Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 25.06.2004, 10.06.2004 ПО ДЕЛУ N А51-2697/04 30-77

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


25 июня 2004 г. Дело N А51-2697/04 30-77


Арбитражный суд Приморского края установил:
Закрытое акционерное общество "Л." (сокращенно - ЗАО "Л.") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (сокращенно - Инспекция) от 08.01.04 за NN 1, 2, 3, выставленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года.
Определением арбитражного суда от 14.04.04 по ходатайству ЗАО "Л." к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Инспекции привлечены Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Инспекция заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций. Поскольку в отношении разрабатываемых запасов угля ЗАО "Л." не представило в Министерство природных ресурсов РФ технико-экономическое обоснование эксплуатационных кондиций, и последнее в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899 не приняло решение об отнесении данных запасов к некондиционным, то у ЗАО "Л." отсутствовало право на применение налоговой ставки "0" процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
По мнению Инспекции, отсутствие на момент совершения налогового правонарушения Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, утвержденных Распоряжением Министерства природных ресурсов России от 10.09.03 N 403-р, не лишало ЗАО "Л." возможности подготовить необходимые материалы для получения права на применение налоговой ставки "0" процентов в отношении некондиционных запасов угля и направить их в Министерство природных ресурсов России.
В отношении доводов ЗАО "Л." о нарушении его права на представление своих возражений по материалам налоговой проверки, установленного п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ, Инспекция пояснила, что ст. 88 Налогового кодекса РФ не предусматривает обязанность налоговых органов оформлять по результатам камеральной налоговой проверки акт проверки. Порядок, установленный п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ, распространяется на выездные налоговые проверки.
Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление ЗАО "Л." от 24.05.04 за N 1.4-1/47/998 поддержал позицию Инспекции.
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю в судебное заседание не явилось, в письменных пояснениях на заявление от 20.05.04 N 06-07/2727 указало, что в проверяемом периоде ЗАО "Л." осуществляло добычу некондиционного угля, не учтенного государственным балансом. В связи с этим до принятия соответствующего решения Министерством природных ресурсов России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899 налогообложение добычи такого угля должно производиться по налоговой ставке 4 процента, установленной ст. 342 Налогового кодекса РФ.
В дополнение к пояснению от 09.06.04 N 01-07-09/3118 Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю указало на то, что до настоящего времени запасы попутно добываемого ЗАО "Л." некондиционного угля до настоящего времени не прошли в Министерстве природных ресурсов России государственную экспертизу и не учтены государственным балансом, поскольку от ЗАО "Л." соответствующих документов в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России не поступало.
Материалами дела установлено, что 23.07.03 и 27.08.03 ЗАО "Л." представило в Инспекцию налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь и июль 2003 года соответственно. Согласно представленным налоговым декларациям ЗАО "Л." произвело налогообложение добытого некондиционного угля разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения по ставке "0" процентов на основании пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций, по результатам которой было принято решение N 08/387 от 21.10.03. В связи с отсутствием решения Министерства природных ресурсов России об отнесении добываемого ЗАО "Л." угля к некондиционным запасам полезных ископаемых Инспекция посчитала незаконным применение ЗАО "Л." налоговой ставки "0" процентов и произвела налогообложение добытого угля по налоговой ставке "4" процента и привлекла ЗАО "Л." к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых.
После устранения допущенных арифметических ошибок при исчислении подлежащих взысканию сумм налога и штрафа, выявленных Управлением МНС РФ по Приморскому краю в ходе рассмотрения жалобы ЗАО "Л." на решение Инспекции, последняя своим решением от 06.01.04 N 08/02ДСП доначислила ЗАО "Л." 1801700 рублей налога на добычу полезных ископаемых и 360340 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе: за июнь 2003 года - 872710 рублей налога и 174542 рубля штрафа; за июль 2003 года - 928990 рублей налога и 185798 рублей штрафа.
Требованиями NN 1, 2, 3 от 08.01.04 Инспекция предложила ЗАО "Л." уплатить доначисленную сумму налога и штрафа в срок до 19.01.04.
Посчитав незаконным доначисление указанных сумм налога и привлечение его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ЗАО "Л." обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований NN 1, 2, 3 от 08.01.04.
