Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Залевской Е.А.,
Кулеш Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.,
при участии:
- от заявителя: Иванов В.И., дов. от 04.02.2009 г.;
- от заинтересованного лица: Зинченко А.В., дов. от 11.01.2009 г.; Пальянова С.С., дов. от 24.02.2009 г.; Будехин А.С., дов. от 23.01.2009 г.;
- от третьего лица - Управления по недропользованию по Кемеровской области: без участия;
- от третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору с сфере природопользования по Кемеровской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г.
по делу N А27-6884/08-6
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта N 12"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
о признании недействительным решения
установил:
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г. удовлетворено требование общества с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" (далее - ООО "Шахта N 12", общество, заявитель). Признано недействительным в связи с несоответствием нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщиком N 2 по Кемеровской области (далее - МРИФНС России по крупнейшим налогоплательщиком N 2 по Кемеровской области, налоговый орган, инспекция, апеллянт, податель жалобы) от 20.06.2008 г. N 4279 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г. по делу N А27-6884/2008-6 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "Шахта N 12". В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
По мнению инспекции, при вынесении оспариваемого решения, арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Списанные запасы полезных ископаемых являются частью недр Российской Федерации, а значит его собственностью, следовательно, на них распространяется общий порядок регулирования отношений, складывающийся по поводу использования недр, в частности Закон Российской Федерации "О недрах", который предусматривает обязательное проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в разрабатываемом месторождении. Проектная документация, на основании которой ООО "Шахта N 12" осуществляет отработку ранее списанных запасов, не прошла государственную экологическую экспертизу, что является одним из обязательных условий реализации объекта налогообложения. Общество отрабатывает запасы полезных ископаемых открытым способом, которые ранее отнесены в потери при подземном способе отработки, то есть при полном изменении технологии ведения добычных работ. Значит, в соответствии с действующим законодательством запасы полезных ископаемых подлежат переоценке, из проектной документации по доработки запасов угля осуществляемым способом, они отнесены к промышленным.
Вывод суда первой инстанции о том, что порядок отработки списанных запасов нормативными документами не регламентирован, неправомерен.
Суд первой инстанции неправильно указал, что разъяснение вопросов налогообложения к полномочиям Федерального агентства по недропользованию не относится, так как указанное агентство имеет право давать разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, одним из которых является отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 342 НК РФ запасы ископаемых, отрабатываемые в контурах ранее списанных запасов подлежат квалификации как кондиционные или некондиционные в Порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2007 года N 899.
До настоящего времени сведений от Федерального агентства по недропользованию об отнесении запасов, разрабатываемых Обществом к некондиционным в Инспекцию не поступало.
При этом Инспекция согласна с тем, что Общество имеет лицензию на право пользования недрами, однако, полагает, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением данной лицензии, поскольку разрабатывает неучтенные и не подвергавшиеся экспертизе запасы, хотя обязано достоверно учитывать извлекаемые им из недр запасы полезных ископаемых.
Следовательно, льгота по налогу на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) применяется Обществом незаконно, поскольку сама деятельность, в результате которой налогоплательщик применяет нулевую ставку по НДПИ осуществляется с нарушением требований закона.
В нарушение статьи 71 АПК РФ, решение суда первой инстанции принято без оценки позиции Управления по недропользованию по Кемеровской области.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Общество возразило против жалобы Инспекции, указав в письменном отзыве, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Управление по недропользованию по Кемеровской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало основания, в ней изложенные.
В судебном заседании представители апеллянта и заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, соответственно.
Управление по недропользованию по Кемеровской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в судебное заседание своих представителей не направили, при надлежащем извещении.
Суд апелляционной инстанции в порядке выполнения требований части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителей апеллянта и заявителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения постановленного решения не имеется.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области от 20.06.2008 N 4279 общество с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в размере 619894 рублей за неуплату налога на добычу полезных ископаемых. Обществу предложено уплатить 3099472 рубля налога на добычу полезных ископаемых и 134313,30 рублей пени.
