должен содержать данные, указанные в подпунктах 3 - 8 пункта 1 статьи 144 названного Кодекса, при этом по соглашению сторон в коносамент могут быть включены оговорки.
Наличие таких оговорок предусмотрено п. 1 ст. 145 КТМ РФ, в соответствии с которым, если в коносаменте содержатся данные, касающиеся наименования груза, его основных марок, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик знает или имеет достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу (погруженному грузу), то капитаном указывается в коносаменте на такое несоответствие.
Если же у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.
В связи с чем, указание на неизвестность данных, касающихся товара или условий поставки, капитану судна не означает, что отправителем в коносаменте указаны недостоверные сведения, а, учитывая, что заявитель полностью исполнил свои договорные обязательства по экспортным контрактам (исполнение обязательств подтверждается актами сверки между сторонами договоров), данные обстоятельства исключают все сомнения в достоверности сведений о количестве фактически вывезенного за пределы таможенной территории Российской Федерации товара.
Апелляционный суд также учитывает, что факт экспорта товаров подтверждают представленные к проверке и материалы дела ГТД оформленные в соответствии с требованиями Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом ГТК РФ от 21.07.2003 N 806, которые содержат отметки уполномоченного должностного лица таможенного органа "Товар вывезен", заверенные печатью без какой-либо информации о несоответствии количества отправленного на экспорт товара.
Довод налогового органа о том, что по представленным к проверке коносаментам N 32262 Y от 05.09.2005, N 32281 Y от 13.09.2005, N 32305 Y от 26.09.2005, не представляется возможным однозначно определить, что погруженный на танкер товар следует за пределы территории РФ на том основании, что в качестве порта доставки указано - "один из надежных портов Средиземного/Черного моря", отклоняется судом апелляционной инстанции.
Представленные заявителем в материалы дела товаросопроводительные документы (ГТД N ....0001900, ....0001946, ....0002046, коносаменты, поручения на погрузку) в своей совокупности подтверждают факт экспорта и исключают сомнения в достоверности фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как усматривается из содержания представленных коносаментов N 32262 Y от 05.09.2005, N 32281 Y от 13.09.2005, N 32305 Y от 26.09.2005, портом разгрузки (доставки) является не порт Российской Федерации, а один из надежных портов Средиземного/Черного моря.
В соответствии с "Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС 2000" условия поставки FOB означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки, и именно с этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара.
В связи с тем, что товар, погруженный по указанным коносаментам, поставлялся на условиях FOB Сызрань, право собственности на товар переходило к покупателю в момент прохождения груза через погрузочные фланцы судна, т.е. в порту Сызрань после погрузки товара. В соответствии с принятыми правилами торгового мореплавания и торговли коносамент заполнялся в соответствии с инструкциями покупателя (получателя), так как право распоряжаться грузом, выбирать порт назначения и маршрут следования груза принадлежит покупателю.
Заявитель на момент оформления коносаментов (поручений на погрузку) не располагал сведениями о конкретном порте разгрузки, поскольку порт разгрузки определялся в соответствии с предоставленными инструкциями покупателя "Russneft (UK) Limited" (Англия) от 02.09.2005.
Кроме того, в соответствии со ст. 88 НК РФ если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Однако, Инспекция предоставленным ей правом, в том числе истребовать дополнительные документы, подтверждающие факт экспорта товаров, не воспользовалась.
В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Доказательств, свидетельствующих о том, что отправителем в коносаменте указаны недостоверные сведения, а также о том, что портом разгрузки является порт Российской Федерации, находящийся в Черном море, не представлено.
Являются необоснованными доводы о нарушении обществом положений ст. 165 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе товаров в режиме экспорта, поскольку, как усматривается из материалов дела правильно установлено судом первой инстанции, представленные заявителем ГТД и коносаменты подтверждают факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе, что подтверждается соответствующими отметками таможенных органов "Товар вывезен" и соблюдение обществом процедурой таможенной очистки (оформление всех необходимых документов, уплата таможенных пошлин и т.д.).
Суд апелляционной инстанции также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14.07.2003 N 12-П, где указано, что, отказывая налогоплательщику в возмещении сумм налога на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта судами через морские порты, со ссылкой на отсутствие коносамента как нарушение требований положений п. 1 ст. 165 НК РФ, налоговые органы исходят из принципа возложения на налогоплательщика бремени по надлежащему документальному подтверждению обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. Подобная правоприменительная практика свидетельствует о формальном подходе к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком соответствующего права, что приводит к его существенному ущемлению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО НК "РуссНефть" требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2007 по делу N А40-61972/06-108-341 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России по КН N 1 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)