Оспаривая законность выставленных требований, ЗАО "Л." ссылается на то, что некондиционные запасы угля, добываемого на поле разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения, прошли государственную экспертизу в Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края еще в 1998 году.
Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899 "Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" (далее - Правила) не требуют повторной экспертизы и касаются запасов вновь осваиваемых участков.
ЗАО "Л." также указывает на то, что Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам (далее - Временные методические рекомендации) были утверждены Министерством природных ресурсов только 10 сентября 2003 года Распоряжением N 403-р. Следовательно, до 10.09.03 в любом случае ЗАО "Л." не имело возможности подготовить необходимую документацию по отнесению добываемых запасов угля к некондиционным, поскольку Правила не устанавливали сроки и порядок представления данной документации на согласование.
В судебном заседании представители ЗАО "Л." пояснили, что после получения от Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю извещения от 20.11.03 N 09-4/395 о необходимости предоставления материалов, обосновывающих отнесение твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, в срок до 25.11.03 ЗАО "Л." на сегодняшний день часть работ по подготовке документации уже проведена, но не закончена в связи с большой трудоемкостью работ.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Л." также ссылается на процессуальные нарушения, допущенные Инспекцией в ходе камеральной проверки, а именно на нарушение ст. 88 НК РФ, установившей сроки проведения камеральной налоговой проверки, и п. 5 ст. 100 НК РФ, предоставляющей право налогоплательщику заявить свои возражения на акт документальной проверки.
Изучив материалы дела, оценив доводы ЗАО "Л.", возражения Инспекции и пояснения 3-х лиц по существу спора, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 06.05.98 ЗАО "Л." выдана лицензия ВЛВ 00716 ТЭ на право пользования недрами для добычи бурого угля на поле разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения на основании совместного приказа Комитета по геологии и использованию недр Приморского края (в настоящее время - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю) от 15.04.98 N 39 и Комитета по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края от 20.04.98 N 102. Срок действия лицензии - до 30.08.13.
ЗАО "Л." были переданы запасы бурого угля по участку N 1 (поле разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения) в технических границах карьера, в том числе забалансовые (некондиционные) запасы в размере 8503 тыс. тонн по состоянию на 01.01.98.
В последние годы при отработке пластов третьей и четвертой группы вместе с утвержденными балансовыми и забалансовыми запасами углей ЗАО "Л." стали вовлекаться в добычу не учтенные государственным балансом угли, по своим качественным показателям являющиеся некондиционными.
В связи с этим в 1998 году ЗАО "Л." представило в Комитет по геологии и использованию недр Приморского края "Подсчет забалансовых запасов угля, соответствующих пластам третьей группы Нижне-Бикинского месторождения в технических границах Лучегорского разреза N 1 на 01.01.98" и "Технико-экономическое обоснование размеров платежей за недропользование по разрезу "Лучегорский-1" ЗАО "Л." на 1998 - 2002 годы".
В соответствии с полномочиями, предоставленными "Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета РФ по геологии и использованию недр" (сокращенно - Территориальная комиссия по запасам), утвержденным приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.94 N 41, Территориальная комиссия по запасам, рассмотрев представленные ЗАО "Л." материалы и проведя их экспертизу, приняла решение подсчитанные запасы некондиционных углей в количестве 8642 тыс. тонн в породах вскрыши третьей группы пластов в пределах технических границ разреза "Лучегорский-1" госбалансом не учитывать ввиду нецелесообразности, принять их для маркшейдерского учета; в связи с попутной обработкой некондиционных углей при добыче учтенных госбалансом углей рекомендовать Примгеолкому и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края с 01.01.98 освободить ЗАО "Л." от платежей за пользование недрами и от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за добычу этих некондиционных углей согласно Закону РФ "О недрах" (протокол N 279 от 20.11.98.).
Совместным Приказом Примгеолкома от 29.12.98 N 159 и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 30.12.98 N 288 ЗАО "Л." было освобождено с 01.01.98 от уплаты платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче некондиционных углей третьей группы пластов в технических границах разреза "Лучегорский-1". Данными документами внесены соответствующие изменения в Лицензию ВЛВ 00716.
Таким образом, в 1998 году угли в породах вскрыши третьей группы пластов, добываемые ЗАО "Л." в пределах технических границах разреза "Лучегорский-1" (участок N 1), в количестве 8642 тыс. тонн были признаны некондиционными в порядке, действовавшем в тот период.