Как следует из решения основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 3099472 рублей, исчисления пени и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы в виде применения налоговой ставки 0 процентов, поскольку предприятием не выполнены обязательные условия получения этой льготы, а именно не получено заключение Федерального агентства по недропользованию об отнесении отработанных запасов к некондиционным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что доначисление Обществу НДПИ, а также пени и штрафа по нему не соответствует реальным налоговым обязательствам Общества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством. В силу требований статьи 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых, при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях налогообложения законодатель разграничивает два объекта налогообложения по ставке 0 процентов:
- -добыча полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества)";
- -добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О недрах" N 2395 от 21.12.1992 года (далее по тексту - Закон) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в установленных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Также, в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Как следует из материалов дела, у налогоплательщика имеется лицензия на право пользования недрами КЕМ 12780 ТЭ со сроком окончания действия 31.12.2013, лицензионное соглашение, которое является неотъемлемой частью лицензии и горноотводный акт к лицензии.
Согласно пункта 4 лицензионного соглашения недропользователю представляется для открытой и подземной добыче юго-восточная часть Киселевского каменноугольного месторождения каменного угля в пределах горного отвода.
Суд первой инстанции правомерно указал в обжалуемом решении, что в ходе судебного разбирательства налоговый орган не опроверг факта применения налогоплательщиком ставки 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого из списанных запасов.
Факт добычи полезного ископаемого из списанных запасов подтверждается письмом Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области от 27.12.2007 N 29-3649, проекциями горных выработок, актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 24.08.2008, в котором указано, что "добыча угля открытым способом ведется на остаточных, неизвлеченных запасах в контуре погашенных горных выработок 30-40-х годов прошлого столетия. Эти запасы угля списаны в соответствии с действующим в то время порядком списания полезных ископаемых". В протоколе заседания Кемеровского отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от 08.02.2008 также указано, "участок открытых работ ведет добычу из целиков, оставленных в ранее отработанных пластах". В протоколе также отмечено, что ООО "Шахта N 12" правомерно производит горные работы на лицензионном участке недр. Списание запасов было произведено до введение в действие ныне действующего законодательства регулирующие вопросы недропользования.
Отражение количества добытого полезного ископаемого из ранее списанных в форме 5-гр, на которую ссылается налоговый орган, производится в соответствии с требованиями Управления по недропользованию по Кемеровской области. Как следует из письма N 12-4/2327 от 20.12.2007 управление требует показывать как добычу из запасов, ранее списанных и не предусмотренных годовыми планами развития горных работ, так и добычу из запасов, ранее списанных и предусмотренных к отработке годовыми планами развития горных работ. Причем, необходимость проведения государственной экспертизы указано только в отношении ранее списанных и предусмотренных к отработке запасов годовыми планами развития горных работ.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не опровергнуто налоговым органом, что налогооблагаемая база в ходе проведения проверки декларации Общества по НДПИ за декабрь 2007 года определена Обществом на основании данных указанной декларации по добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
При этом налоговый орган полагает, что такие запасы в обязательном порядке должны быть подвергнуты государственной экспертизе с целью отнесения их к кондиционным либо некондиционным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением МПР России от 10.09.2003 года N 403-р к некондиционным запасам относятся:
- запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального и международного стандарта;
- запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования кондиций на минеральное сырье;
- запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам определен Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2001 года N 899. Однако данный порядок не определяет, что ранее списанные в потери запасы полезного ископаемого подлежат восстановлению и квалификации как кондиционные и некондиционные.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на письмо Управления по недропользованию по Кемеровской области от 20.12.2007 года N 12-4/2327, письмо Федерального агентства по недропользованию от 10.10.2005 года N ВБ-04-26/5789 "О начислении НДПИ при добыче в контурах ранее списанных запасов полезных ископаемых".
