Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
6 апреля 2005 г. Дело N А19-5230/05-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Стрижовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от заявителя - Яниной И.А., доверенность от 29.03.2005 N 08/6750, вр. удост. от 14.01.2005 N 03,
от ответчика - не присутствовал,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска к ООО "БайкалСибРосКомпани" о привлечении к административной ответственности,
в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее - ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска) о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании объявлен перерыв с 23.03.2005 до 25.03.2005, а затем - до 14.30 часов 31.03.2005, по окончании которого судебное заседание продолжено.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, заявленные требования оспорил.
Дело, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, арбитражный суд установил следующее.
ООО "БайкалСибРосКомпани" (ответчик по делу) зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.1999, о чем выдано свидетельство о гос. регистрации N 0928-ОРП.
ООО "БайкалСибРосКомпани" 13.02.2002 выдана лицензия N 1726 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки), срок действия которой установлен до 13.02.2005.
На основании поручения от 14.02.2005 N 17-35.8/17 зам. руководителя ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска налоговым органом 14.02.2005 проведена проверка соблюдения ООО "БайкалСибРосКомпани" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам проведенной проверки составлен акт от 14.02.2005.
Протоколом об административном правонарушении от 15.02.2005 N 17-25-13 установлено, что в акцизном складе, предназначенном для хранения готовой алкогольной продукции, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А, принадлежащем ООО "БайкалСибРосКомпани", осуществляется хранение произведенной алкогольной продукции в количестве 19466 бутылок емкостью 0,5 л.
Действия общества по хранению алкогольной продукции налоговый орган в протоколе квалифицировал по части 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении заявителем направлен в Арбитражный суд Иркутской области, уполномоченный назначать административные наказания по данной категории дел в соответствии с частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев и исследовав протокол об административном правонарушении, акт проверки, иные материалы дела в соответствии с п. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Административное право рассматривает состав правонарушения как совокупность следующих признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Основным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "БайкалСибРосКомпани" - организация-производитель - имеет акцизный склад, учрежденный согласно пункту 2 статьи 197 НК РФ с целью хранения произведенной продукции.
Действие разрешения на учреждение акцизного склада, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А и принадлежащего ООО "БайкалСибРосКомпани", решением от 07.02.2005 N 7 Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу было приостановлено в связи с неуплатой ответчиком акцизов, начисленных на отгруженную продукцию.
В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 271-п (ред. от 18.05.2004) "Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка изготовления и приобретения региональных специальных марок" в случае приостановления действия разрешения Управление МНС России (или по его поручению территориальный налоговый орган) обязано осуществить пломбирование акцизного склада и в 3-дневный срок с момента приостановления действия разрешения провести инвентаризацию оставшейся на этом складе продукции.
В этой связи акцизный склад, где хранилась произведенная ООО "БайкалСибРосКомпани" продукция, опломбирован, составлен акт инвентаризации алкогольной продукции от 08.02.2005 N 3.
Производство же спиртных напитков (водки) осуществлялось ответчиком до 13.02.2005, поскольку до 13.02.2005 действие лицензии на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (водки) не было приостановлено, прекращено либо аннулировано.
В соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения" (рег. в Минюсте РФ 04.06.2003 N 4636) алкогольная продукция собственного производства должна быть передана на акцизный склад непосредственно из производственных цехов не позднее следующего дня с момента окончания ее производства.
Таким образом, производимая ООО "БайкалСибРосКомпани" до 13.02.2005 алкогольная продукция на законных основаниях поступала на хранение в акцизный склад.
Однако, учитывая, что действие разрешения на учреждение акцизного склада было приостановлено, ООО "БайкалСибРосКомпани" не имело права реализовывать произведенную алкогольную продукцию с опломбированного склада, в связи с чем было вынуждено прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
Как установлено в судебном заседании, основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило хранение обществом на акцизном складе алкогольной продукции без лицензии.
Однако налоговый орган не учел, что у ООО "БайкалСибРосКомпани" отсутствовала возможность реализовывать производимую алкогольную продукцию с акцизного склада, поскольку последний с 08.02.2005 опломбирован и реализация алкогольной продукции с него запрещена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, срок действия лицензии ответчика на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков истек 13.02.2005 в воскресенье.
