Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 декабря 2005 года Дело N Ф04-9103/2005(18014-А27-2)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области на решение от 26.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 по делу N А27-16715/05-2 по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс" о взыскании санкций,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс" (далее - общество) о взыскании санкций в размере 68550,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, принять новый судебный акт о взыскании санкций в размере 68550,4 руб., полагая, что общество необоснованно, при отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых, применило налоговую ставку 0 процентов, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на жалобу не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс", налоговым органом принято решение от 15.04.2005 N 2921 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 68550,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 342752 руб. и пеней в размере 10956,21 руб. за несвоевременную уплату налога.
Основанием для принятия данного решения явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при отсутствии нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требования N 302 об уплате санкции, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании санкции, арбитражный суд обеих инстанций, принимая во внимание отсутствие законодательно регламентированного порядка утверждения указанных нормативов Министерством природных ресурсов Российской Федерации, указал, что отсутствие нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных данным Министерством, не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, согласованных с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда основанным на неполном исследовании обстоятельств дела.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений (далее - Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых).
В соответствии с пунктом 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых).
Следовательно, применение льготы в виде налогообложения по нулевой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, рассчитанных по конкретным местам образования потерь и уточненных при разработке ежегодных программ работ, согласованных с Федеральным горным и промышленным надзором России и утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, именно налогоплательщик должен представить доказательства наличия у него оснований и соблюдения им порядка использования льготы.
В данном случае, как установлено арбитражным судом, общество применяло нормативные потери полезных ископаемых на 2004 год, согласованные с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации, но в нарушение требований Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, не утвержденные в установленном порядке Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что арбитражным судом при рассмотрении спора не исследованы в полном объеме фактические обстоятельства дела, касающиеся соблюдения обществом порядка утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, явившегося основанием для привлечения общества к налоговой ответственности.
Принимая решение и постановление, арбитражный суд не дал оценки доводу налогоплательщика, изложенному в отзыве на заявление, о том, что в совместном письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002 N АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 921 в части твердых полезных ископаемых разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу указанного Постановления (1 января 2002 г.), повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Вместе с тем, данное обстоятельство судом не проверялось и не исследовалось, в материалах дела отсутствуют вышеназванная копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год и на последующие годы или соответствующие выписки из указанных решений, а также годовые программы работ, являющиеся документом для обоснования нормативов потерь.
При этом суд, сославшись на представленные обществом Плановые показатели потерь и засорения полезных ископаемых при добыче по горнорудным подразделениям ООО "Кузнецкий ГОК" на 2004 год (л.д. 35), согласованные с Кузнецким управлением Госгортехнадзора, не указал, какому порядку соответствует данное согласование нормативов потерь в спорный период; не проверил, соответствовало ли согласование с региональным органом Госгортехнадзора России действующему до вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации N 921 порядку.
Судом не исследовано, предпринимались ли обществом меры для утверждения указанных нормативов в установленном Постановлением N 921 порядке и по какой причине не состоялось утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых в порядке, установленном Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, а также не проверен вопрос наличия вины налогоплательщика.
Кроме того, судом не учтено, что в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Министерством природных ресурсов Российской Федерации Распоряжением от 05.02.2003 N 42-р утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ", в силу которых утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых осуществляется согласно Приказу Министерства природных ресурсов России от 29.11.2002 N 783.
Поскольку арбитражным судом не установлены названные выше обстоятельства, имеющие значение для дела, в нарушение требований статей 171, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка всем доводам лиц, участвующих в деле, судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение для полного и всестороннего исследования материалов дела, при котором следует предложить лицам, участвующим в деле, при необходимости представить дополнительные доказательства, дать оценку доводам с учетом действующего законодательства, а также распределить расходы по государственной пошлине.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 26.07.2005 и постановление от 22.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16715/05-2 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2005 N Ф04-9103/2005(18014-А27-2)
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2005 года Дело N Ф04-9103/2005(18014-А27-2)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области на решение от 26.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 по делу N А27-16715/05-2 по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс" о взыскании санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс" (далее - общество) о взыскании санкций в размере 68550,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, принять новый судебный акт о взыскании санкций в размере 68550,4 руб., полагая, что общество необоснованно, при отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых, применило налоговую ставку 0 процентов, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на жалобу не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Кузнецкий горно-обогатительный комплекс", налоговым органом принято решение от 15.04.2005 N 2921 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 68550,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 342752 руб. и пеней в размере 10956,21 руб. за несвоевременную уплату налога.
Основанием для принятия данного решения явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение обществом льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при отсутствии нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требования N 302 об уплате санкции, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании санкции, арбитражный суд обеих инстанций, принимая во внимание отсутствие законодательно регламентированного порядка утверждения указанных нормативов Министерством природных ресурсов Российской Федерации, указал, что отсутствие нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных данным Министерством, не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, согласованных с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда основанным на неполном исследовании обстоятельств дела.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений (далее - Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых).
В соответствии с пунктом 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых).
Следовательно, применение льготы в виде налогообложения по нулевой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, рассчитанных по конкретным местам образования потерь и уточненных при разработке ежегодных программ работ, согласованных с Федеральным горным и промышленным надзором России и утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, именно налогоплательщик должен представить доказательства наличия у него оснований и соблюдения им порядка использования льготы.
В данном случае, как установлено арбитражным судом, общество применяло нормативные потери полезных ископаемых на 2004 год, согласованные с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации, но в нарушение требований Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, не утвержденные в установленном порядке Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что арбитражным судом при рассмотрении спора не исследованы в полном объеме фактические обстоятельства дела, касающиеся соблюдения обществом порядка утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, явившегося основанием для привлечения общества к налоговой ответственности.
Принимая решение и постановление, арбитражный суд не дал оценки доводу налогоплательщика, изложенному в отзыве на заявление, о том, что в совместном письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002 N АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 921 в части твердых полезных ископаемых разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу указанного Постановления (1 января 2002 г.), повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Вместе с тем, данное обстоятельство судом не проверялось и не исследовалось, в материалах дела отсутствуют вышеназванная копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год и на последующие годы или соответствующие выписки из указанных решений, а также годовые программы работ, являющиеся документом для обоснования нормативов потерь.
При этом суд, сославшись на представленные обществом Плановые показатели потерь и засорения полезных ископаемых при добыче по горнорудным подразделениям ООО "Кузнецкий ГОК" на 2004 год (л.д. 35), согласованные с Кузнецким управлением Госгортехнадзора, не указал, какому порядку соответствует данное согласование нормативов потерь в спорный период; не проверил, соответствовало ли согласование с региональным органом Госгортехнадзора России действующему до вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации N 921 порядку.
Судом не исследовано, предпринимались ли обществом меры для утверждения указанных нормативов в установленном Постановлением N 921 порядке и по какой причине не состоялось утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых в порядке, установленном Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, а также не проверен вопрос наличия вины налогоплательщика.
Кроме того, судом не учтено, что в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Министерством природных ресурсов Российской Федерации Распоряжением от 05.02.2003 N 42-р утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ", в силу которых утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых осуществляется согласно Приказу Министерства природных ресурсов России от 29.11.2002 N 783.
Поскольку арбитражным судом не установлены названные выше обстоятельства, имеющие значение для дела, в нарушение требований статей 171, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка всем доводам лиц, участвующих в деле, судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение для полного и всестороннего исследования материалов дела, при котором следует предложить лицам, участвующим в деле, при необходимости представить дополнительные доказательства, дать оценку доводам с учетом действующего законодательства, а также распределить расходы по государственной пошлине.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.07.2005 и постановление от 22.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16715/05-2 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)