Изложенная позиция налогового органа в апелляционной жалобе не соответствует положениям письма Управления по недропользованию за N 12-4/2327 от 20.12.2007 года, где говорится не о невозможности отработки запасов, не числящихся на государственном балансе, а о том, что отработка полезных ископаемых из ранее списанных в потери запасов не регламентируется нормативными документами. Таким образом, указанный документ подтверждает позицию налогоплательщика о том, что нормативными документами не запрещена отработка списанных ранее в потери запасов, но отсутствует законодательный порядок, регулирующий отработку таких запасов полезных ископаемых.
Что касается письма Федерального агентства по недропользованию от 10.10.2005 года N ВБ-04-26/5789, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции данный документ правильно оценен как не относящийся к нормативным актам, а также указано, что разъяснение каких-либо вопросов в отношении налогообложения в полномочия Федерального агентства по недропользованию не входит. В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года (в редакции Постановления от 07.07.2006 г. N 418) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Исходя из анализа приведенных ранее положений закона списанные запасы - это запасы полезного ископаемого, полностью списанные с государственного баланса в случаях добычи (извлечения из недр) и направления потребителям и на переработку, потерь в процессе добыч, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения; утраты промышленного значения и др. Списание запасов полезных ископаемых по причине добычи, потерь в процессе добычи, утраты промышленного значения производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Данные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения по ставке 0%, которую и применило Общество.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принимает доводы Инспекции о необходимости проведения государственной экспертизы ранее списанных запасов с целью отнесения их к кондиционным или некондиционным еще и потому, что в таком случае объект налогообложения ставкой в 0% - списанные запасы - практически неприменим, так как Инспекция предлагает применить к нему категорию кондиционные - некондиционные, а в силу приведенных ранее положений НК РФ некондиционные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения.
Налоговый орган считает, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственный учет. Однако данное утверждение не соответствует действующему законодательству.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается:
- на статью 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах",
- на пункт 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006 года,
- на пункт 20 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного Приказом МНР Российской Федерации от 09.07.1997 года N 122.
Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденное Приказом МНР Российской Федерации от 09.07.1997 года N 122 на пункт 20 которого ссылается налоговый орган, фактически утратило силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 15.12.2006 года N 286, утвердившего Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса. Приказ от 09.07.1997 N 122 был издан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 17.05.1997 N 588 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25.09.2000 N 726, которым утверждено новое Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
Пункт 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, вступившего в действие 18.02.2007 года и утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006 года, предусматривает, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию. В указанном пункте идет речь о постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс. Однако указанным Порядком не предусмотрено, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственном балансе.
Статья 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусматривает, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Таким образом, норма статьи 29 Закона требует проведение государственной экспертизы при предоставлении недр в пользование.
При этом проведение экспертизы в силу нормы части 7 статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков- недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что утверждение Инспекции о незаконности деятельности Общества по разработке полезных ископаемых связи с отсутствием государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и об отсутствии разрешительной документации неверно.
Ранее государственная экспертиза запасов полезных ископаемых для шахтного поля проводилась в 1981 году, что подтверждается протоколом N 1590-к Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) от 10.07.1981 года (том дела 3, листы дела 69 - 80), N 8891 от 04.12.1981 года.
Судом первой инстанции исследовалась разрешительная документация, на основании которой ООО "Шахта N 12" осуществляет деятельность по добыче полезного ископаемого и ей дана надлежащая правовая оценка. Судом не установлено нарушений, на которые ссылается Инспекция.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество правомерно заявило и применило в декабре 2007 года нулевую ставку по НДПИ в связи с добычей полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
В жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и сделанные им выводы.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 258, статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г. по делу N А27-6884/08-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
СОЛОДИЛОВ А.В.
Судьи
ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.