Проверка общества проведена налоговым органом на следующий день после окончания срока действия лицензии - 14.02.2005 в понедельник.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не содержит положений, обязывающих юридических лиц обращаться с заявлением о продлении действия лицензии заранее либо в день проводимой проверки, либо на следующий день после ее окончания.
В этой связи довод налогового органа о том, что ответчик на момент проведения проверки 14.02.2005 заявления на выдачу временного разрешения на хранение алкогольной продукции не подавал, несостоятелен, поскольку ООО "БайкалСибРосКомпани" могло в течение 15 дней с момента окончания срока действия лицензии обратиться в лицензирующий орган с заявлением о продлении или переоформлении лицензии (п. 8 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Кроме того, несостоятельна ссылка заявителя на п. 23 постановления Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции", поскольку налоговый орган в соответствии с указанной статьей выдает временное разрешение на право хранения остатков этилового спирта и спиртосодержащей продукции только при принятии решения об аннулировании лицензии.
В данном случае решения об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки) налоговый орган не принимал.
Учитывая изложенное и исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП России, суд считает, что налоговым органом не доказана вина юридического лица, поскольку не установлена совокупность двух фактов, а именно того, что:
- - у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
- - данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Судом установлено, что ответчик в силу объективных причин, вызванных приостановлением действия разрешения на учреждение акцизного склада, и связанных с этим последствий не имел возможности реализовать произведенную алкогольную продукцию, в связи с чем указанная продукция хранилась на акцизном складе в соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения".
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 5 статьи 205) также возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на налоговые органы.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП России лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП России, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших его дело. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении не содержит сведений, касающихся объективной стороны противоправного действия (бездействия) общества, выразившегося в хранении алкогольной продукции без лицензии.
Незаконность хранения алкогольной продукции протоколом не установлена.
Данные обстоятельства препятствуют установлению характера совершенного действия (бездействия), в связи с чем само событие административного правонарушения налоговым органом не доказано, учитывая, что только протокол является процессуальным документом, фиксирующим административное правонарушение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение 10 дней после его принятия.
6 апреля 2005 г. Дело N А19-5230/05-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Стрижовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от заявителя - Яниной И.А., доверенность от 29.03.2005 N 08/6750, вр. удост. от 14.01.2005 N 03,
от ответчика - не присутствовал,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска к ООО "БайкалСибРосКомпани" о привлечении к административной ответственности,
в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее - ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска) о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании объявлен перерыв с 23.03.2005 до 25.03.2005, а затем - до 14.30 часов 31.03.2005, по окончании которого судебное заседание продолжено.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, заявленные требования оспорил.
Дело, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, арбитражный суд установил следующее.
ООО "БайкалСибРосКомпани" (ответчик по делу) зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.1999, о чем выдано свидетельство о гос. регистрации N 0928-ОРП.
ООО "БайкалСибРосКомпани" 13.02.2002 выдана лицензия N 1726 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки), срок действия которой установлен до 13.02.2005.
На основании поручения от 14.02.2005 N 17-35.8/17 зам. руководителя ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска налоговым органом 14.02.2005 проведена проверка соблюдения ООО "БайкалСибРосКомпани" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам проведенной проверки составлен акт от 14.02.2005.
Протоколом об административном правонарушении от 15.02.2005 N 17-25-13 установлено, что в акцизном складе, предназначенном для хранения готовой алкогольной продукции, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А, принадлежащем ООО "БайкалСибРосКомпани", осуществляется хранение произведенной алкогольной продукции в количестве 19466 бутылок емкостью 0,5 л.
Действия общества по хранению алкогольной продукции налоговый орган в протоколе квалифицировал по части 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении заявителем направлен в Арбитражный суд Иркутской области, уполномоченный назначать административные наказания по данной категории дел в соответствии с частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев и исследовав протокол об административном правонарушении, акт проверки, иные материалы дела в соответствии с п. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Административное право рассматривает состав правонарушения как совокупность следующих признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Основным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "БайкалСибРосКомпани" - организация-производитель - имеет акцизный склад, учрежденный согласно пункту 2 статьи 197 НК РФ с целью хранения произведенной продукции.
