Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
27 апреля 2006 г. Дело N 09АП-3641/06-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.06.
Полный текст постановления изготовлен 05.05.06.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи П.П., судей С.М., О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.П., при участии: от заявителя - не явился, извещен; от заинтересованного лица - Б. по дов. N 14-17/12567 от 07.12.2005; от третьих лиц - рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 31 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006 по делу N А40-63482/05-114-532, принятое судьей С.Е. по заявлению управы района "Крылатское" г. Москвы к ИФНС России N 31 по г. Москве о признании недействительными решений,
управа района "Крылатское" г. Москвы обратилась в суд с заявлением к Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве о признании недействительными: решения N 2484 от 30.09.2005 в части предложения уплатить сумму доначисленного ЕСН с сумм компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки в размере 170393,31 руб., уплаты пеней по ЕСН в размере 43438,11 руб., уплаты в Пенсионный фонд РФ суммы дополнительно начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 111187,68 руб., доначисления ЕСН в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ в размере 170393,31 руб.; решения N 2485 от 30.09.2005 в части предложения уплатить НДФЛ с сумм компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки в размере 212637 руб., уплаты пеней в размере 54635,92 руб. и удержания суммы НДФЛ в размере 212637 руб., мотивируя свои требования тем, что указанные акты нарушают права и законные интересы заявителя и не соответствуют требованиям законодательства.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 14.02.2006 удовлетворил заявленное управой района "Крылатское" г. Москвы требование в полном объеме. При этом суд исходил из того, что оспариваемые решения налогового органа приняты в нарушение требований налогового законодательства.
ИФНС России N 31 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении управы района "Крылатское" г. Москвы была проведена выездная налоговая проверка.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенной в период с 29.08.2005 по 06.09.2005, Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве вынесла решение от 30.09.2005 N 2484, которым предложила управе района "Крылатское" в срок до 10.10.2005:
- уплатить суммы по ЕСН:
- в федеральный бюджет - 111187,68 руб.;
- в ФСС РФ - 31023,78 руб.;
- в ФФОМС - 1695,04 руб.;
- в ТФОМС - 26486,81 руб.;
- всего - 170393,31 руб.;
- - уплатить пени за несвоевременное начисление и перечисление ЕСН:
- в федеральный бюджет - 28342,46 руб.;
- в ФСС РФ - 7910,60 руб.;
- в ФФОМС - 424,42 руб.;
- в ТФОМС - 6760,63 руб.;
- всего - 43438,11 руб.;
- - уплатить в Пенсионный фонд РФ сумму дополнительных начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 111187,68 руб.;
- - доначислить ЕСН в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ в сумме 170393,31 руб.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве установила, что в 2003 - 2004 гг. не был удержан НДФЛ с компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки.
Решением N 2485 от 30.09.2005 Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве предложила управе района "Крылатское" в срок до 10.10.2005:
- - уплатить НДФЛ в сумме 212637,0 руб.;
- - уплатить пени за неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ в сумме 54635,92 руб.;
- - доудержать сумму своевременно неудержанного и удержанного не полностью НДФЛ в размере 212637,0 руб.
Основания, по которым налоговым органом вынесены оспариваемые решения, изложены Инспекцией в апелляционной жалобе вместе с несогласием оценки, данной названным основаниям судом первой инстанции.
Оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности доводов налогового органа, изложенных в апелляционной жалобе.
По мнению налогового органа, при применении подпункта 2 пункта 1 ст. 238 Кодекса следует иметь в виду, что компенсационные выплаты могут быть установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.
Нормы компенсационных выплат, которые не подлежат налогообложению, должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ.
Нормами Федерального закона N 79-ФЗ не предусмотрены компенсационные выплаты государственным гражданским служащим в связи с предоставлением бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки, возмещением проезда к месту отдыха и обратно, а также компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Согласно ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" гражданским служащим города предоставляются дополнительные государственные гарантии, в частности бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение за проезд к месту отдыха и обратно, а также компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Указанные гарантии нельзя рассматривать как возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, поэтому они не могут быть отнесены к компенсациям, не облагаемым ЕСН, на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 238 НК РФ.
В нарушение п. 3 ст. 217 НК РФ в 2003 - 2004 гг. не удержан НДФЛ с компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки.
Таким образом, по мнению налогового органа, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Апелляционный суд отклоняет указанные доводы по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 6 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению (единым социальным налогом) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с иными расходами.
Статьей 217 НК РФ определен перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов.
То есть в пункте 3 статьи 217 и подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ дается открытый перечень компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки государственным служащим в силу вышеуказанных норм относятся к иным расходам, которые в силу требований абз. 7 п. 3 ст. 217 НК РФ и абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки лицам, являющимся государственными служащими города Москвы, предусмотрены также указом мэра г. Москвы от 05.03.2003 N 7-УМ.
Постановлениями правительства г. Москвы от 11.03.2003 N 149-ПП и от 16.03.2004 N 143-ПП были установлены размеры компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки государственным служащим г. Москвы.
Апелляционным судом не принимаются ссылки налогового органа на Письмо ФНС от 03.02.2005 N 05-1-02/13 в силу п. 2 ст. 4 НК РФ.
Нормы материального права были правильно применены судом, им было дано верное толкование. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Согласно ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006 по делу N А40-63482/05-114-532 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2006, 05.05.2006 N 09АП-3641/06-АК ПО ДЕЛУ N А40-63482/05-114-532
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
27 апреля 2006 г. Дело N 09АП-3641/06-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.06.