В связи с принятием Федерального закона от 08.08.01 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ", дополнившего Налоговый кодекс РФ главой 26, для предприятий, добывающих полезные ископаемые, был введен с 01.01.02 налог на добычу полезных ископаемых вместо ранее взимаемых в соответствии с Законом РФ "О недрах" платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ законодатель установил основания применения налоговой ставки "0" процентов по налогу на добычу полезных ископаемых. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке "0" процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
В том же пункте законодатель указал, что отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899, вступившим в силу одновременно с главой 26 Налогового кодекса РФ, были утверждены "Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства".
Согласно пункту 1 указанных Правил отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
На момент предъявления ЗАО "Л." в Инспекцию налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года документов, касающихся порядка, сроков и условий подготовки недропользователями документов, связанных с отнесением запасов полезных ископаемых к некондиционным, а также порядка рассмотрения их соответствующими государственными органами не существовало.
Исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в отношении добычи некондиционных углей третьей группы пластов в технических границах разреза "Лучегорский-1" за июнь, июль 2003 года по налоговой ставке "0" процентов, ЗАО "Л." исходило из того, что устанавливаемый пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.02, в связи с чем обязанности представлять технико-экономическое обоснование отнесения добываемых некондиционных углей, признанных таковыми еще в 1999 году, не имеется.
Исследовав положения пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ и содержание Постановления Правительства РФ от 26.12.01 N 899, суд находит позицию ЗАО "Л." обоснованной.
В пользу ЗАО "Л." свидетельствуют и утвержденные Распоряжением Министерства природных ресурсов России от 10.09.03 N 403-р Временные методические рекомендации по подготовке к рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, принятые в целях реализации Постановления Правительства РФ от 26.12.01 N 899 и предназначенные для оказания практической помощи структурным подразделениям центрального аппарата Министерства природных ресурсов России или организациям при подготовке и рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов полезных ископаемых к некондиционным.
Согласно Временным методическим рекомендациям Министерство природных ресурсов России рекомендовало некондиционные (забалансовые) запасы твердых полезных ископаемых определять на эксплуатируемых и подготовленных к эксплуатации месторождениях при подготовке технического проекта отработки в границах горного отвода организаций - пользователей недр или при внесении в него дополнений и изменений в установленном порядке.
ЗАО "Л." с 01.01.02 технический проект отработки углей третьей группы пластов в технических границах разреза "Лучегорский-1" не представляло на утверждение и не вносило в него изменений.
Согласно позиции, изложенной Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю, на ЗАО "Л." распространяется действие Постановления Правительства РФ от 26.12.01 N 899, поскольку добываемый ЗАО "Л." некондиционный уголь не учтен государственным балансом, в связи с чем до принятия соответствующего решения Министерством природных ресурсов России ЗАО "Л." не вправе производить налогообложение добычи данных углей по налоговой ставке "0" процентов.
Суд не может принять во внимание данный довод, поскольку из содержания пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 26.12.01 N 899 и Временных методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Министерства природных ресурсов России от 10.09.03 N 403-р, прямо не следует, что запасы полезных ископаемых, признанные до 01.01.02 некондиционными, но не учтенные государственным балансом в связи с нецелесообразностью, с 01.01.02 подлежат переоценке Министерством природных ресурсов России в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899.
Суд считает, что в данном случае подлежит применению п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд признает недействительными требования NN 1, 2, 3 от 08.01.04, выставленные Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, об уплате ЗАО "Л." налога на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года по результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года.
Приведенные ЗАО "Л." доводы о допущенных Инспекцией процессуальных нарушениях в ходе камеральной налоговой проверки суд не принимает во внимание.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает составление налоговым органом по результатам камеральной проверки акта камеральной проверки, в связи с чем положения п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ, на нарушение которого ссылается ЗАО "Л.", применяются при проведении выездных налоговых проверок.
Нарушение налоговым органом срока, установленного ст. 88 Налогового кодекса РФ для проведения камеральной налоговой проверки, не является основанием для признания недействительным решения и требований, выставленных налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

Признать недействительными требования NN 1, 2, 3 от 08.01.04 Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, выставленные по результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года.
Возвратить ЗАО "Л." из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей 00 копеек, оплаченную по платежному поручению N 122 от 04.03.04
Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)