Действие разрешения на учреждение акцизного склада, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А и принадлежащего ООО "БайкалСибРосКомпани", решением от 07.02.2005 N 7 Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу было приостановлено в связи с неуплатой ответчиком акцизов, начисленных на отгруженную продукцию.
В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 271-п (ред. от 18.05.2004) "Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка изготовления и приобретения региональных специальных марок" в случае приостановления действия разрешения Управление МНС России (или по его поручению территориальный налоговый орган) обязано осуществить пломбирование акцизного склада и в 3-дневный срок с момента приостановления действия разрешения провести инвентаризацию оставшейся на этом складе продукции.
В этой связи акцизный склад, где хранилась произведенная ООО "БайкалСибРосКомпани" продукция, опломбирован, составлен акт инвентаризации алкогольной продукции от 08.02.2005 N 3.
Производство же спиртных напитков (водки) осуществлялось ответчиком до 13.02.2005, поскольку до 13.02.2005 действие лицензии на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (водки) не было приостановлено, прекращено либо аннулировано.
В соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения" (рег. в Минюсте РФ 04.06.2003 N 4636) алкогольная продукция собственного производства должна быть передана на акцизный склад непосредственно из производственных цехов не позднее следующего дня с момента окончания ее производства.
Таким образом, производимая ООО "БайкалСибРосКомпани" до 13.02.2005 алкогольная продукция на законных основаниях поступала на хранение в акцизный склад.
Однако, учитывая, что действие разрешения на учреждение акцизного склада было приостановлено, ООО "БайкалСибРосКомпани" не имело права реализовывать произведенную алкогольную продукцию с опломбированного склада, в связи с чем было вынуждено прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
Как установлено в судебном заседании, основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило хранение обществом на акцизном складе алкогольной продукции без лицензии.
Однако налоговый орган не учел, что у ООО "БайкалСибРосКомпани" отсутствовала возможность реализовывать производимую алкогольную продукцию с акцизного склада, поскольку последний с 08.02.2005 опломбирован и реализация алкогольной продукции с него запрещена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, срок действия лицензии ответчика на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков истек 13.02.2005 в воскресенье.
Проверка общества проведена налоговым органом на следующий день после окончания срока действия лицензии - 14.02.2005 в понедельник.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не содержит положений, обязывающих юридических лиц обращаться с заявлением о продлении действия лицензии заранее либо в день проводимой проверки, либо на следующий день после ее окончания.
В этой связи довод налогового органа о том, что ответчик на момент проведения проверки 14.02.2005 заявления на выдачу временного разрешения на хранение алкогольной продукции не подавал, несостоятелен, поскольку ООО "БайкалСибРосКомпани" могло в течение 15 дней с момента окончания срока действия лицензии обратиться в лицензирующий орган с заявлением о продлении или переоформлении лицензии (п. 8 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Кроме того, несостоятельна ссылка заявителя на п. 23 постановления Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции", поскольку налоговый орган в соответствии с указанной статьей выдает временное разрешение на право хранения остатков этилового спирта и спиртосодержащей продукции только при принятии решения об аннулировании лицензии.
В данном случае решения об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки) налоговый орган не принимал.
Учитывая изложенное и исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП России, суд считает, что налоговым органом не доказана вина юридического лица, поскольку не установлена совокупность двух фактов, а именно того, что:
- - у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
- - данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Судом установлено, что ответчик в силу объективных причин, вызванных приостановлением действия разрешения на учреждение акцизного склада, и связанных с этим последствий не имел возможности реализовать произведенную алкогольную продукцию, в связи с чем указанная продукция хранилась на акцизном складе в соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения".
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 5 статьи 205) также возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на налоговые органы.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП России лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП России, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших его дело. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении не содержит сведений, касающихся объективной стороны противоправного действия (бездействия) общества, выразившегося в хранении алкогольной продукции без лицензии.
Незаконность хранения алкогольной продукции протоколом не установлена.