КУЛЕШ Т.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2009 N 07АП-2501/09 ПО ДЕЛУ N А27-6884/08-6
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. N 07АП-2501/09
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Залевской Е.А.,
Кулеш Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.,
при участии:
- от заявителя: Иванов В.И., дов. от 04.02.2009 г.;
- от заинтересованного лица: Зинченко А.В., дов. от 11.01.2009 г.; Пальянова С.С., дов. от 24.02.2009 г.; Будехин А.С., дов. от 23.01.2009 г.;
- от третьего лица - Управления по недропользованию по Кемеровской области: без участия;
- от третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору с сфере природопользования по Кемеровской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г.
по делу N А27-6884/08-6
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта N 12"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
о признании недействительным решения
установил:
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г. удовлетворено требование общества с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" (далее - ООО "Шахта N 12", общество, заявитель). Признано недействительным в связи с несоответствием нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщиком N 2 по Кемеровской области (далее - МРИФНС России по крупнейшим налогоплательщиком N 2 по Кемеровской области, налоговый орган, инспекция, апеллянт, податель жалобы) от 20.06.2008 г. N 4279 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г. по делу N А27-6884/2008-6 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "Шахта N 12". В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
По мнению инспекции, при вынесении оспариваемого решения, арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Списанные запасы полезных ископаемых являются частью недр Российской Федерации, а значит его собственностью, следовательно, на них распространяется общий порядок регулирования отношений, складывающийся по поводу использования недр, в частности Закон Российской Федерации "О недрах", который предусматривает обязательное проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в разрабатываемом месторождении. Проектная документация, на основании которой ООО "Шахта N 12" осуществляет отработку ранее списанных запасов, не прошла государственную экологическую экспертизу, что является одним из обязательных условий реализации объекта налогообложения. Общество отрабатывает запасы полезных ископаемых открытым способом, которые ранее отнесены в потери при подземном способе отработки, то есть при полном изменении технологии ведения добычных работ. Значит, в соответствии с действующим законодательством запасы полезных ископаемых подлежат переоценке, из проектной документации по доработки запасов угля осуществляемым способом, они отнесены к промышленным.
Вывод суда первой инстанции о том, что порядок отработки списанных запасов нормативными документами не регламентирован, неправомерен.
Суд первой инстанции неправильно указал, что разъяснение вопросов налогообложения к полномочиям Федерального агентства по недропользованию не относится, так как указанное агентство имеет право давать разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, одним из которых является отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 342 НК РФ запасы ископаемых, отрабатываемые в контурах ранее списанных запасов подлежат квалификации как кондиционные или некондиционные в Порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2007 года N 899.
До настоящего времени сведений от Федерального агентства по недропользованию об отнесении запасов, разрабатываемых Обществом к некондиционным в Инспекцию не поступало.
При этом Инспекция согласна с тем, что Общество имеет лицензию на право пользования недрами, однако, полагает, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением данной лицензии, поскольку разрабатывает неучтенные и не подвергавшиеся экспертизе запасы, хотя обязано достоверно учитывать извлекаемые им из недр запасы полезных ископаемых.
Следовательно, льгота по налогу на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) применяется Обществом незаконно, поскольку сама деятельность, в результате которой налогоплательщик применяет нулевую ставку по НДПИ осуществляется с нарушением требований закона.
В нарушение статьи 71 АПК РФ, решение суда первой инстанции принято без оценки позиции Управления по недропользованию по Кемеровской области.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Общество возразило против жалобы Инспекции, указав в письменном отзыве, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Управление по недропользованию по Кемеровской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало основания, в ней изложенные.
В судебном заседании представители апеллянта и заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, соответственно.
Управление по недропользованию по Кемеровской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в судебное заседание своих представителей не направили, при надлежащем извещении.
Суд апелляционной инстанции в порядке выполнения требований части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителей апеллянта и заявителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения постановленного решения не имеется.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области от 20.06.2008 N 4279 общество с ограниченной ответственностью "Шахта N 12" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в размере 619894 рублей за неуплату налога на добычу полезных ископаемых. Обществу предложено уплатить 3099472 рубля налога на добычу полезных ископаемых и 134313,30 рублей пени.