Полный текст постановления изготовлен 05.05.06.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи П.П., судей С.М., О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.П., при участии: от заявителя - не явился, извещен; от заинтересованного лица - Б. по дов. N 14-17/12567 от 07.12.2005; от третьих лиц - рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 31 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006 по делу N А40-63482/05-114-532, принятое судьей С.Е. по заявлению управы района "Крылатское" г. Москвы к ИФНС России N 31 по г. Москве о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
управа района "Крылатское" г. Москвы обратилась в суд с заявлением к Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве о признании недействительными: решения N 2484 от 30.09.2005 в части предложения уплатить сумму доначисленного ЕСН с сумм компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки в размере 170393,31 руб., уплаты пеней по ЕСН в размере 43438,11 руб., уплаты в Пенсионный фонд РФ суммы дополнительно начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 111187,68 руб., доначисления ЕСН в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ в размере 170393,31 руб.; решения N 2485 от 30.09.2005 в части предложения уплатить НДФЛ с сумм компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки в размере 212637 руб., уплаты пеней в размере 54635,92 руб. и удержания суммы НДФЛ в размере 212637 руб., мотивируя свои требования тем, что указанные акты нарушают права и законные интересы заявителя и не соответствуют требованиям законодательства.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 14.02.2006 удовлетворил заявленное управой района "Крылатское" г. Москвы требование в полном объеме. При этом суд исходил из того, что оспариваемые решения налогового органа приняты в нарушение требований налогового законодательства.
ИФНС России N 31 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении управы района "Крылатское" г. Москвы была проведена выездная налоговая проверка.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенной в период с 29.08.2005 по 06.09.2005, Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве вынесла решение от 30.09.2005 N 2484, которым предложила управе района "Крылатское" в срок до 10.10.2005:
- уплатить суммы по ЕСН:
- в федеральный бюджет - 111187,68 руб.;
- в ФСС РФ - 31023,78 руб.;
- в ФФОМС - 1695,04 руб.;
- в ТФОМС - 26486,81 руб.;
- всего - 170393,31 руб.;
- - уплатить пени за несвоевременное начисление и перечисление ЕСН:
- в федеральный бюджет - 28342,46 руб.;
- в ФСС РФ - 7910,60 руб.;
- в ФФОМС - 424,42 руб.;
- в ТФОМС - 6760,63 руб.;
- всего - 43438,11 руб.;
- - уплатить в Пенсионный фонд РФ сумму дополнительных начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 111187,68 руб.;
- - доначислить ЕСН в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ в сумме 170393,31 руб.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве установила, что в 2003 - 2004 гг. не был удержан НДФЛ с компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки.
Решением N 2485 от 30.09.2005 Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве предложила управе района "Крылатское" в срок до 10.10.2005:
- - уплатить НДФЛ в сумме 212637,0 руб.;
- - уплатить пени за неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ в сумме 54635,92 руб.;
- - доудержать сумму своевременно неудержанного и удержанного не полностью НДФЛ в размере 212637,0 руб.
Основания, по которым налоговым органом вынесены оспариваемые решения, изложены Инспекцией в апелляционной жалобе вместе с несогласием оценки, данной названным основаниям судом первой инстанции.
Оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности доводов налогового органа, изложенных в апелляционной жалобе.
По мнению налогового органа, при применении подпункта 2 пункта 1 ст. 238 Кодекса следует иметь в виду, что компенсационные выплаты могут быть установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.
Нормы компенсационных выплат, которые не подлежат налогообложению, должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ.
Нормами Федерального закона N 79-ФЗ не предусмотрены компенсационные выплаты государственным гражданским служащим в связи с предоставлением бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки, возмещением проезда к месту отдыха и обратно, а также компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Согласно ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" гражданским служащим города предоставляются дополнительные государственные гарантии, в частности бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение за проезд к месту отдыха и обратно, а также компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Указанные гарантии нельзя рассматривать как возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, поэтому они не могут быть отнесены к компенсациям, не облагаемым ЕСН, на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 238 НК РФ.
В нарушение п. 3 ст. 217 НК РФ в 2003 - 2004 гг. не удержан НДФЛ с компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки.
Таким образом, по мнению налогового органа, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Апелляционный суд отклоняет указанные доводы по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 6 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению (единым социальным налогом) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с иными расходами.
Статьей 217 НК РФ определен перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов.
То есть в пункте 3 статьи 217 и подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ дается открытый перечень компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки государственным служащим в силу вышеуказанных норм относятся к иным расходам, которые в силу требований абз. 7 п. 3 ст. 217 НК РФ и абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки лицам, являющимся государственными служащими города Москвы, предусмотрены также указом мэра г. Москвы от 05.03.2003 N 7-УМ.
Постановлениями правительства г. Москвы от 11.03.2003 N 149-ПП и от 16.03.2004 N 143-ПП были установлены размеры компенсационных выплат за неиспользованные санаторно-курортные путевки государственным служащим г. Москвы.
Апелляционным судом не принимаются ссылки налогового органа на Письмо ФНС от 03.02.2005 N 05-1-02/13 в силу п. 2 ст. 4 НК РФ.
Нормы материального права были правильно применены судом, им было дано верное толкование. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Согласно ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006 по делу N А40-63482/05-114-532 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)