Данные обстоятельства препятствуют установлению характера совершенного действия (бездействия), в связи с чем само событие административного правонарушения налоговым органом не доказано, учитывая, что только протокол является процессуальным документом, фиксирующим административное правонарушение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение 10 дней после его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.04.2005, 31.03.2005 ПО ДЕЛУ N А19-5230/05-21
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
6 апреля 2005 г. Дело N А19-5230/05-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Стрижовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от заявителя - Яниной И.А., доверенность от 29.03.2005 N 08/6750, вр. удост. от 14.01.2005 N 03,
от ответчика - не присутствовал,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска к ООО "БайкалСибРосКомпани" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее - ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска) о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании объявлен перерыв с 23.03.2005 до 25.03.2005, а затем - до 14.30 часов 31.03.2005, по окончании которого судебное заседание продолжено.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, заявленные требования оспорил.
Дело, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, арбитражный суд установил следующее.
ООО "БайкалСибРосКомпани" (ответчик по делу) зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.1999, о чем выдано свидетельство о гос. регистрации N 0928-ОРП.
ООО "БайкалСибРосКомпани" 13.02.2002 выдана лицензия N 1726 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки), срок действия которой установлен до 13.02.2005.
На основании поручения от 14.02.2005 N 17-35.8/17 зам. руководителя ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска налоговым органом 14.02.2005 проведена проверка соблюдения ООО "БайкалСибРосКомпани" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам проведенной проверки составлен акт от 14.02.2005.
Протоколом об административном правонарушении от 15.02.2005 N 17-25-13 установлено, что в акцизном складе, предназначенном для хранения готовой алкогольной продукции, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А, принадлежащем ООО "БайкалСибРосКомпани", осуществляется хранение произведенной алкогольной продукции в количестве 19466 бутылок емкостью 0,5 л.
Действия общества по хранению алкогольной продукции налоговый орган в протоколе квалифицировал по части 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении заявителем направлен в Арбитражный суд Иркутской области, уполномоченный назначать административные наказания по данной категории дел в соответствии с частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев и исследовав протокол об административном правонарушении, акт проверки, иные материалы дела в соответствии с п. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Административное право рассматривает состав правонарушения как совокупность следующих признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Основным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "БайкалСибРосКомпани" - организация-производитель - имеет акцизный склад, учрежденный согласно пункту 2 статьи 197 НК РФ с целью хранения произведенной продукции.
Действие разрешения на учреждение акцизного склада, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А и принадлежащего ООО "БайкалСибРосКомпани", решением от 07.02.2005 N 7 Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу было приостановлено в связи с неуплатой ответчиком акцизов, начисленных на отгруженную продукцию.
В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 271-п (ред. от 18.05.2004) "Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка изготовления и приобретения региональных специальных марок" в случае приостановления действия разрешения Управление МНС России (или по его поручению территориальный налоговый орган) обязано осуществить пломбирование акцизного склада и в 3-дневный срок с момента приостановления действия разрешения провести инвентаризацию оставшейся на этом складе продукции.
В этой связи акцизный склад, где хранилась произведенная ООО "БайкалСибРосКомпани" продукция, опломбирован, составлен акт инвентаризации алкогольной продукции от 08.02.2005 N 3.
Производство же спиртных напитков (водки) осуществлялось ответчиком до 13.02.2005, поскольку до 13.02.2005 действие лицензии на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (водки) не было приостановлено, прекращено либо аннулировано.
В соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения" (рег. в Минюсте РФ 04.06.2003 N 4636) алкогольная продукция собственного производства должна быть передана на акцизный склад непосредственно из производственных цехов не позднее следующего дня с момента окончания ее производства.
Таким образом, производимая ООО "БайкалСибРосКомпани" до 13.02.2005 алкогольная продукция на законных основаниях поступала на хранение в акцизный склад.
Однако, учитывая, что действие разрешения на учреждение акцизного склада было приостановлено, ООО "БайкалСибРосКомпани" не имело права реализовывать произведенную алкогольную продукцию с опломбированного склада, в связи с чем было вынуждено прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
Как установлено в судебном заседании, основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило хранение обществом на акцизном складе алкогольной продукции без лицензии.
Однако налоговый орган не учел, что у ООО "БайкалСибРосКомпани" отсутствовала возможность реализовывать производимую алкогольную продукцию с акцизного склада, поскольку последний с 08.02.2005 опломбирован и реализация алкогольной продукции с него запрещена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, срок действия лицензии ответчика на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков истек 13.02.2005 в воскресенье.
Проверка общества проведена налоговым органом на следующий день после окончания срока действия лицензии - 14.02.2005 в понедельник.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не содержит положений, обязывающих юридических лиц обращаться с заявлением о продлении действия лицензии заранее либо в день проводимой проверки, либо на следующий день после ее окончания.