Как следует из решения основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 3099472 рублей, исчисления пени и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы в виде применения налоговой ставки 0 процентов, поскольку предприятием не выполнены обязательные условия получения этой льготы, а именно не получено заключение Федерального агентства по недропользованию об отнесении отработанных запасов к некондиционным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что доначисление Обществу НДПИ, а также пени и штрафа по нему не соответствует реальным налоговым обязательствам Общества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством. В силу требований статьи 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых, при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях налогообложения законодатель разграничивает два объекта налогообложения по ставке 0 процентов:
- -добыча полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества)";
- -добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О недрах" N 2395 от 21.12.1992 года (далее по тексту - Закон) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в установленных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Также, в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Как следует из материалов дела, у налогоплательщика имеется лицензия на право пользования недрами КЕМ 12780 ТЭ со сроком окончания действия 31.12.2013, лицензионное соглашение, которое является неотъемлемой частью лицензии и горноотводный акт к лицензии.
Согласно пункта 4 лицензионного соглашения недропользователю представляется для открытой и подземной добыче юго-восточная часть Киселевского каменноугольного месторождения каменного угля в пределах горного отвода.
Суд первой инстанции правомерно указал в обжалуемом решении, что в ходе судебного разбирательства налоговый орган не опроверг факта применения налогоплательщиком ставки 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого из списанных запасов.
Факт добычи полезного ископаемого из списанных запасов подтверждается письмом Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области от 27.12.2007 N 29-3649, проекциями горных выработок, актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 24.08.2008, в котором указано, что "добыча угля открытым способом ведется на остаточных, неизвлеченных запасах в контуре погашенных горных выработок 30-40-х годов прошлого столетия. Эти запасы угля списаны в соответствии с действующим в то время порядком списания полезных ископаемых". В протоколе заседания Кемеровского отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от 08.02.2008 также указано, "участок открытых работ ведет добычу из целиков, оставленных в ранее отработанных пластах". В протоколе также отмечено, что ООО "Шахта N 12" правомерно производит горные работы на лицензионном участке недр. Списание запасов было произведено до введение в действие ныне действующего законодательства регулирующие вопросы недропользования.
Отражение количества добытого полезного ископаемого из ранее списанных в форме 5-гр, на которую ссылается налоговый орган, производится в соответствии с требованиями Управления по недропользованию по Кемеровской области. Как следует из письма N 12-4/2327 от 20.12.2007 управление требует показывать как добычу из запасов, ранее списанных и не предусмотренных годовыми планами развития горных работ, так и добычу из запасов, ранее списанных и предусмотренных к отработке годовыми планами развития горных работ. Причем, необходимость проведения государственной экспертизы указано только в отношении ранее списанных и предусмотренных к отработке запасов годовыми планами развития горных работ.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не опровергнуто налоговым органом, что налогооблагаемая база в ходе проведения проверки декларации Общества по НДПИ за декабрь 2007 года определена Обществом на основании данных указанной декларации по добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
При этом налоговый орган полагает, что такие запасы в обязательном порядке должны быть подвергнуты государственной экспертизе с целью отнесения их к кондиционным либо некондиционным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением МПР России от 10.09.2003 года N 403-р к некондиционным запасам относятся:
- запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального и международного стандарта;
- запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования кондиций на минеральное сырье;
- запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам определен Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2001 года N 899. Однако данный порядок не определяет, что ранее списанные в потери запасы полезного ископаемого подлежат восстановлению и квалификации как кондиционные и некондиционные.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на письмо Управления по недропользованию по Кемеровской области от 20.12.2007 года N 12-4/2327, письмо Федерального агентства по недропользованию от 10.10.2005 года N ВБ-04-26/5789 "О начислении НДПИ при добыче в контурах ранее списанных запасов полезных ископаемых".