В этой связи довод налогового органа о том, что ответчик на момент проведения проверки 14.02.2005 заявления на выдачу временного разрешения на хранение алкогольной продукции не подавал, несостоятелен, поскольку ООО "БайкалСибРосКомпани" могло в течение 15 дней с момента окончания срока действия лицензии обратиться в лицензирующий орган с заявлением о продлении или переоформлении лицензии (п. 8 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Кроме того, несостоятельна ссылка заявителя на п. 23 постановления Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции", поскольку налоговый орган в соответствии с указанной статьей выдает временное разрешение на право хранения остатков этилового спирта и спиртосодержащей продукции только при принятии решения об аннулировании лицензии.
В данном случае решения об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки) налоговый орган не принимал.
Учитывая изложенное и исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП России, суд считает, что налоговым органом не доказана вина юридического лица, поскольку не установлена совокупность двух фактов, а именно того, что:
- - у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
- - данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Судом установлено, что ответчик в силу объективных причин, вызванных приостановлением действия разрешения на учреждение акцизного склада, и связанных с этим последствий не имел возможности реализовать произведенную алкогольную продукцию, в связи с чем указанная продукция хранилась на акцизном складе в соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения".
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 5 статьи 205) также возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на налоговые органы.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП России лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП России, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших его дело. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении не содержит сведений, касающихся объективной стороны противоправного действия (бездействия) общества, выразившегося в хранении алкогольной продукции без лицензии.
Незаконность хранения алкогольной продукции протоколом не установлена.
Данные обстоятельства препятствуют установлению характера совершенного действия (бездействия), в связи с чем само событие административного правонарушения налоговым органом не доказано, учитывая, что только протокол является процессуальным документом, фиксирующим административное правонарушение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение 10 дней после его принятия.
Судья
Т.Ю.СТРИЖОВА
Т.Ю.СТРИЖОВА
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
6 апреля 2005 г. Дело N А19-5230/05-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Стрижовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от заявителя - Яниной И.А., доверенность от 29.03.2005 N 08/6750, вр. удост. от 14.01.2005 N 03,
от ответчика - не присутствовал,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска к ООО "БайкалСибРосКомпани" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее - ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска) о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании объявлен перерыв с 23.03.2005 до 25.03.2005, а затем - до 14.30 часов 31.03.2005, по окончании которого судебное заседание продолжено.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, заявленные требования оспорил.
Дело, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, арбитражный суд установил следующее.
ООО "БайкалСибРосКомпани" (ответчик по делу) зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.1999, о чем выдано свидетельство о гос. регистрации N 0928-ОРП.
ООО "БайкалСибРосКомпани" 13.02.2002 выдана лицензия N 1726 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки), срок действия которой установлен до 13.02.2005.
На основании поручения от 14.02.2005 N 17-35.8/17 зам. руководителя ИФНС РФ по Ленинскому округу г. Иркутска налоговым органом 14.02.2005 проведена проверка соблюдения ООО "БайкалСибРосКомпани" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам проведенной проверки составлен акт от 14.02.2005.
Протоколом об административном правонарушении от 15.02.2005 N 17-25-13 установлено, что в акцизном складе, предназначенном для хранения готовой алкогольной продукции, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А, принадлежащем ООО "БайкалСибРосКомпани", осуществляется хранение произведенной алкогольной продукции в количестве 19466 бутылок емкостью 0,5 л.
Действия общества по хранению алкогольной продукции налоговый орган в протоколе квалифицировал по части 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении заявителем направлен в Арбитражный суд Иркутской области, уполномоченный назначать административные наказания по данной категории дел в соответствии с частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев и исследовав протокол об административном правонарушении, акт проверки, иные материалы дела в соответствии с п. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Административное право рассматривает состав правонарушения как совокупность следующих признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Основным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "БайкалСибРосКомпани" - организация-производитель - имеет акцизный склад, учрежденный согласно пункту 2 статьи 197 НК РФ с целью хранения произведенной продукции.
Действие разрешения на учреждение акцизного склада, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 3А и принадлежащего ООО "БайкалСибРосКомпани", решением от 07.02.2005 N 7 Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу было приостановлено в связи с неуплатой ответчиком акцизов, начисленных на отгруженную продукцию.
В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 271-п (ред. от 18.05.2004) "Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка изготовления и приобретения региональных специальных марок" в случае приостановления действия разрешения Управление МНС России (или по его поручению территориальный налоговый орган) обязано осуществить пломбирование акцизного склада и в 3-дневный срок с момента приостановления действия разрешения провести инвентаризацию оставшейся на этом складе продукции.
В этой связи акцизный склад, где хранилась произведенная ООО "БайкалСибРосКомпани" продукция, опломбирован, составлен акт инвентаризации алкогольной продукции от 08.02.2005 N 3.
Производство же спиртных напитков (водки) осуществлялось ответчиком до 13.02.2005, поскольку до 13.02.2005 действие лицензии на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (водки) не было приостановлено, прекращено либо аннулировано.
В соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения" (рег. в Минюсте РФ 04.06.2003 N 4636) алкогольная продукция собственного производства должна быть передана на акцизный склад непосредственно из производственных цехов не позднее следующего дня с момента окончания ее производства.
Таким образом, производимая ООО "БайкалСибРосКомпани" до 13.02.2005 алкогольная продукция на законных основаниях поступала на хранение в акцизный склад.
Однако, учитывая, что действие разрешения на учреждение акцизного склада было приостановлено, ООО "БайкалСибРосКомпани" не имело права реализовывать произведенную алкогольную продукцию с опломбированного склада, в связи с чем было вынуждено прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
Как установлено в судебном заседании, основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило хранение обществом на акцизном складе алкогольной продукции без лицензии.
Однако налоговый орган не учел, что у ООО "БайкалСибРосКомпани" отсутствовала возможность реализовывать производимую алкогольную продукцию с акцизного склада, поскольку последний с 08.02.2005 опломбирован и реализация алкогольной продукции с него запрещена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, срок действия лицензии ответчика на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков истек 13.02.2005 в воскресенье.
Проверка общества проведена налоговым органом на следующий день после окончания срока действия лицензии - 14.02.2005 в понедельник.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не содержит положений, обязывающих юридических лиц обращаться с заявлением о продлении действия лицензии заранее либо в день проводимой проверки, либо на следующий день после ее окончания.
В этой связи довод налогового органа о том, что ответчик на момент проведения проверки 14.02.2005 заявления на выдачу временного разрешения на хранение алкогольной продукции не подавал, несостоятелен, поскольку ООО "БайкалСибРосКомпани" могло в течение 15 дней с момента окончания срока действия лицензии обратиться в лицензирующий орган с заявлением о продлении или переоформлении лицензии (п. 8 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Кроме того, несостоятельна ссылка заявителя на п. 23 постановления Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции", поскольку налоговый орган в соответствии с указанной статьей выдает временное разрешение на право хранения остатков этилового спирта и спиртосодержащей продукции только при принятии решения об аннулировании лицензии.
В данном случае решения об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки) налоговый орган не принимал.
Учитывая изложенное и исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 КоАП России, суд считает, что налоговым органом не доказана вина юридического лица, поскольку не установлена совокупность двух фактов, а именно того, что:
- - у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
- - данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Судом установлено, что ответчик в силу объективных причин, вызванных приостановлением действия разрешения на учреждение акцизного склада, и связанных с этим последствий не имел возможности реализовать произведенную алкогольную продукцию, в связи с чем указанная продукция хранилась на акцизном складе в соответствии с Приказом МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения".
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 5 статьи 205) также возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на налоговые органы.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП России лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП России, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших его дело. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении не содержит сведений, касающихся объективной стороны противоправного действия (бездействия) общества, выразившегося в хранении алкогольной продукции без лицензии.
Незаконность хранения алкогольной продукции протоколом не установлена.
Данные обстоятельства препятствуют установлению характера совершенного действия (бездействия), в связи с чем само событие административного правонарушения налоговым органом не доказано, учитывая, что только протокол является процессуальным документом, фиксирующим административное правонарушение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о привлечении ООО "БайкалСибРосКомпани" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение 10 дней после его принятия.
Судья
Т.Ю.СТРИЖОВА
Т.Ю.СТРИЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)