Изложенная позиция налогового органа в апелляционной жалобе не соответствует положениям письма Управления по недропользованию за N 12-4/2327 от 20.12.2007 года, где говорится не о невозможности отработки запасов, не числящихся на государственном балансе, а о том, что отработка полезных ископаемых из ранее списанных в потери запасов не регламентируется нормативными документами. Таким образом, указанный документ подтверждает позицию налогоплательщика о том, что нормативными документами не запрещена отработка списанных ранее в потери запасов, но отсутствует законодательный порядок, регулирующий отработку таких запасов полезных ископаемых.
Что касается письма Федерального агентства по недропользованию от 10.10.2005 года N ВБ-04-26/5789, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции данный документ правильно оценен как не относящийся к нормативным актам, а также указано, что разъяснение каких-либо вопросов в отношении налогообложения в полномочия Федерального агентства по недропользованию не входит. В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года (в редакции Постановления от 07.07.2006 г. N 418) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Исходя из анализа приведенных ранее положений закона списанные запасы - это запасы полезного ископаемого, полностью списанные с государственного баланса в случаях добычи (извлечения из недр) и направления потребителям и на переработку, потерь в процессе добыч, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке, погрузке, разгрузке и в местах хранения; утраты промышленного значения и др. Списание запасов полезных ископаемых по причине добычи, потерь в процессе добычи, утраты промышленного значения производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Данные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения по ставке 0%, которую и применило Общество.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принимает доводы Инспекции о необходимости проведения государственной экспертизы ранее списанных запасов с целью отнесения их к кондиционным или некондиционным еще и потому, что в таком случае объект налогообложения ставкой в 0% - списанные запасы - практически неприменим, так как Инспекция предлагает применить к нему категорию кондиционные - некондиционные, а в силу приведенных ранее положений НК РФ некондиционные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения.
Налоговый орган считает, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственный учет. Однако данное утверждение не соответствует действующему законодательству.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается:
- на статью 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах",
- на пункт 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006 года,
- на пункт 20 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного Приказом МНР Российской Федерации от 09.07.1997 года N 122.
Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденное Приказом МНР Российской Федерации от 09.07.1997 года N 122 на пункт 20 которого ссылается налоговый орган, фактически утратило силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 15.12.2006 года N 286, утвердившего Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса. Приказ от 09.07.1997 N 122 был издан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 17.05.1997 N 588 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25.09.2000 N 726, которым утверждено новое Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
Пункт 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, вступившего в действие 18.02.2007 года и утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006 года, предусматривает, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию. В указанном пункте идет речь о постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс. Однако указанным Порядком не предусмотрено, что ранее списанные запасы подлежат восстановлению на государственном балансе.
Статья 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусматривает, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Таким образом, норма статьи 29 Закона требует проведение государственной экспертизы при предоставлении недр в пользование.
При этом проведение экспертизы в силу нормы части 7 статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков- недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что утверждение Инспекции о незаконности деятельности Общества по разработке полезных ископаемых связи с отсутствием государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и об отсутствии разрешительной документации неверно.
Ранее государственная экспертиза запасов полезных ископаемых для шахтного поля проводилась в 1981 году, что подтверждается протоколом N 1590-к Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) от 10.07.1981 года (том дела 3, листы дела 69 - 80), N 8891 от 04.12.1981 года.
Судом первой инстанции исследовалась разрешительная документация, на основании которой ООО "Шахта N 12" осуществляет деятельность по добыче полезного ископаемого и ей дана надлежащая правовая оценка. Судом не установлено нарушений, на которые ссылается Инспекция.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество правомерно заявило и применило в декабре 2007 года нулевую ставку по НДПИ в связи с добычей полезных ископаемых из ранее списанных запасов.
В жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и сделанные им выводы.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 258, статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2009 г. по делу N А27-6884/08-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
СОЛОДИЛОВ А.В.
Судьи
ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.
КУЛЕШ Т.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)